Постановление администрации Саратовского муниципального района от 05.11.2013 N 2402 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ
САРАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2013 г. № 2402

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
В САРАТОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

Руководствуясь статьей 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Саратовского муниципального района Саратовской области, в связи с окончанием действия муниципальной целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства на территории Саратовского муниципального района на 2008 - 2012 годы" администрация Саратовского муниципального района постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы" согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.
2. Финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района при формировании бюджета на очередной финансовый год предусмотреть расходы на реализацию мероприятий, включенных в муниципальную Программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы".
3. Настоящее постановление подлежит официальной публикации в районной газете "Большая Волга" и размещению на официальном сайте администрации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования в газете "Большая Волга".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава
администрации Саратовского муниципального района
И.А.БАБОШКИН





Приложение № 1
к постановлению
администрации Саратовского муниципального района
от 5 ноября 2013 г. № 2402

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В
САРАТОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

Паспорт муниципальной Программы

Наименование Программы
Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа)
Нормативно-правовое основание для разработки Программы
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
постановление Правительства Саратовской области от 07.09.2012 № 544-П "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013 - 2020 годы"
постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Заказчик Программы
Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района
Разработчик Программы
Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района
Исполнители Программы
Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района;
управление ЖКХ, транспорта, строительства и связи;
управление образования;
управление культуры;
администрации муниципальных образований (по согласованию)
Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий Саратовского муниципального района;
- обеспечение роста объемов производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, повышение ее качества.
Основные задачи:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения;
- повышение эффективности производства на территории района основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
- повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности на основе модернизации производства
Сроки и этапы реализации реализации Программы
2013 - 2020 годы, в восемь этапов:
I этап - 2013 год,
II этап - 2014 год,
III этап - 2015 год,
IV этап - 2016 год,
V этап - 2017 год,
VI этап - 2018 год,
VII этап - 2019 год,
VIII - этап - 2020 год
Перечень подпрограмм
нет
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013 - 2020 годы составляет 775874,4 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета (прогнозно) - 239862,32 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 402,57 тыс. рублей,
2014 год - 30854,25 тыс. рублей,
2015 год - 74914,25 тыс. рублей,
2016 год - 23234,0 тыс. рублей,
2017 год - 33264,25 тыс. рублей,
2018 год - 37064,25 тыс. рублей,
2019 год - 30064,25 тыс. рублей,
2020 год - 10064,25 тыс. рублей;
из областного бюджета (прогнозно) - 330049,76 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 536,76 тыс. рублей,
2014 год - 41139,0 тыс. рублей,
2015 год - 100419,0 тыс. рублей,
2016 год - 30979,0 тыс. рублей,
2017 год - 51019,0 тыс. рублей,
2018 год - 49419,0 тыс. рублей,
2019 год - 43419,0 тыс. рублей,
2020 год - 13419,0 тыс. рублей;
из местного бюджета (прогнозно) - 134810,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 200,0 тыс. рублей,
2014 год - 21990,0 тыс. рублей,
2015 год - 58250,0 тыс. рублей,
2016 год - 13370,0 тыс. рублей,
2017 год - 13400,0 тыс. рублей,
2018 год - 27200,0 тыс. рублей,
2019 год - 200,0 тыс. рублей,
2020 год - 200,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 70852,32 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 402,57 тыс. рублей,
2014 год - 10064,25 тыс. рублей,
2015 год - 10064,25 тыс. рублей,
2016 год - 10064,25 тыс. рублей,
2017 год - 10064,25 тыс. рублей,
2018 год - 10064,25 тыс. рублей,
2019 год - 10064,25 тыс. рублей,
2020 год - 10064,25 тыс. рублей
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы к 2020 году в Саратовском муниципальном районе прогнозируются:
ввод (приобретение) 7005 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 2500 тыс. кв. м - для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие и реконструкция дошкольных образовательных учреждений на 310 мест;
открытие 2-х амбулаторий и 3 фельдшерско-акушерских пунктов;
реконструкция МУК "Дом досуга п. Тепличный" на 150 мест;
газификация 5 сельских населенных пунктов
Система организации контроля за исполнением Программы
Администрация Саратовского муниципального района;
управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского района;
администрации МО, входящих в состав Саратовского муниципального района (по согласованию)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами

Саратовский район является одним из самых перспективных аграрных районов Саратовской области по производству продовольствия.
В последние годы в соответствии с требованиями рынка значительные изменения претерпела структура посевных площадей: введены в севооборот такие культуры, как рыжик, лен масличный, расширены площади зернобобовых, кормовых, овощных культур.
Положительная динамика наблюдается в развитии наиболее эффективного мясного скотоводства. Поголовье крупного рогатого скота мясного направления увеличилось за 2008 - 2012 годы на 19.2 %.
За тот же период численность поголовья свиней снизилась на 3 %.
Несмотря на отмеченные изменения в результате реализации муниципальной целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства на территории Саратовского муниципального района на 2008 - 2012 годы" и участия в реализации государственных и ведомственных целевых программ в агропромышленном комплексе района за 2008 - 2012 годы, не все намеченные целевые ориентиры были достигнуты и остается не решенным целый спектр проблем.
Требуют большего внимания вопросы повышения эффективности землепользования, совершенствования системы земледелия, внедрения современных технологий в растениеводстве и животноводстве, развития орошения, формирования эффективной структуры производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей потребностям рынка и позволяющей динамично развиваться сельскохозяйственным предприятиям.
Недостаточным остается уровень применения сельхозтоваропроизводителями минеральных и органических удобрений. Данные станции агрохимической службы свидетельствуют, что в целом по району складывается отрицательный баланс питательных веществ в почве.
Несмотря на проводимые в последние годы мероприятия по модернизации сельскохозяйственного производства, в машинно-тракторном парке сельскохозяйственных предприятий еще остается большое количество физически и морально устаревшей техники.
Среди причин, сдерживающих развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, необходимо отметить низкие темпы внедрения новых технологий, технического перевооружения и модернизации производства.
Низкий уровень социального обустройства по-прежнему является причиной непривлекательности проживания в сельской местности. Актуальным остается вопрос привлечения в агропромышленный комплекс квалифицированной рабочей силы и обновления кадров.
Развитие сферы АПК носит системный, межотраслевой, социально-экономический характер и вопрос развития отраслей агропромышленного комплекса и сельских территорий района требует решения программными методами путем организации комплекса взаимосвязанных мероприятий.

2. Основные цели и задачи реализации Программы

Целями Программы являются:
- обеспечение роста объемов производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, повышение ее качества;
- устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий Саратовского муниципального района.
Основные задачи:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения;
- повышение эффективности производства на территории района основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
- повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий пищевой перерабатывающей промышленности на основе модернизации производства.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Настоящая программа разработана на период 2013 - 2020 годов, реализуется в восемь этапов:
I этап - 2013 год,
II этап - 2014 год,
III этап - 2015 год,
IV этап - 2016 год,
V этап - 2017 год,
VI этап - 2018 год,
VII этап - 2019 год,
VIII - этап - 2020 год.

4. Система Программных мероприятий

В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
- развитие подотрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства;
- развитие подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства;
- техническое оснащение и технологическая модернизация агропромышленного комплекса;
- поддержка малых форм хозяйствования;
- кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.

