Приказ Минсельхоза Саратовской области от 29.03.2013 N 86-пр "О ведомственной целевой программе "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Саратовской области на 2013 - 2015 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2013 г. № 86-пр

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
МОЛОКА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области
от 13.05.2013 № 123-пр, от 31.07.2013 № 196-пр,
от 30.01.2014 № 6-пр, от 20.03.2014 № 14-пр,
от 11.04.2014 № 22-пр)

В целях создания технологических и экономических условий для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Саратовской области на 2013 - 2015 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
И.А.БАБОШКИН





Приложение
к приказу
министерства сельского хозяйства Саратовской области
от 29 марта 2013 г. № 86-пр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области
от 13.05.2013 № 123-пр, от 31.07.2013 № 196-пр,
от 30.01.2014 № 6-пр, от 20.03.2014 № 14-пр,
от 11.04.2014 № 22-пр)

Паспорт
ведомственной целевой Программы "Развитие молочного
скотоводства и увеличение производства молока
в Саратовской области на 2013 - 2015 годы"

Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области
Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Наименование Программы
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Саратовской области на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении программы
Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 29 марта 2013 г. № 86-Пр
Основание разработки Программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
Цели и задачи Программы
Цель Программы: повышение эффективности производства молока на основе технической и технологической модернизации производства. Задача Программы: наращивание объемов производства молока для обеспечения населения области
Численность целевой группы населения области, на которую ориентирована Программа
на 01.01.2013 - 2503,6 тыс. человек
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы
- производство молока (без ЛПХ) с 202,2 тыс. тонн в 2013 году до 214,6 тыс. тонн в 2015 году;
- численность поголовья молочных коров (без ЛПХ) возрастет с 47,9 тыс. голов в 2013 году до 48,9 тыс. голов в 2015 году
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр)
Характеристика мероприятий Программы
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели - оказание поддержки из регионального бюджета в форме субсидий:
- на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности в товарных стадах;
- на возмещение части затрат на покупку телок и нетелей молочного направления продуктивности для комплектования товарных стад;
- на возмещение части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 13.05.2013 № 123-пр)
Сроки реализации Программы
2013 - 2015 годы
Объемы финансового обеспечения программы (с разбивкой по годам и источникам)
объем финансирования на реализацию Программы на период 2013 - 2015 годы составляет 266620,0 тыс. рублей, в том числе:
- за счет областного бюджета - 10000,0 тыс. рублей, из них по годам:
2015 год - 10000,0 тыс. рублей;
- за счет внебюджетных средств (прогнозно) - 256620,0 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 183300,0 тыс. рублей;
2015 год - 73320,0 тыс. рублей
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы к 2015 году в Саратовской области прогнозируется:
- прирост валового производства молока 18,3 тыс. тонн;
- прирост поголовья молочных коров 1,5 тыс. голов;
- повышение занятости населения, создание дополнительных 470 рабочих мест
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 30.01.2014 № 6-пр)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Программа направлена на модернизацию молочного скотоводства, увеличение поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности и производства молока. Увеличение производства высококачественного молока позволит преодолеть зависимость страны от импортных поставок.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития молочного
скотоводства

Доля молока в валовой продукции сельского хозяйства области составляет не менее 15 %, в продукции животноводства - 30 %.
Саратовская область по производству молока занимает шестую позицию среди субъектов Российской Федерации и третье - среди субъектов Приволжского федерального округа.
Постоянное получение и реализация молока обеспечивает ежедневное поступление денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям области, что очень важно в условиях круглогодового сельскохозяйственного цикла.
Однако молочное скотоводство области за последние годы претерпело крупные изменения, в результате диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства.
Низкий уровень закупочных цен на молоко в области, убыточность молочного скотоводства в период после 1990 года вызвали значительное снижение поголовья коров и объемов производства молока.
В целом поголовье КРС с начала 90-х годов сократилось на 72,1 %, коров - на 63,9 %, по СХП, КФХ и ИП соответственно на 88,1 и 83,6 процента (таблица 1).
Одной из причин снижения поголовья крупного рогатого скота в области является засуха последних трех лет. Так к 2010 году численность крупного рогатого скота снизилась на 16,4 %, в том числе коров - на 13,5 %. Производство молока по области к 2010 сократилось на 3,5 %, в том числе в СХП, КФХ и ИП - на 5,4 % (таблица 1).
В 2012 году продуктивность коров в СХП, КФХ и ИП области составила 3857 кг (92,9 % к 2010 году) (таблица 2).

