Приказ Минсельхоза Саратовской области от 29.03.2013 N 84-пр "О ведомственной целевой программе "Развитие рыбоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2013 г. № 84-пр

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ РЫБОВОДСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области
от 04.04.2013 № 94-пр, от 29.04.2013 № 114-пр,
от 03.12.2013 № 315-пр, от 26.02.2014 № 11-пр,
от 11.04.2014 № 21-пр, от 09.07.2014 № 44-пр)

В целях создания технологических и экономических условий для развития рыбоводства и увеличения объемов производства продукции рыбоводства приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие рыбоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы" согласно приложению.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 04.04.2013 № 94-пр)
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
И.А.БАБОШКИН





Приложение
к приказу
министерства сельского хозяйства области
от 29 марта 2013 г. № 84-пр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ РЫБОВОДСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области
от 29.04.2013 № 114-пр, от 03.12.2013 № 315-пр,
от 26.02.2014 № 11-пр, от 11.04.2014 № 21-пр,
от 09.07.2014 № 44-пр)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области
Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Наименование Программы
Ведомственная целевая программа "Развитие рыбоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы" (далее - программа)
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении программы
Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 29 марта 2013 г. № 84-Пр
Основание разработки Программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы;
Цели и задачи программы
Цель программы
формирование конкурентоспособной продукции рыбоводства на областном рынке, на основе модернизации и увеличения площади используемых рыбоводных прудов
задачи:
- обеспечение населения области качественной рыбной продукцией;
- улучшение материально-технической базы рыбоводных предприятий, восстановление и строительство специализированных прудов
Численность целевой группы населения области, на которую ориентирована программа
2503,6 тыс. чел (население области на 01.01.2013)
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации программы
- производство прудовой рыбы с 1,7 тыс. тонн (2012 год) будет доведено до 2,0 тыс. тонн в 2015 году, или на 18 %;
- производство рыбопосадочного материала (годовиков) для товарного рыбоводства планируется довести с 3,97 млн. экз. (факт 2012 года) до 4,8 млн. экз. в 2015 году, или на 20,9 %;
- ежегодный прирост выручки от реализации продукции составит в 2013 г. - 5500,0 тыс. руб., 2014 г. - 5957,0 тыс. руб., 2015 г. - 6195,0 тыс. руб.;
- будет дополнительно к 2015 году создано 33 рабочих места в сельской местности
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 21-пр)
Характеристика мероприятий программы
Система программных мероприятий для достижения цели и выполнения поставленных задач включает в себя развитие прудового рыбоводства, техническую модернизацию рыбоводных предприятий.
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий, для реализации которых необходимо предусмотреть субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям:
- на возмещение части затрат на строительство специализированных прудов;
- на возмещение части затрат на техническую модернизацию рыбоводных предприятий;
Финансирование предусмотренных программой бюджетных расходов будет осуществляться в объемах, предусмотренных министерством сельского хозяйства области в соответствии с законом Саратовской области "Об областном бюджете".
Сроки реализации программы
2013 - 2015 годы
Объемы финансового обеспечения программы (с разбивкой по годам и источникам)
общий объем финансового обеспечения мероприятий программы на 2013 - 2015 годы составит 181471,0 тыс. рублей в том числе:
из областного бюджета - 4194,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 2000,0 тыс. рублей;
2014 год - 694,0 тыс. рублей;
2015 год - 1500,0 тыс. рублей;
из федерального бюджета (прогнозно) - 1654,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 1654,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 175623,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 80150,0 тыс. рублей;
2014 год - 30450,0 тыс. рублей;
2015 год - 65023,0 тыс. рублей;
финансовое обеспечение предусмотренных программой бюджетных расходов будет осуществляться в объемах, предусмотренных министерству сельского хозяйства области в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.07.2014 № 44-пр)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация мероприятий Программы за период 2013 - 2015 годы позволит:
- приобрести оборудование для производства и транспортировки рыбы и рыбной продукции;
- увеличить площадь используемых рыбоводных прудов к 2015 году до 5 тыс. гектар;
- получить выручку от реализации продукции в 2013 году - 93,8 тыс. руб. 2014 году - 99,7 тыс. руб. 2015 году 105,89 тыс. руб.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 21-пр)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ (ЗАДАЧИ), РЕШЕНИЕ
КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ведомственная целевая программа по развитию рыбоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы разработана в соответствии со "Стратегией развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года".
В программе предусматривается реализация государственной политики развития рыбоводства на территории Саратовской области на период 2013 - 2015 годы, цели, задачи и направления развития, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Рыбоводство - одна из важнейших отраслей хозяйства, непосредственно связанная с удовлетворением населения продуктами белкового питания. В новых экономических условиях рыбоводство является приоритетным направлением эффективного использования биоресурсов внутренних водоемов.
В настоящее время в Саратовской области развивается главным образом две формы рыбоводства: прудовое и пастбищное. Разведением прудовой рыбы в области занимаются 144 хозяйства различных форм собственности (КФХ, СХА, ЛПХ). Имеется 12 предприятий рыбоперерабатывающей промышленности, общей производственной мощностью 7,2 тыс. тонн. На уровне 90 % процентов производство данных предприятий занято завозной из-за пределов области рыбы, как морской, так и речной.
Прудовое рыбоводство. До начала 1990-х годов в области на 2 тыс. га прудовых площадей производилось около 1,5 тыс. тонн товарной продукции рыбоводства. Основу ее составлял карп, выращиваемый с использованием искусственных кормов. К концу 1990-х годов объемы производства прудовой рыбы снизились в 5 раз. В настоящее время объемы производства восстановлены и даже превышен их доперестроечный уровень (1,7 тыс. тонн). В последние годы отмечается положительная тенденция развития рыбоводства в товариществах, сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах.
Пастбищное рыбоводство. В условиях области основой пастбищной аквакультуры является выращивание в местных питомниках посадочного материала растительноядных рыб (РЯР), выпуск сеголеток в водохранилища на нагул и последующий вылов рыбы, достигшей товарного вида. Выпуск в водохранилища разновозрастного посадочного материала РЯР позволил создать промысловые стада растительноядных рыб. Вторым направлением пастбищной аквакультуры является выращивание и выпуск в водоемы ценных исконно "волжских" видов рыб (стерляди, сома, сазана), способных в отличие от РЯР, к естественному воспроизводству в водохранилищах области. Особое беспокойство вызывает катастрофическое снижение в водоемах области поголовья стерляди. В настоящее время она занесена в Красную Книгу Саратовской области, ее численность не превышает 10 - 30 тыс. экз. На протяжении последних лет проводится выращивание молоди стерляди и осуществляется ее выпуск в Волгоградское водохранилище. Чтобы получать в год достаточное количество (50 - 100 тонн) этой ценнейшей товарной продукции необходимо выпускать ежегодно не менее 1,5 млн. экз. подращенной молоди, что невозможно без существенных материальных затрат, расширения производственных мощностей и модернизации воспроизводственной базы.
Динамика наращивания объемов производства прудовой товарной рыбы в области представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика объемов производства товарной рыбы, т