4.1. Развитие социальной и инженерной
инфраструктуры в сельской местности

Устойчивое развитие сельских территорий Саратовского муниципального района - одно из основных направлений Программы, целью которой является выведение сельских территорий на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических и социальных задач при сохранении природно-ресурсного потенциала сельской местности.
Сельское хозяйство в большинстве сельских населенных пунктах по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей, что обусловлено неразвитостью на селе альтернативных сфер деятельности. Уровень жизни сельского населения остается ниже городского. Низкая оплата труда при недостаточном уровне оказания социальных услуг и необеспеченность комфортным жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности.
Техническое состояние ряда сельских школ и детских садов не отвечает современным образовательным стандартам как по набору помещений, так и по их комплектности. Между тем от наличия образовательных учреждений и состояния образования в конкретном населенном пункте напрямую зависит его дальнейшее развитие и привлекательность для проживания.
Основной целью развития системы здравоохранения в сельской местности является снижение заболеваемости населения посредством повышения качества и доступности медицинских услуг, что возможно осуществить за счет расширения охвата населения первичной медицинской помощью путем строительства фельдшерско-акушерских пунктов.
Обеспечение доступности и расширение перечня услуг для сельского населения в области культуры, создание благоприятных условий для творческой деятельности, а также сокращение числа сельских жителей, не охваченных услугами организаций культуры, является не менее значимым аспектом социального развития села. На сегодняшний день ряд домов досуга находятся в состоянии, близком к аварийному. Проведение капитального и текущего ремонта ввиду ветхости конструкций является нецелесообразным. Строительство новых домов досуга в сельской местности является необходимым условием для осуществления их деятельности.
Одной из основных проблем жилищно-коммунального сектора сельских поселений является высокий физический износ систем централизованного водоснабжения. Наиболее распространенным показателем низкого качества питьевой воды считается повышенное содержание солей и железа, что является следствием изношенности трубопроводов. В результате в ряде сел население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей ГОСТу "Вода питьевая". Проведение реконструкции систем водоснабжения в сельских населенных пунктах путем замены изношенных стальных трубопроводов на полиэтиленовые позволит не только улучшить качество поставки воды населению, но и снизить число аварийных ситуаций на инженерных сетях.
Дальнейшую поддержку развития сельских территорий Саратовского муниципального района предполагается осуществлять по следующим основным направлениям.

4.1.1. Улучшение жилищных условий сельского населения и
обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской
местности, молодых семей и молодых специалистов

За период реализации областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" с 2009 по 2012 годы улучшили жилищные условия более 63 семей, построено (приобретено) 3400 кв. м жилья.
Вместе с тем, несмотря на отмеченные положительные результаты в социальном развитии села, поставленные цели и задачи в областной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" были решены не в полной мере и остается не решенным целый спектр проблем.
Реализация мероприятий направлена на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни.
В процессе реализации указанных мероприятий в 2014 - 2020 годах предусматривается:
приобретение 7005 кв. м жилья. Жилищные условия улучшат (прогнозно) более 106 сельских семей и 70 молодых специалистов, из них 25 процентов - работники АПК, 25 процентов - работники образования, 25 процентов - работники здравоохранения и 25 процентов - работники культуры и спорта, что приведет к развитию первичного рынка жилья на селе, формирование на селе фонда социального жилья, повышение закрепляемости молодых специалистов на селе, стимулирование привлечения граждан, проживающих в сельской местности, к участию в ипотечном жилищном кредитовании.
Реализация мероприятий направлена на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни.
В результате реализации мероприятий (прогнозно) будет введено (приобретено) 7005 кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 2500 кв. м - для молодых семей и молодых специалистов.

Динамика ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих
в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов

Год
Число семей, улучшивших
жилищные условия (прогноз)
Объем ввода жилья, кв. м (прогноз)
Объем финансирования (прогноз), тыс. руб.
Всего
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Внебюджетные источники
2013
1
54
1341,9
402,57
536,76
402,57
2014
25
993
33547,5
10064,25
13419,0
10064,25
2015
25
993
33547,5
10064,25
13419,0
10064,25
2016
25
993
33547,5
10064,25
13419,0
10064,25
2017
25
993
33547,5
10064,25
13419,0
10064,25
2018
25
993
33547,5
10064,25
13419,0
10064,25
2019
25
993
33547,5
10064,25
13419,0
10064,25
2020
25
993
33547,5
10064,25
13419,0
10064,25
Итого:
176
7005
236174,4
70852,32
94469,76
70852,32

4.1.2. Развитие на селе сети образовательных учреждений

Реализация мероприятий направлена на повышение общедоступности и качества образования в сельской местности, стимулирование улучшения демографической ситуации на селе, обеспечение сохранения и развития сельских территорий.
В Саратовском муниципальном районе функционируют 25 муниципальных дошкольных учреждений. Фактическая наполняемость ДОУ - 1665 детей.
Очередность в дошкольные учреждения района составляет 272 ребенка, в основном это дети, стоящие в очереди в МДОУ Дубки, - более 150 человек и МДОУ с. Рыбушка - более 40 человек.
Также в связи с отсутствием дошкольных учреждений и с запросом населения в с. Константиновка и п. Водник возникает потребность в строительстве детских садов.
В рамках мероприятия предусматривается:
- строительство Детских садов на 195 мест;
- строительство пристройки к МОУ СОШ п. Расково.

Информация о пообъектном финансировании

Мероприятие
Год
Объем финансирования, тыс. руб.
в том числе за счет средств
Эффект от проведенных мероприятий
федерального бюджета
областного бюджета
местного бюджета
Строительство детского сада в селе Рыбушка на 80 мест
2014
60000
18000
24000
18000
После строительства очередность в детский сад будет ликвидирована
Расширение детского сада в п. Дубки (60 мест)
2015
30000
9000
12000
9000
Очередность сократится на 80% со 150 детей до 30
Реконструкция здания начальной школы в детский сад в п. Водник (25 мест)
2015
10000
3000
4000
3000
Будет решена проблема отсутствия в поселке дошкольного образовательного учреждения (потребность 25 человек)
Строительство детского сада в п. Константиновка (30 мест)
2016
30000
9000
12000
9000
Будет решена проблема отсутствия в поселке дошкольного образовательного учреждения (потребность 25 человек)
Строительство пристройки к МОУ СОШ п. Расково
2017
40000
12000
16000
12000
Будет решена проблема перенаполняемости учреждения и приведения его в соответствие с требованиями (120 мест)
ИТОГО:

170000
51000
68000
51000


4.1.3. Улучшение медицинского
обслуживания сельского населения

Население Саратовского муниципального района общей численностью - 48091 человек обслуживает ГУЗ СО "Саратовская ЦРБ".
Сеть ЛПУ в Саратовском районе представлена следующим образом:
1. ГУЗ СО "Саратовская ЦБР" ЦРБ п. Красный Текстильщик.
2. ГУЗ СО "Саратовская ЦРБ".
3. 4 участковых больницы:
- Участковая больница с. Багаевка;
- Участковая больница п. Красный Октябрь;
- Участковая больница с. Усть-Курдюм;
- Участковая больница с. Поповка.
4. 8 амбулаторий: п. Соколовый, п. Дубки, с. Шевыревка, с. Березина Речка, п. Сергиевский, п. Расково, с. Синенькие, с. Рыбушка.
5. Двадцать четыре (24) ФАПа.
В Саратовском районе работает 71 врач, из них 5 врачей-стоматологов. За 9 месяцев 2013 г. прибыло 5 человек, из них 4 молодых специалиста, убыло 8 врачей.
Обеспеченность врачами на 10000 составляет 14,62 %.
Укомплектованность врачами по физическим лицам составляет 60,8 %.
Квалификационную категорию имеют 18 врачей:
высшую квалификационную категорию - 8 человека;
первую квалификационную категорию - 6 человека;
вторую квалификационную категорию - 4 человека.
Реализация мероприятий направлена на развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности, обеспечение и совершенствование первичной медико-санитарной помощи на селе.
В результате реализации мероприятий будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения за счет открытия 3 фельдшерско-акушерских пунктов, ремонта 1 амбулатории и ремонта 1 больницы.