Таблица 1

Поголовье КРС (тыс. голов)

Показатели
1990
2000
2010
2011
2012
% 2012 к 1990
Все категории хозяйств
1639
661
547,3
549,2
457,6
27,9
в том числе СХП, КФХ и ИП
1325
368
161,1
164,4
157,9
11,9

Поголовье коров (тыс. голов)

Показатели
1990
2000
2010
2011
2012
% 2012 к 1990
Все категории хозяйств
595
318
248,2
252,8
214,7
36,1
в том числе СХП, КФХ и ИП
440
145
68,5
75,7
72,3
16,4

Производство молока (тыс. тонн)

Показатели
1990
2000
2010
2011
2012
% 2012 к 1990
Все категории хозяйств
1437
825
998,8
1015,7
964,4
67,1
в том числе СХП, КФХ и ИП
1039
304
207,5
203,4
196,3
18,9

Таблица 2

Анализ состояния молочного скотоводства
в хозяйствах региона

Показатели
Ед. изм.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2012 г. к 2010 г., %
1. Поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств
тыс. голов
229,7
231,5
189,8
82,6
в том числе в СХП, КФХ и ИП
тыс. голов
50
54,4
47,4
94,8
2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств
кг
4000
4602
4578
114,5
в том числе в СХП, КФХ и ИП
кг
4150
3896
3857
92,9
3. Валовое производство молока во всех категориях хозяйств
тыс. тонн
998,8
1015,7
964,4
96,6
в том числе в СХП, КФХ и ИП
тыс. тонн
207,5
203,4
196,3
94,6
4. Производство на душу населения
кг
394
404
385
97,7
5. Выход телят на 100 маток
гол.
77,1
77,7
78
101,2
6. Рентабельность производства молока





- с господдержкой
%
59,4
49,7
26,3
-33,1 п.п.
- без господдержки
%
12,1
20
14,9
+2,8 п.п.

Основными причинами медленного развития молочного скотоводства в области являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации в молочном скотоводстве и обновления основных производственных фондов;
низкий уровень производства высококачественных кормов по причине высокого износа кормозаготовительной техники;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей области к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
низкий уровень селекционно-племенной работы;
низкая обеспеченность в финансовых и инвестиционных ресурсах сельскохозяйственных товаропроизводителей области;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Анализ состояния молочного скотоводства в области показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем коров несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей области из-за высокой стоимости строительных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам. Данные мероприятия могут осуществлять только крупные сельхозтоваропроизводители, которые в основном и реализуют инвестиционные проекты по строительству, реконструкции, модернизации молочных комплексов (ферм) на территории Российской Федерации и которых в области недостаточно для решения задач ускоренного развития молочного скотоводства.
В среднем по СХП, КФХ и ИП области предполагается за период реализации Программы довести удой молока от одной коровы до 4415 кг (приложение № 2 к Программе). Вновь создаваемые молочные комплексы (фермы) должны получать удой от одной коровы не менее 5000 кг. Поэтому значительного улучшения потребует генетический потенциал разводимого в области скота молочных пород.
В 2012 году на территории области реализовывались 15 инвестпроектов по строительству, реконструкции и модернизации молочных комплексов (ферм).
Наиболее значимыми для области являются проекты, предусматривающие строительство объектов животноводства с применением передовых технологий.
Построен и запущен в эксплуатацию современный высокотехнологичный молочный комплекс на 4000 коров в ЗАО Племзавод "Трудовой" Марксовского района.
Завершено строительство современного молочного комплекса на 600 коров в ЗАО ПЗ "Мелиоратор" Марксовского района, в 2013 году предприятие планирует приступить к реализации аналогичного проекта. Построена 1 очередь молочного комплекса на 500 коров ООО "Колосок" Базарно-Карабулакского районов. В КФХ "Агрос" Ртищевского района на завершающей стадии находится строительство молочно-товарной фермы на 200 коров.
Завершены работы по реконструкции животноводческих объектов и модернизации технологического оборудования в СПК СХА "Старожуковская" Базарно-Карабулакского района, ИП глава КФХ Илларионов С.Р. Петровского района, ИП глава КФХ Тугушев М.П. Самойловского района.
Введено в эксплуатацию 8 объектов, в них 2,4 тыс. скотомест. Реализация этих проектов позволит в 2015 году произвести 14,9 тыс. тонн молока.
В 2013 году будет продолжено строительство молочных комплексов, начатое в 2012 году, ООО "Агрофирма "Золотая степь" Пугачевского, ООО "ГУНО" Вольского и в СХА (колхозе) "Михайловское" Марксовского районов.
Планируется строительство молочных комплексов на 1200 коров в ООО "Агро-Нива" и на 600 коров в КФХ "Спирлиев С.В." Базарно-Карабулакского района, строительство двух коровников для беспривязного содержания молочных коров на 400 голов каждый с доильными залами в СПК "Колхоз Красавский" Лысогорского района.
Реализация данных проектов позволит в 2015 году произвести 15 тыс. тонн молока.
Для модернизации отрасли молочного животноводства как крупного поставщика молока на перерабатывающие предприятия области и в другие регионы Саратовская область располагает всеми необходимыми предпосылками:
- достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- высокопродуктивные породы молочного скота интенсивного типа (черно-пестрая, красная пестрая, голштинская, симментальская).

1.2. Характеристика проблемы

Несмотря на позитивные изменения в развитии молочного скотоводства Саратовской области, в отрасли имеется ряд проблемных вопросов.
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях имеет тенденцию к сокращению, хотя и сохраняется положительная динамика основных показателей в животноводстве, достигнутый уровень отдельных показателей продуктивности является недостаточным. В частности, за 2000 - 2011 годы средний удой молока на 1 корову в сельхозпредприятиях увеличился с 2266 до 4190 кг, что значительно уступает продуктивности в передовых регионах России.
Главными препятствиями для устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности является недостаточная развитость племенной базы: низкий выход телят в расчете на 100 коров (78 голов), недостаточный уровень оценки и использования высокопродуктивных быков-производителей.
Также во многих хозяйствах материально-техническая база молочно товарных ферм физически и морально устарела, существующие технологии кормопроизводства (недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов по питательным веществам), разведения и содержания дойного стада не могут обеспечить высокую продуктивность и эффективность производства, высок удельный вес низкопродуктивных животных.
К неблагоприятным факторам развития сельского хозяйства Саратовской области и других субъектов Российской Федерации относятся:
а) рыночные - диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, в том числе молоко, промышленную продукцию и энергоносители;
Исторически сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию по отношению к промышленной продукции и энергоносителям не только не сокращается, но и имеет тенденцию к увеличению.
б) макроэкономические - ухудшение условий конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции в условиях увеличения импорта продовольствия.
в) финансово-экономические - недостаточный объем средств федерального и областного бюджетов, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства и социальное обустройство села.
г) управленческие - отсутствие долгосрочной стратегии развития экономики и сельского хозяйства России, учитывающей региональные аспекты и взаимосвязанной с бюджетными параметрами.
К актуальным проблемам развития молочного скотоводства Саратовской области относятся:
а) рыночные - резкие колебания цен на молоко;
б) финансово-экономические - финансовая неустойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей, их низкая инвестиционная привлекательность, труднодоступность кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования, ограниченный объем средств областного бюджета, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства и социальное обустройство села;
в) производственные - опережающее уменьшение основных производственных фондов по сравнению с их вводом; низкие темпы внедрения современных технологий;
г) организационно-управленческие и кадровые - недостаточное внедрение управленческих технологий, информационных технологий и инноваций, дефицит квалифицированных управленческих и специальных кадров, отток молодых специалистов;
д) социальные - непривлекательные условия жизни в сельских поселениях, невысокий уровень жизни сельского населения, недостаточное качество услуг социальной инфраструктуры, снижение рождаемости, отток молодежи.
На решение вышеназванных проблем и направлена ведомственная целевая Программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Саратовской области на 2013 - 2015 годы".