Информация о пообъектном финансировании

Мероприятие
Год
Объем финансирования, тыс. руб.
в том числе за счет средств
Федерального бюджета
Областного бюджета
Местного бюджета
Амбулатория п. Расково
2014 - 15
150000
45000
60000
45000
ФАП х. М. Скатовка
2014 - 15
16400
6800
9600
-
ФАП с. Широкий Буерак
2016 - 17
30000
10000
20000
-
ФАП п. Новогусельский
2016 - 18
90000
27000
36000
27000
ФАП п. Красный Октябрь
2018 - 20
50000
20000
30000
-
ИТОГО:

336400
108800
155600
72000

4.1.4. Развитие сети культурно-досуговых учреждений на селе

Реализация мероприятий направлена на сохранение и развитие сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурно-досуговым учреждениям.
На территории Саратовского муниципального района осуществляют свою деятельность 61 учреждение культуры, из них: 6 Детских школ искусств, 30 библиотек, 25 Домов культуры (досуга), количество клубных формирований - 191, количество участников формирований - 2489 чел., 12 народных коллективов. По итогам 2012 года на территории Саратовского муниципального района было проведено 4675 мероприятий, охват составил более 70 тыс. жителей района.
Реализация мероприятий позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения учреждениями культуры и отдыха за счет ввода в Александровском муниципальном образовании культурно-досугового учреждения на 150 мест (п. Тепличный).

Информация о пообъектном финансировании

Мероприятие
Год
Объем финансирования, тыс. руб.
в том числе за счет средств
федерального бюджета
областного бюджета
местного бюджета
Реконструкция МУК "Дом досуга п. Тепличный" на 150 мест:
Всего:
10000,00



проектно-изыскательские работы, проведение экспертизы
2014
1000,00
0
0
1000,00
строительство
2015 - 2016
9000,00
2700,00
3600,00
2700,00

4.1.5. Развитие газификации в сельской местности

Реализация мероприятий направлена на повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности. В рамках осуществления мероприятия предусматривается газификация с. Широкий Буерак, п. Водник, с. Расловка-1, с. Расловка-2, с. Новоалександровка.

Информация о пообъектном финансировании

Мероприятие
Год
Объем финансирования, тыс. руб.
в том числе за счет средств
федерального бюджета
областного бюджета
местного бюджета
Газификация с. Широкий Буерак
Всего:
3000
900
1200
900
строительство внутрипоселкового газопровода
2014
3000
900
1200
900
газификация с. Расловка-1
Всего:
6300
1890
2520
1890
строительство внутрипоселкового газопровода
2014
2800
840
1120
840
строительство межпоселкового газопровода
2014
3500
1050
1400
1050
газификация п. Водник
Всего:
3500
1050
1400
1050
строительство внутрипоселкового газопровода
2015
3500
1050
1400
1050
газификация с. Расловка-2
Всего:
4900
1470
1960
1470
строительство внутрипоселкового газопровода
2016
1400
420
560
420
строительство межпоселкового газопровода
2016
3500
1050
1400
1050
газификация с. Новоалександровка
Всего:
4000
1200
1600
1200
строительство внутрипоселкового и межпоселкового газопровода
2017
4000
1200
1600
1200
ИТОГО:

21700
6510
8680
6510

4.2. Развитие подотрасли растениеводства

В 2012 году площадь сельхозугодий составила 124,3 тыс. га, в том числе пашни - 84,3 тыс. га, неиспользуемой пашни - 37,3 тыс. га, или 44 процента от общей площади пашни. Обеспеченность сельскохозяйственной техникой в районе ниже, чем в других районах области, входящих в состав Саратовской области.
Целью реализации мероприятий данного направления является обеспечение населения высококачественной продукцией собственного производства и формирование устойчивой кормовой базы для животноводства.
В развитии растениеводства района остается много нерешенных проблем.
Одним из факторов снижения плодородия почв является эрозия. Процессы водной и ветровой эрозии, а также их совместное проявление (водно-ветровая эрозия) наблюдаются почти на 60 процентах площадей сельскохозяйственных угодий.
В структуре посевных площадей произошли изменения в сторону высокого насыщения озимыми культурами и подсолнечником, что привело к упрощению севооборотов и снижению их роли в повышении плодородия почв, а также к ухудшению фитосанитарной обстановки. Недостаточно активно идет восстановление ранее сокращенных посевных площадей.
В целом существующий уровень производства, переработки и реализации продукции растениеводства не в полной мере отвечает требованиям продовольственной самообеспеченности населения района продуктами питания. В 2013 году потребление основных растениеводческих продуктов питания на душу населения в области составило: хлебные продукты - 100 кг (по Приволжскому федеральному округу - 115 кг), картофель соответственно - 53 (107) кг, овощи и бахчевые - 85 (94) кг, растительное масло - 20,3 (13,8) кг, сахар - 26 (36) кг. Все показатели потребления указанных продуктов питания в районе, кроме растительного масла, ниже показателей не только по Приволжскому федеральному округу, но и по Российской Федерации. Производство овощей в закрытом грунте составило 268,6 кг на одного жителя в год при норме 12 - 15 кг.
Решение проблемы продовольственной самообеспеченности должно осуществляться программными методами. Подпрограмма охватывает зерновой, овощной, включающие в себя отрасли по производству продукции растениеводства, их первичной и глубокой переработке, логистическое обеспечение рынка.
Развитие подотрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- эффективное использование сельскохозяйственных угодий и поддержание почвенного плодородия,
- вовлечение неиспользуемых пахотных угодий в сельскохозяйственный оборот,
- оптимизация структуры посевных площадей и освоение научно обоснованных систем земледелия,
- применение органических и минеральных удобрений,
- соблюдение комплекса мер защиты растений,
- развитие орошаемого земледелия,
- техническая и технологическая модернизация производства.

4.2.1. Развитие производства зерновых и зернобобовых культур

На 2012 год площадь закладки зерновых и зернобобовых культур составила 16185 га, производство зерна составило 8,2 тыс. т, в 2013 году производство зерна возросло до 20,4 тыс. т, к 2020 году планируется довести производство зерновых и зернобобовых до 29,1 тыс. т.
Мероприятия по развитию производства зерновых и зернобобовых культур направлены на обеспечение потребности района в продовольственном зерне и животноводства в зернофураже.
Зерновое производство является одним из основных направлений в развитии растениеводства района. Повышение эффективности зернового производства возможно при системном, комплексном подходе, который предусматривает:
- совершенствование структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом их экономической эффективности и требований рынка,
- расширение посевов наиболее урожайных озимых культур как наиболее урожайной и экономически выгодной зернофуражной культуры, зернобобовых культур с целью увеличения производства растительного белка,
- обеспечение сортосмены и сортообновления сельскохозяйственных культур,
- внедрение новых сортов и гибридов,
- освоение ресурсосберегающих технологий с использованием многооперационных сельскохозяйственных машин,
- применение интегрированной системы защиты растений,
- рациональное использование органических и минеральных удобрений.
В результате реализации мероприятий Программы расширится ассортимент и увеличатся объемы производства зерновых и зернобобовых культур:

год
производство зерновых и зернобобовых культур (тыс. тонн)
2013
20,4
2014
20,3
2015
22,2
2016
24,7
2017
25,8
2018
27,1
2019
28,9
2020
29,1

4.2.2. Развитие производства технических культур

На 2012 год площадь закладки технических культур составила 12,3 тыс. га, производство семян подсолнечника составило 57,2 т, к 2020 году планируется довести производство масла семян подсолнечника до 13,2 тыс. т.
Приоритетом осуществления мероприятий по развитию производства технических культур является обеспечение стабильного производства масличных культур для переработки и поддержания доходности сельхозтоваропроизводителей.
Для обеспечения стабильного производства технических культур предусматриваются:
- оптимизация посевных площадей подсолнечника в соответствии с агротехническими требованиями,
- увеличение площади возделывания озимого рыжика и др. культур,
- использование высококачественного семенного материала,
- применение органических и минеральных удобрений,
- проведение мероприятий по защите растений.
В результате реализации мероприятий Программы расширится ассортимент и увеличатся объемы производства продуктивных масличных культур.

4.2.3. Развитие кормопроизводства

Основной задачей по развитию кормопроизводства является обеспечение животноводства высококачественными сбалансированными кормами.
Для ее реализации предусматривается комплекс мероприятий:
- оптимизация структуры посевных площадей кормовых культур, в том числе за счет увеличения посевов энергетически ценных кормовых культур;
- использование орошаемых площадей для выращивания высококачественных кормовых культур;
- организация культурных пастбищ на низкопродуктивных землях, не пригодных для возделывания сельскохозяйственных культур;
- рациональное использование естественных кормовых угодий.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий Программы позволит в полном объеме обеспечить высококачественными сбалансированными кормами сельскохозяйственных животных всех категорий хозяйств.

4.2.4. Развитие садоводства, закладка и уход
за многолетними насаждениями и виноградниками

В 2012 году общая площадь виноградников в Саратовском муниципальном районе составила 4 га, площадь садовых угодий - 177 га. Основной задачей по развитию садоводства и виноградарства является повышение обеспеченности плодово-ягодной продукцией населения и предприятий плодоовощной отрасли сырьем.
Предусматривается следующий комплекс мероприятий:
- закладка многолетних плодово-ягодных насаждений и виноградников районированными сортами;
- применение передовых технологий возделывания плодовых насаждений и виноградников;
- применение эффективных способов полива;
- рациональное применение удобрений и средств защиты растений.
В результате реализации мероприятий к 2020 году увеличатся площади многолетних плодовых насаждений на 284 га:

год
Площадь закладки многолетних насаждений (га)
2013
49
2014
34
2015
34
2016
34
2017
34
2018
33
2019
33
2020
33

виноградников - на 45 га (ИП глава КФХ Еремина А.З.):

год
Площадь закладки виноградников (га)
2013
2
2014
3
2015
4
2016
5
2017
6
2018
7
2019
8
2020
10

Это позволит расширить ассортимент и увеличить объемы производства продукции.

4.2.5. Развитие переработки продукции растениеводства

Полноценное развитие отраслей растениеводства возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности.
Основная проблема переработки продукции растениеводства в Саратовском муниципальном районе - это отсутствие первичной и глубокой переработки продукции, логистическое обеспечение рынка (отсутствуют пекарни, логистические центры обработки и упаковки продукции), что приводит к невозможности довести растениеводство района до стандартов ГОСТа. На фоне этих проблем продукция растениеводства продается в другие районы области или же просто пропадает.
Целью реализации данных мероприятий является обеспечение населения высококачественными продуктами питания, производимыми из растительного сырья.
Для ее достижения предусматривается решение следующих задач:
- реконструкция и модернизация действующих предприятий пищевой перерабатывающей промышленности;
- увеличение объемов производства, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- развитие производства хлебобулочных и кондитерских изделий повышенной биологической ценности (диетических и обогащенных микронутриентами);
- логистическое обеспечение рынка.
Реализация мероприятий позволит повысить конкурентоспособность предприятий, расширить ассортимент, увеличить объемы производства продукции.