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы:
повышение эффективности производства молока на основе технической и технологической модернизации производства
Задача Программы:
наращивание объемов производства молока для обеспечения населения области

Раздел 3. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ

Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
В период реализации Программы будут задействованы механизмы устойчивого развития молочного скотоводства и создана база для обеспечения населения области и соседних регионов молоком отечественного производства.
Реализация Программы предусматривает значительно более полное и сбалансированное использование имеющихся в Саратовской области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
Большое значение в развитии молочного скотоводства имеет племенная база за счет приобретения отечественного и зарубежного высокопродуктивного поголовья и повышения качества племенных животных.
Племенное поголовье крупного рогатого скота молочного направления продуктивности сосредоточены в 3 племенных заводах и 5 племенных репродукторах, где содержится 19,6 тыс. голов молочного скота, в том числе 8,1 тыс. голов коров.
В хозяйствах области разводят крупный рогатый скот четырех пород молочного направления продуктивности: черно-пестрой, красно-пестрой, симментальской и голштинской.
Основной породой является черно-пестрая, на ее долю приходится около 50 % скота, симментальской - 20,3 %, красно-пестрой - 16,0 %, голштинской - 13,7 %.
За последние 4 года в области созданы 1 племзавод и 1 племрепродуктор.
Из общего количества племенных хозяйств разведением крупного рогатого скота черно-пестрой породы занимаются 3 хозяйства, красно-пестрой - 1, симментальской - 3, голштинской - 1.
Части десятая - четырнадцатая исключены. - Приказ Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр.
Достижение программной цели позволит:
- увеличить объем производства молока с 196,3 тыс. тонн в 2012 году до 214,6 тыс. тонн в 2015 году, рост к 2012 году составит 9,3 %:
- сохранить и увеличить поголовье молочных коров в СХП, КФХ и ИП с 47,4 тыс. голов в 2012 году до 48,9 тыс. голов в 2015 году, обеспечив прирост на 3,2 % к 2012 году.
(часть десятая в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр)
Основные целевые индикаторы Программы и их значения приведены в приложении № 2.

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ

Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий, для реализации которых необходимо предусмотреть субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям:
- на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности в товарных стадах;
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 13.05.2013 № 123-пр)
- на возмещение части затрат на покупку телок и нетелей молочного направления продуктивности для комплектования товарных стад;
- на возмещение части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства.
Финансирование предусмотренных программой бюджетных расходов будет осуществляться в объемах, предусмотренных министерством сельского хозяйства области в соответствии с областным законом.
Объем средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом:
а) средних по области производственных издержек на производство молока;
б) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм;
в) средних по области издержек на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота.
Система программных мероприятий приведена в приложении № 1 к Программе.
Также к основным мероприятиям Программы относится регулирование рынка молока.
Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка молока является стабилизация и обеспечение дальнейшего роста производства молока и молочной продукции до уровня максимального обеспечения потребностей регионального рынка за счет собственного производства, сокращение ввоза молочной продукции из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, создание условий для повышения эффективности функционирования регионального молочного продуктового подкомплекса и поддержания доходности производителей молока и молочной продукции.
Механизм:
- разработка областного прогнозного баланса спроса и предложения по молоку;
- повышение качества молока и молочной продукции;
- поддержания уровня рентабельности реализуемого молока, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства молока и молочной продукции;
- расширение сети пунктов первичной переработки молока;
- оказание государственной поддержки для расширения сети пунктов первичной переработки молока и обеспечения специализированным транспортом по доставке сырья;
- разработка и внедрение информационно-аналитической системы по мониторингу ключевых показателей состояния продовольственной безопасности;
- восстановление методологии и практики ведения балансов по основным видам продовольствия, в том числе по молоку и молочной продукции, как инструментов формирования эффективной политики развития межрегиональных экономических и торговых отношений;
- внедрение стандартов качества продовольственных товаров, соответствующих или близких аналогичным международным стандартам.