4.3. Развитие подотрасли животноводства

Животноводство - социально значимая отрасль, обеспечивающая население продуктами питания животного происхождения, а промышленность - сырьем.
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" включает в себя отрасли по производству продукции животноводства, ее переработки и регулирование рынка продукции. Данный сектор аграрного производства оказывает решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения Саратовского района.
Деятельность подотраслей животноводства и предприятий по переработке продукции животноводства в Саратовском муниципальном районе с 2008 года была ориентирована на реализацию мероприятий и достижение целевых индикаторов, заложенные в муниципальной целевой программе "Развитие сельскохозяйственного производства на территории Саратовского муниципального района на 2008 - 2012 годы". Это позволило достичь положительных результатов.
За 2008 - 2012 гг. рост поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составил 19,2 %, в том числе коров - 19,2 %, овец и коз - 24,1 %.
За этот же период численность поголовья свиней снизилась на 3%.
Причины снижения:
- частичная ликвидация поголовья свиней в хозяйствах всех категорий в связи с возникновением очага заболевания африканской чумы свиней на территории Саратовской области от 30 ноября 2011 г. № 235, Балаковский район был включен во вторую угрожаемую зону в период с ноября 2011 г. по июль 2012 г. Угроза возникновения африканской чумы повлекла сокращение темпов роста по поголовью свиней.
В результате роста поголовья крупного рогатого скота и маточного поголовья наблюдается рост и по объемам производства основной продукции производства.
Производство молока во всех категориях хозяйств в 2012 году составило 1157,7 тонн, что на 9 % выше уровня 2008 года.
В настоящее время одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся считается мировой рынок мясной продукции. Об этом свидетельствует опыт как российских, так и зарубежных компаний, занимающихся животноводством, переработкой мясного сырья и реализацией продукции.
В Саратовском муниципальном районе за 2008 - 2012 гг. производство мяса выросло на 13,3 % и достигло 2313,8 тонн в живом весе на убой. В структуре производства мяса наибольший удельный вес приходится на производство говядины и свинины. В последние годы наблюдается значительный рост объемов производства баранины.
Основным источником производства говядины в настоящее время является ремонтный молодняк и выбракованные коровы молочных и комбинированных пород, на долю которых приходится 95% этого вида мяса.
В связи с этим интересы Саратовского муниципального района диктуют необходимость развития именного местного мясного животноводства и мясо-шерстного овцеводства не только для удовлетворения внутреннего спроса, но и для обеспечения поставок отдельных видов мясной продукции в другие районы области и регионы России.
Положительная динамика до 2012 года наблюдалась и в яичном птицеводстве Саратовского муниципального района. Объемы производства яйца полностью удовлетворяют потребности местного населения в соответствии с рекомендуемыми нормами питания. В 2012 году их производство составило 9001 тыс. штук, или 11,3 % к уровню 2008 г. Изменения объемов производства яиц опережало средний областной уровень, но в то же время уступало по темпам роста таким муниципальным районам области, как Татищевский, Лысогорский, Ртищевский.
Полноценное развитие отраслей животноводства возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности.
Основная проблема в мясоперерабатывающей промышленности в муниципальном районе - это недостаточное количество мощностей по первичной переработке скота, соответствующих современным технологическим и санитарным нормам. Значительная часть молока производится в личных подсобных хозяйствах населения района. Существующая сеть молокоприемных пунктов не обеспечивает сбор молока в хозяйствах населения в полном объеме и необходимого качества.
Для своевременного и в полном объеме исполнения мероприятий технического перевооружения и модернизации перерабатывающих предприятий необходима государственная поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по возмещению части затрат на приобретение технологического оборудования.
Основными препятствиями для устойчивого развития крупномасштабного конкурентоспособного животноводства и реализации имеющегося ресурсного потенциала являются: малочисленность скота; недостаточный уровень технического и технологического оснащения отраслей в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка скота и птицы; неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий; слабая кормовая база для откорма; невысокий потенциал продуктивности скота и птицы; низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в производстве мяса.
Таким образом, развитие подотрасли животноводства является экономически обоснованным и наиболее перспективным направлением.
В результате реализации запланированных Программой мероприятий будет внесен вклад в улучшение социально-экономического положения отдельных сельских территорий Саратовского муниципального района. Прогнозируется рост доходов работников животноводства и увеличение занятости сельского населения.
Таким образом, создание условий для устойчивого и комплексного развития подотрасли животноводства становится приоритетным направление аграрной политики Саратовского муниципального района на 2013 - 2020 гг.

4.3.1. Развитие молочного скотоводства

Основными производителями в отрасли молочного скотоводства в Саратовском муниципальном районе являются - ООО "Ольховка" (210,2 тонн в год), ИП глава КФХ Демидова Е.Н. (257,4 тонн в год), ИП глава КФХ Мстоян Г.В. (149,7 тонн в год), ИП глава КФХ Садоян Р.А. (171,4 тонн в год), которые обеспечивают до 30 % всего производства молока по району. Значительная часть молока производится в личных подсобных хозяйствах населения района (9781,7 тонн в год).
Мероприятие направленно на стимулирование увеличения объемов производства, повышения качества и товарности молока в хозяйствах всех категорий.
В рамках осуществления мероприятия предусматриваются:
- увеличение поголовья крупного рогатого скота за счет собственного воспроизводства и покупки племенных животных;
- повышение продуктивности коров и качества молока;
- повышение товарности молока на основе развития кооперации и интеграции между участниками всей цепочки товародвижения (от производителя до потребителя);
- улучшение кормопроизводства с целью обеспечения поголовья крупного рогатого скота в полном объеме полноценными кормами собственного производства;
- повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством молока.
В результате реализации мероприятий объем производства молока во всех категориях хозяйств увеличится с 11158 тонн в 2012 году до 16694 тонн в 2020 году:

год
объем производства молока во всех категориях хозяйств (тонн)
2013
13202
2014
13531
2015
13990
2016
14487
2017
14989
2018
15516
2019
16109
2020
16694

4.3.2. Развитие мясного скотоводства

Крупнейшими производителями района в данной отрасли являются ООО СП "Дубковское" (55 голов), ИП глава КФХ Инаркаев В.О. (255 голов), ИП глава КФХ Демидова Е.Н. (324 головы), ИП глава КФХ Садоян Р.А. (391 голова), ИП глава КФХ Атаева А.С.-Х. (83).
Целью развития мясного скотоводства является увеличение высококачественной говядины на основе применения интенсивных технологий.
В соответствии с этой целью определены основные задачи: обеспечить рост поголовья скота мясных пород за счет собственного воспроизводства и покупки племенных животных и довести поголовье крупного рогатого скота к 2020 году до 6706:

год
поголовье крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления в хозяйствах всех категорий (голов)
2013
6179
2014
6246
2015
6317
2016
6397
2017
6481
2018
6552
2019
6626
2020
6706

в том числе мясных пород - до 950 голов к 2020 году:

год
поголовье крупного рогатого скота мясных пород (голов)
2013
695
2014
729
2015
766
2016
804
2017
836
2018
878
2019
913
2020
950

- увеличить долю сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств в структуре производства говядины; снизить себестоимость центра прироста в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Для достижения поставленных задач необходимо осуществление следующих мероприятий:
- проведение поглотительного скрещивания коров черно-пестрой, симментальской породы быков-производителей, казахской-белоголовой, калмыцкой мясной пород с использованием полукровных поместных телок для создания поголовья мясного скота - данная технология успешно ведется в хозяйствах района;
- разведение в чистоте крупного рогатого скота казахской-белоголовой, калмыцкой пород;
- применение научно обоснованных технологий выращивания мясных и комбинированных пород крупного рогатого скота, предусматривающих рациональное и сбалансированное кормление с максимальных использованием пастбищных кормов;
- организация на сельскохозяйственных предприятиях пунктов убоя и первичной переработки скота для повышения закупочных цен на мясопродукты.
Для увеличения производства говядины Программой предусматривается реализация к 2020 году проектов в хозяйствах ООО СП "Дубковское", ИП глава К(Ф)Х Инаркаев В.О., ИП глава К(Ф)Х Демидовой Е.Н., ИП глава К(Ф)Х Садоян Р.А., ИП глава К(Ф)Х Атаева А.С.-Х., ИП глава К(Ф)Х Надыршин А.Ф.
Реализация данных мероприятий позволит к 2020 году довести объемы производства крупного рогатого скота на убой в живой массе по всем категориям хозяйств до 3644 тонн в год:

год
объемы производства крупного рогатого скота на убой в живой массе по всем категориям хозяйств (тонн)
2013
2925
2014
3013
2015
3110
2016
3212
2017
3309
2018
3411
2019
3524
2020
3644

Поддержку на развитие мясного скотоводства в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, предполагается осуществлять посредством предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в установленном порядке следующих субсидий:
на возмещение части затрат на приобретение оборудования для технологической модернизации комплексов (ферм) по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мясного направления продуктивности при условии реализации инвестиционного проекта на территории района;
на компенсацию части затрат на содержание маточного поголовья (коров и нетелей) в хозяйствах, занимающихся разведением скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород;
на компенсацию части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород;
на компенсацию части затрат на приобретение помесного и товарного скота;
за 1 кг живой массы при условии реализации мясного чистопородного помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 400 кг;
за полученного теленка специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород.

4.3.3. Развитие свиноводства

Одним из путей восстановления производства конкурентоспособной свинины должна стать модернизация производственной базы отрасли.
Важнейшим из элементов модернизации является реконструкция, направленная на полное переоборудование и переустройство морально и физически изношенных объектов с заменой оборудования и комплексной механизацией производственных процессов.
Для увеличения производства свинины Программой предусматривается реализация к 2020 году инвестиционного проекта ООО "СарПродАгро" по строительству в д. Широкий Буерак Саратовского муниципального района новых животноводческих помещений с целью единовременного содержания 3,5 тыс. голов свиней при выходе с 2016 г. на проектную мощность по производству до 500 тонн мяса свинины в год.
Реализация данных мероприятий позволит к 2020 году увеличить поголовье свиней в районе до 3778:

год
поголовье свиней (голов)
2013
3220
2014
3252
2015
3285
2016
3317
2017
3649
2018
3704
2019
3741
2020
3778

- производство мяса свиней - на 57 % по сравнению с 2012 г. и довести его по всем категориям хозяйств до 800 тонн в год.
В рамках данного мероприятия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, предполагается предоставлять из областного бюджета субсидии:
на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования при условии реализации инвестиционных проектов на территории района;
на содержание молочного поголовья.

4.3.4. Развитие овцеводства

В 2012 году крупнейшими овцеводческими фирмами района являлись - ИП глава КФХ Инаркаев В.О. (1900 голов), ИП глава КФХ Садоян Р.А. (1040), ИП глава КФХ Мамоян А.М. (1038 голов), ООО СП "Дубковское".
Мероприятия направлены на увеличение производства и улучшение качества продуктов овцеводства на основе устойчивого развития и повышения конкурентоспособности отрасли.
В рамках осуществления мероприятий предусматриваются:
- увеличение поголовья овец во всех категориях хозяйств;
- проведение селекционно-племенной работы по формированию маточных стад овец с использованием лучших мировых и отечественных генетических достижений;
- закупка высокопродуктивных животных, главным образом, баранов-производителей мясо-шерстных пород;
- внедрение интенсивной технологии выращивания ягнят с последующим убоем их в год рождения;
- строительство новых и реконструкция существующих помещений для содержания овец;
- организация на сельскохозяйственных предприятиях пунктов убоя и первичной переработки баранины в целях повышения закупочных цен на мясопродукты.
Для увеличения производства баранины Программой к 2020 году предусматривается проведение реконструкции овцеводческих ферм и приобретение молодняка овец ИП глава К(Ф)Х Инаркаев В.О. и ИП глава К(Ф)Х Мамоян А.М.
Промышленное скрещивание планируется производить в ИП глава К(Ф)Х Инаркаев В.О. и в ООО СП "Дубковское" с использованием баранов-производителей эдельбаевской породы.
В результате реализации мероприятий предполагается увеличить производство баранины с 306 тонн в живой массе в 2012 году до 400 тонн в 2020 году, а шерсти соответственно - с 18,1 до 20 тонн в физическом весе. Численность овец и коз при этом увеличится с 14619 в 2012 году до 18528 в 2020 году:

год
поголовье овец и коз (голов)
2013
16262
2014
16473
2015
16754
2016
17005
2017
17260
2018
17596
2019
17948
2020
18528

В рамках данного мероприятия сельскохозяйственным производителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предлагается предоставлять из областного бюджета субсидии на содержание поголовья овцематок и ярок старше года.

4.3.5 Развитие птицеводства

Мероприятия направлены на увеличение производства продукции птицеводства на основе рационального использования имеющихся ресурсов в целях максимального удовлетворения внутреннего спроса, повышения конкурентоспособности и увеличения объемов реализации яйца и мяса птицы.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается обеспечение роста поголовья и продуктивности используемой птицы.
В результате реализации мероприятия в хозяйствах всех категорий производство мяса птицы возрастет с 143 тонн в 2012 году до 181 тонны в 2020 году:

год
производство мяса птицы (тонн)
2013
146
2014
154
2015
158
2016
162
2017
166
2018
170
2019
173
2020
181

а яйца соответственно с 9001 до 10130 тыс. штук:

год
Яйцо (тыс. шт.)
2013
9460
2014
9550
2015
9640
2016
9730
2017
9830
2018
9930
2019
10030
2020
10130

В рамках данных мероприятий птицеводческим предприятиям и крестьянским фермерским хозяйствам в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, предполагается предоставлять из областного бюджета субсидии:
на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования при условии реализации инвестиционных проектов на территории области;
на компенсацию части затрат на производство птицы на убой в живом весе специализированными предприятиями.

4.3.6. Развитие прудового рыбоводства

В 2012 году официально зарегистрированных хозяйств, занимающихся рыболовством, в Саратовском муниципальном районе не было. С 2013 года планируют заниматься прудовым рыболовством 2 хозяйства: ИП глава КФХ Демидова Е.Н. и ИП Безверхний С.А.
Мероприятия направлены на увеличение объемов производства товарной рыбы на приспособленных и специализированных прудах.
В рамках осуществления мероприятий предусматриваются:
- восстановление и строительство новых специализированных питомных, зимовальных и нагульных прудов, а также вовлечение в рыбохозяйственный оборот прудов овражно-балочного типа;
- выращивание рыбы в установках замкнутого водоснабжения, садках и бассейнах с использованием термальных и естественных вод;
- проведение профилактических обработок прудов и рыбопосадочного материала;
- проведение рыбоводно-мелиоративных работ и ремонта гидросооружений прудов;
- создание оптимальных условий нагула ремонтно-маточных стад путем выделения соответствующих производственных мощностей (прудов), обеспечение комбикормами соответствующих рецептур.
В результате реализации данных мероприятий в хозяйстве ИП Безверхний С.А. численность выращиваемого качественного рыбопосадочного материала составит 3000 экз. годовиков различных видов рыб (2020 год), это позволит довести объемы производства товарной прудовой рыбы до 0,45 тонн в год, в хозяйстве ИП глава КФХ Демидова Е.Н. - 7000 экз. годовиков различных видов рыб (2020 год), что позволит довести объемы производства товарной прудовой рыбы до 22 тонн в год.
В рамках данного мероприятия из областного бюджета предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидии на компенсацию части затрат:
на интенсификационные мероприятия по развитию естественной кормовой базы и приобретению специализированных кормов;
на приобретения рыбопосадочного материала;
на приобретение специализированной техники, оборудования и технологий.

4.3.7. Проведение противоэпизоотических мероприятий

Реализация мер по предупреждению инфекционных, паразитарных и массовых незаразных болезней животных и птицы будет осуществляться сельхозтоваропроизводителями при непосредственном участии ветеринарных служб и позволит обеспечить стойкое эпизоотическое благополучие в хозяйствах и населенных пунктах района.
Комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий по сохранению эпизоотического благополучия на территории района предусматривает:
- организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний незаразной этиологии, повышение сохранности поголовья, предупреждение бесплодия животных;
- организацию комплекса мероприятий по профилактике и ликвидации особо опасных инфекционных болезней животных;
- проведение мониторинга и ретроспективного анализа эпизоотической ситуации по особо опасным и социально значимым заболеваниям животных.