Раздел 5. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЩУЮ ОЦЕНКУ
ЕЕ ВКЛАДА В ДОСТИЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ,
ОЦЕНКА РИСКОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

5.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели

Реализация Программы будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и успешного развития, приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач, являются стабилизация маточного поголовья молочного скота, а также увеличение численности коров в племенных хозяйствах к 2015 г. до 9,0 тыс. голов, что обеспечит расширение племенной базы до 18 %.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличение производства молока. Это позволит в перспективе провести полное импортозамещение в снабжении молоком и молочными продуктами не только населения области, но и частично соседних регионов.

5.2. Социальные и экономические последствия реализации
Программы

Части первая - пятая исключены. - Приказ Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр.
Оценку эффективности реализации Программы предполагается проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного молока, численности молочного скота и качественных показателей развития отрасли молочного скотоводства.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.

5.3. Оценка рисков реализации Программы

Наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в области на 2013 - 2015 годы могут помешать риски, связанные с климатическими условиями и сложившиеся под воздействием негативных факторов, а также имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
увеличение импорта продовольствия.
б) Внутренние риски:
организационные риски, несвоевременная подготовку кадров в области молочного скотоводства;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

Раздел 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на указанные цели.
Объем средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан с учетом: а) средних по области производственных издержек на производство молока; б) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм; в) средних по области издержек на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота.
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2013 - 2015 годы составляет 266620,0 тыс. рублей, в том числе:
- за счет областного бюджета - 10000,0 тыс. рублей, из них по годам:
2015 год - 10000,0 тыс. рублей;
- за счет внебюджетных средств (прогнозно) - 256620,0 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 183300,0 тыс. рублей;
2015 год - 73320,0 тыс. рублей.
(часть третья в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр)

Раздел 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, БАЗИРУЮЩУЮСЯ
НА СИСТЕМЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ПРОГРАММЫ

Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации Программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки:

Состояние целевого индикатора на
конец отчетного периода
Оценка состояния целевого индикатора
при росте уровня расходов <1>
при
сохранении
уровня расходов
при снижении уровня расходов
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение)
1
2
3
Достижение запланированного значения целевого индикатора
0
1
2
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение)
0
0
1

-----------------------------
<1> Под расходами понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию Программы.

Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию Программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:

Наименование целевого индикатора
Оценка состояния целевого индикатора (баллов)
Производство молока (без ЛПХ)
состояние целевого индикатора
Численность поголовья молочных коров (без ЛПХ)
состояние целевого индикатора
Итоговая сводная оценка
сумма баллов по строкам
(таблица в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр)

Эффективность Программы определяется по следующей форме:

Вывод об эффективности Программы
Итоговая сводная оценка (баллов)
Эффективность Программы снизилась по сравнению с предыдущим годом
менее X
Эффективность Программы находится на уровне предыдущего года
X
Эффективность Программы повысилась по сравнению с предыдущим годом
более X

X - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов Программы за предыдущий год. В случае если Программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой Программы.

Таблица 5

Система целевых индикаторов (показателей) эффективности
реализации Программы

Исключена. - Приказ Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр.

Раздел 8. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие молочного скотоводства в хозяйства муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру, участвуют в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и аналогичной областной целевой программы.
В рамках подпрограммы 5 "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы" в области предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; строительство общеобразовательных учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики; учреждений культурно-досугового типа; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 22-пр)
Все муниципальные районы области на основе рекомендаций Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы приступили к разработке муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, содержащих мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28.10.2011 № 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В результате реализации мероприятий настоящей программы в области будет дополнительно создано 470 рабочих мест, что позволит повысить уровень занятости сельского населения.
Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Молочное скотоводство является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства, соответствует природно-климатическим особенностям и традиционным формам ведения сельскохозяйственного производства.
В рамках программы предусматриваются мероприятия по технологической модернизации отрасли.
На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.

Раздел 9. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Комплексное управление программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является отдел развития отраслей животноводства;
- координацию деятельности подразделений Минсельхоза области, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет отдел развития отраслей животноводства и отдел инвестиционной политики и целевых программ;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию программы, осуществляет отдел развития отраслей животноводства и отраслевые отделы министерства сельского хозяйства области;
- финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансирования, государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе;
- мониторинг реализации Программы осуществляют отдел развития отраслей животноводства, отдел экономического анализа и планирования, отдел инвестиционной политики и целевых программ, отдел кадровой политики, отдел по развитию продовольственных рынков, хранению сельскохозяйственной продукции и интервенций, отдел государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются отдел развития отраслей животноводства, отдел инвестиционной политики и целевых программ; отдел экономического анализа и планирования, отдел финансирования, государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в бюджете Саратовской области на 2013 - 2015 годы.
Правовые основания расходных обязательств областного бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Правительством Саратовской области при включении области в число участников Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2012 г. № 590-П.





Приложение № 1

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 11.04.2014 № 22-пр)

№ п/п
Цель, задачи, наименование мероприятий
Источники финансового обеспечения
Объем финансового обеспечения (тыс. рублей)
в том числе по годам
Показатели результативности выполнения мероприятий
2013
2014
2015
Наименование показателя (единица измерения)
Базовое значение
2013
2014
2015
Целевое значение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Цель
Повышение эффективности производства молока на основе технической и технологической модернизации производства

Задача 1.
Наращивание объемов производства молока на основе увеличения поголовья молочных коров, повышения их продуктивности, реализации инвестиционных проектов и модернизации производства
1.1.
Субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота (коров основного стада) молочного направления продуктивности в товарных стадах
Всего
53370,0
36700,0
0,0
16670,0
численность поголовья молочных коров (без ЛПХ), тыс. голов
47,4
47,9

48,9
48,9
областной бюджет
2000,0
0,0
0,0
2000,0
федеральный бюджет (прогнозно)




средства внебюджетных источников (прогнозно)
51370,0
36700,0
0,0
14670,0
1.2.
Субсидии на возмещение части затрат на покупку телок и нетелей молочного направления продуктивности для комплектования товарных стад
Всего
53370,0
36700,0
0,0
16670,0
численность поголовья молочных коров (без ЛПХ), тыс. голов
47,4
47,9

48,9
48,9
областной бюджет
2000,0
0,0
0,0
2000,0
федеральный бюджет (прогнозно)




средства внебюджетных источников (прогнозно)
51370,0
36700,0
0,0
14670,0
1.3.
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства
Всего
159880,0
109900,0
0,0
49980,0
производство молока (без ЛПХ) тыс. т
196,3
202,2

214,6
214,6
областной бюджет
6000,0
0,0
0,0
6000,0
федеральный бюджет (прогнозно)




средства внебюджетных источников (прогнозно)
153880,0
109900,0
0,0
43980,0

Всего по Программе
Всего
266620,0
183300,0
0,0
83320,0






областной бюджет
10000,0
0,0
0,0
10000,0
федеральный бюджет (прогнозно)




средства внебюджетных источников (прогнозно)
256620,0
183300,0
0,0
73320,0





Приложение № 2

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ
И ИХ ЗНАЧЕНИЯ ПО ГОДАМ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 11.04.2014 № 22-пр)

Целевой индикатор
един. измер.
2012 г.
Значение индикатора
2013 г.
2014 г.
2015 г.
ожид.
% к 2012 г.
1. Производство молока (без ЛПХ)
тыс. тонн
196,3
202,2
-
214,6
109,3
2. Численность поголовья молочных коров (без ЛПХ)
тыс. тонн
47,4
47,9
-
48,9
103,2


------------------------------------------------------------------