4.3.8. Развитие переработки продукции животноводства

Полноценное развитие отраслей животноводства возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности.
На 1 полугодие 2013 года сельхозтоваропроизводителями Саратовского муниципального района было переработано 75879,29 тонн сырья, в том числе импортного происхождения - 45659,59 т, отечественного происхождения - 30219,7 т. Крупнейшими перерабатывающими хозяйствами на данном этапе являются: ООО МК "Дубки" (66107,58 тонн сырья, из них импортного происхождения - 41567,89 т, отечественного происхождения - 24539,69 т), ООО "РегионЭкоПродукт Поволжье" (8550,2 т сырья, из них импортного происхождения - 4076,9 т, отечественного происхождения - 4473,3 т), ООО МП "Зоринское" (945,33 т сырья отечественного происхождения).
Основная проблема в мясоперерабатывающей промышленности в Саратовском муниципальном районе - это недостаточное количество мощностей по первичной переработке скота, соответствующих современным технологическим и санитарным нормам.
Реализация мероприятий направлена на обеспечение населения области высококачественными мясными и молочными продуктами, произведенными из местного сырья.
В рамках осуществления мероприятия предусматриваются:
- внедрение современных ресурсосберегающих технологических линий на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- начало деятельности по закупке молока у населения в 2013 году сельскохозяйственного снабженческого сбытового потребительского кооператива СССПК "СоюзАгро";
- строительство убойной площадки на базе ИП глава КФХ Мстоян Г.В.;
- расширение убойного цеха с холодильными камерами и перерабатывающим цехом в хозяйстве ООО "СарПродАгро";
- в 2012 мясоперерабатывающее предприятие ООО "Саратовская мясная компания" приобрело оборудование для модернизации линии убоя и первичной переработки скота. Предприятие планирует в 2013 году увеличить объем производимой продукции в два раза;
- в 2016 - 2018 годах ООО МК "Дубки" и ООО "Продукт Групп" планируют расширение и модернизацию.
Реализация данного мероприятия позволит к 2020 году довести годовые объемы промышленного производства мяса до 1320 тонн, колбасных изделий - до 310 тонн, реализацию услуг забоя - до 380 тонн, реализацию мяса и мясных продуктов - до 630 тонн.
В рамках данного мероприятия поддержку предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, организациям потребительской кооперации предполагается оказывать путем предоставления из областного бюджета в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, субсидий на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования по переработке продукции животноводства.

4.4. Техническое оснащение и технологическая
модернизация агропромышленного комплекса

Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является повышение эффективности производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.
Машинно-тракторный парк в сельском хозяйстве района состоит из 248 ед. тракторов, 72 зерноуборочных и 5 кормоуборочных комбайнов, 127 плугов, 161 сеялки, 146 культиваторов. За период реализации Программы планируется приобретение сельхозтоваропроизводителями 81 единицы тракторов, 44 зерноуборочных и 4 кормоуборочных комбайнов.
Для достижения вышеуказанной цели планируется:
- планомерная замена устаревшей техники и оборудования на более производительные аналоги;
- внедрение в сельскохозяйственное производство новых высокотехнологичных машин и оборудования с целью освоения современных аграрных технологий.
Каждая единица приобретаемой энергонасыщенной высокопроизводительной техники по своим параметрам заменяет несколько единиц старого образца. Сформированный в районе машинно-тракторный парк полностью обеспечивает технологический процесс в сельскохозяйственном производстве. В то же время за пределами амортизационных сроков находится значительное количество сельскохозяйственной техники.
Для реализации мероприятий предусматривается участие сельхозтоваропроизводителей в лизинговых программах и специализированных программах субсидированного кредитования.

4.5. Поддержка малых форм хозяйствования

Малый бизнес в Саратовском муниципальном районе имеет большой потенциал для развития, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности, в том числе и в сельской местности. Данная подпрограмма разработана на основе областных программ: постановление Правительства Саратовской области от 7 августа 2012 г. № 474-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 году грантов на развитие семейных животноводческих ферм", постановление Правительства Саратовской области от 10 мая 2012 г. № 215-П "Об утверждении Положения о порядке определения участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013 - 2020 годы", долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" на 2012 - 2015 годы от 17.09.2012 № 562-П.
Анализ состояния развития малых форм хозяйствования в аграрном производстве за последние годы свидетельствует о положительной динамике основных производственных показателей деятельности и значительной их доли в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции района.
Между тем начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом проблем, главным образом, связанных с недостатком первоначального капитала и залогового имущества для привлечения кредитных ресурсов.
Реализация мероприятий данного направления предусматривает создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе и с привлечением средств государственной поддержки.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики в социально-экономической сфере в целом и органов местного самоуправления Саратовского муниципального района - в частности.
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, повышение доходов сельского населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитным ресурсам;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
повышение доходов сельского населения.

4.6. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса

Целями осуществления мероприятия по кадровому обеспечению сельскохозяйственного производства являются повышение конкурентоспособности предприятий АПК через эффективное использование имеющегося кадрового потенциала и формирование высококвалифицированных специалистов на базе расширенной системы профессиональной переподготовки кадров.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение переподготовки и повышения квалификации с использованием современного оборудования и инновационных технологий обучения с целью изучения передовых научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства;
создание системы подготовки инновационно ориентированных специалистов АПК по заказу крупных и эффективных сельскохозяйственных предприятий.
Для решения поставленных задач по подготовке и переподготовке кадров на период 2013 - 2020 годов необходимо провести следующие мероприятия:
развитие механизма заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в подготовке инновационно ориентированных специалистов;
выплаты единовременной помощи окончившим высшие аграрные образовательные учреждения и принятым на работу в сельскохозяйственные предприятия (организации) и крестьянские (фермерские) хозяйства области;
организация морального и материального поощрения работников сельхозорганизаций, сотрудников управления Экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и Саратовской районной общественной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса (возможно, посредством проведения конкурсов на звание лучшего специалиста по видам деятельности);
обобщение и распространение передового опыта по закреплению молодых специалистов.
Субсидии предоставляются из муниципального бюджета, порядок предоставления субсидий устанавливается администрацией муниципального района.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013 - 2020 годы составляет 775874,4 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета (прогнозно) - 239862,32 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 402,57 тыс. рублей,
2014 год - 30854,25 тыс. рублей,
2015 год - 74914,25 тыс. рублей,
2016 год - 23234,0 тыс. рублей,
2017 год - 33264,25 тыс. рублей,
2018 год - 37064,25 тыс. рублей,
2019 год - 30064,25 тыс. рублей,
2020 год - 10064,25 тыс. рублей;
из областного бюджета (прогнозно) - 330049,76 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 536,76 тыс. рублей,
2014 год - 41139,0 тыс. рублей,
2015 год - 100419,0 тыс. рублей,
2016 год - 30979,0 тыс. рублей,
2017 год - 51019,0 тыс. рублей,
2018 год - 49419,0 тыс. рублей,
2019 год - 43419,0 тыс. рублей,
2020 год - 13419,0 тыс. рублей;
из местного бюджета (прогнозно) - 134810,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 200,0 тыс. рублей,
2014 год - 21990,0 тыс. рублей,
2015 год - 58250,0 тыс. рублей,
2016 год - 13370,0 тыс. рублей,
2017 год - 13400,0 тыс. рублей,
2018 год - 27200,0 тыс. рублей,
2019 год - 200,0 тыс. рублей,
2020 год - 200,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 70852,32 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 402,57 тыс. рублей,
2014 год - 10064,25 тыс. рублей,
2015 год - 10064,25 тыс. рублей,
2016 год - 10064,25 тыс. рублей,
2017 год - 10064,25 тыс. рублей,
2018 год - 10064,25 тыс. рублей,
2019 год - 10064,25 тыс. рублей,
2020 год - 10064,25 тыс. рублей.
Из бюджета Саратовского муниципального района предусмотрено софинансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

6. Механизм реализации Программы

Заказчиком Программы является управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района. Исполнителями программы являются: управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района; управления ЖКХ, транспорта, строительства и связи; управления образования; управления культуры; администрации муниципальных образований.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе Соглашения от 18 декабря 2012 года между министерством сельского хозяйства Саратовской области и администрацией Саратовского муниципального района о реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы", которое предусматривает обязательства района по выполнению контрольно-целевых показателей.
Программа реализуется на основе взаимодействия управления экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района с иными исполнителями Программы.
Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия администрации Саратовского муниципального района осуществляет мониторинг хода реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
В целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий сельского населения и обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов управлением ЖКХ, транспорта, строительства и связи осуществляются следующие мероприятия:
признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном федеральным законодательством;
формирование списков граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и представление их в министерство сельского хозяйства Саратовской области.
На основании соглашений, заключенных с уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области (министерство сельского хозяйства Саратовской области) комитет ЖКХ, транспорта осуществляет следующие мероприятия:
а) разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат;
б) заключение с кредитными организациями соглашений и представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в срок, определенный в указанном соглашении, - в случае перечисления субсидий в бюджет Саратовского муниципального района;
в) проверка договоров подряда и купли-продажи до их представления в кредитную организацию на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, - в случае перечисления субсидий в бюджет Саратовского муниципального района.
Заключение контрактов на выполнение работ по улучшению социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации программных мероприятий осуществляется по результатам процедур размещения заказов, проведенных в порядке, установленном законодательством, регулирующим отношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Реализация мероприятий разделов "Развитие подотрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства", "Развитие подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства", "Техническое оснащение и технологическая модернизация агропромышленного комплекса", "Поддержка малых форм хозяйствования", "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями пищевой перерабатывающей промышленности (по согласованию) за счет собственных средств (внебюджетные источники) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Управление экономического развития, сельского хозяйства и продовольствия оказывает содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям пищевой перерабатывающей промышленности в осуществлении программных мероприятий путем обеспечения информационного и консультационного сопровождения.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Саратовском муниципальном районе.


12. Перечень программных мероприятий муниципальной программы

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в
Саратовском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы"

Наименование мероприятия
Всего по программе, тыс. руб.
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов
236174,4
1341,9
33547,5
33547,5
33547,5
33547,5
33547,5
33547,5
33547,5
Развитие на селе сети образовательных учреждений
170000
-
60000
40000
30000
40000
-
-
-
Улучшение медицинского обслуживания сельского населения
336400
-
-
166400
-
30000
90000
50000
-
Реконструкция сети культурно-досуговых учреждений на селе
10000
-
1000
-
9000
-
-
-
-
Развитие газификации в сельской местности
21700
-
9300
3500
4900
4000
-
-
-
Развитие подотрасли растениеводства









Развитие подотрасли животноводства









Техническое оснащение и технологическая модернизация агропромышленного комплекса









Поддержка малых форм хозяйствования









Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
1600
200
200
200
200
200
200
200
200
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ
775874,4
1541,9
104047,5
243647,5
77647,5
10747,5
123747,5
83747,5
33747,5
Из местного бюджета
134810,0
200,0
21990,0
58250,0
13370,0
13400,0
27200,0
200,0
200,0
Из областного бюджета
330049,76
536,76
41139,0
100419,0
30979,0
51019,0
49419,0
43419,0
13419,0
Из федерального бюджета
239862,32
402,57
30854,25
74914,25
23234,25
33264,25
37064,25
30064,25
10064,25
Из внебюджетных источников
70852,32
402,57
10064,25
10064,25
10064,25
10064,25
10064,25
10064,25
10064,25

Ожидаемые результаты по муниципальной программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в
Саратовском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы"

N
Наименование мероприятия
Ед. измерения
Ожидаемый результат по годам
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности
1
Улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов
кв. м
54
1047
2040
3033
4026
5019
6012
7005
2
Строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений в сельской местности (охват детей дошкольным образованием)
%
16,0
16,7
66,7
77,1
87,5
92,8
97,2
100,0
3
Улучшение медицинского обслуживания сельского населения.
В том числе:










фельдшерско-акушерских пункта
ед.
24
24
25
25
26
27
27
27

ремонт участковых больниц
ед.
4
4
4
4
4
4
4
5

ремонт амбулаторий
ед.
8
8
9
9
10
11
11
11
4
Реконструкция сети культурно-досуговых учреждений на селе
ед.
25
25
25
26
26
26
26
26
5
Развитие газификации в сельской местности
км
194,04
196,24
202,44
210,64
216,64
216,64
216,64
216,64
Развитие подотрасли растениеводства
6
Развитие производства зерновых и зернобобовых культур
тыс. тонн
19,2
20,3
22,2
24,7
25,8
27,1
28,9
29,1
7
Развитие производства овощей
тыс. тонн
25,7
28,7
29,8
32,85
33,95
33,95
34
34
8
Развитие производства подсолнечника
тыс. тонн
1 1,3
11,9
12,5
12,7
12,9
13,0
13,2
13,2
9
Площадь закладки многолетних насаждений
гектаров
49
34
34
34
34
33
33
33
10
Площадь закладки виноградников
гектаров
2
3
4
5
6
7
8
10
11
Производство хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами
тонн
6
6
7
7,4
7,8
8,2
8,9
9,5
Развитие подотрасли животноводства
12
Производства крупного рогатого скота на убой в живой массе по всем категориям хозяйств
тонн
2925
3013
3110
3212
3309
3411
3524
3644
13
Производство молока в хозяйствах всех категорий
тонн
13202
13531
13990
14487
14989
15516
16109
16694
14
Развитие молочного и молочно-мясного направления в хозяйствах всех категорий
голов
6179
6246
6317
6397
6481
6552
6626
6706

в том числе мясных пород
голов
695
729
766
804
836
878
913
950
15
Развитие свиноводства
голов
3220
3252
3285
3317
3649
3704
3741
3778
16
Развитие овцеводства
голов
16262
16473
16754
17005
17260
17596
17948
18528
17
производство мяса птицы в хозяйствах всех категорий
тонн
146
154
158
162
166
170
173
181
18
производство яйца в хозяйствах всех категорий
тыс. штук
9460
9550
9640
9730
9830
9930
10030
10130
Техническое оснащение и технологическая модернизация агропромышленного комплекса
19
Приобретение тракторов
штук
9
9
10
10
10
11
11
11
20
Приобретение зерноуборочных комбайнов
штук
4
5
5
5
6
6
6
7
21
Приобретение кормоуборочных комбайнов
штук
1
-
1
-
1
-
1
-


------------------------------------------------------------------