Годы
Количество
2000
371,0
2001
650,0
2002
1110,0
2003
1363,0
2004
1578,0
2005
1600,0
2006
1650,0
2007
1710,0
2008
1560,0
2009
1700,0
2010
1600,0
2011
1650,0
2012
1701,0

Тенденция роста производства товарной рыбы с 2001 года отмечена, в основном, за счет организации индивидуальных и крестьянско-фермерских хозяйств на приспособленных водоемах и прудах с самотечным водоснабжением. Исходя из социально-экономической политики на ближайший период, вовлечение этих водоемов в рыбохозяйственный оборот и решение вопросов по обеспечению их качественным посадочным материалом разных видов позволит решить проблему производства товарной рыбной продукции. Причем формирование высокопродуктивных маточных стад и развитие специализированных воспроизводственных комплексов, обеспечивающих все хозяйства исходным посадочным материалом, является основой для развития этого направления. Это направление позволяет получать рыбную продукцию без больших затрат электроэнергии на ежегодное принудительное заполнение водоемов водой.
Медицинская норма потребления рыбопродукции составляет 18 кг на человека в год. В настоящее время в Саратовской области производство и вылов рыбы обеспечивает лишь около 1,7 кг на душу населения, в том числе 0,7 кг за счет производства прудовой товарной продукции. Среди регионов Приволжского федерального округа потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения в год составляет 10,9 кг, этот 9 место из 14 субъектов.
При наличии в области 3,5 тыс. га специализированных рыбоводных прудов по целевому назначению не используются 1,3 тыс. га, требуется капитальный ремонт гидросооружений и насосных станций. Заполнение и использование овражно-балочных прудов зависит от поверхностного стока и водности года, а также от обводнения мелиоративных водоемов районов Заволжья, чем обусловлено колебания производства товарной рыбы за последние 4 года. Отмечена положительная тенденция объемов производства посадочного материала, но качество его в ряде случаев (до 50 %) не соответствует стандартным показателям, что связано с повышенным отходом и затратами на единицу производства товарной продукции.
Низкий уровень занятости сельского населения и нерешенные вопросы социальной инженерной инфраструктуры обуславливают обострение социальных проблем села.
Основными причинами медленного развития рыбоводства являются:
- старение прудового фонда и отсутствие средств на его восстановление и техническую модернизацию;
- недостаточное количество специализированных воспроизводственных хозяйств для выращивания качественного посадочного материала и его зимовки;
- воздействие природно-климатических факторов на заполнение водоемов;
- отсутствие государственной и региональной поддержки на содержание ремонтно-маточных стад ценных видов рыб и оснащение воспроизводственных комплексов современным оборудованием;
- диспаритет цен на рыбоводную продукцию и промышленную продукцию и энергоносители;
- дефицит квалифицированных кадров массовых профессий, вызванных низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Создание условий для устойчивого развития рыбоводства на территории Саратовской области является приоритетным направлением экономической политики.
В условиях Саратовской области, могут успешно развиваться следующие основные направления рыбоводства:
- традиционное выращивание рыбы в прудах;
- индустриальное рыбоводство в установках с замкнутым водоснабжением, садках и бассейнах с использованием термальных и естественных вод,
- озерно-товарное рыбоводство, представляющее собой фактически форму пастбищной аквакультуры в водоемах комплексного назначения.
В дополнение к этому можно выделить еще одно, практически не разработанное в области направление - рыбоводство в целях обеспечения рекреации. Очевидно, что оно может развиваться как самостоятельно, так и в комплексе с любым из перечисленных направлений.
Развитие указанных форм рыбоводства имеет огромное значение для стабилизации продовольственного рынка Саратовской области и требует комплексного решения. Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку всех имеющихся ресурсов с организацией исполнения.

1.1. Техническая модернизация рыбоводных предприятий

В соответствии со Стратегией развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, планируемого развития всех форм рыбоводства невозможно достигнуть без решения ряда проблем сдерживающих его развитие. Одна из важнейших проблем - слабая оснащенность рыбоводных хозяйств современными техническими средствами и оборудованием. Рыбоводные предприятия используют в производственных процессах, в основном изношенную, морально устаревшую технику, в связи с этим переход на инновационные технологии затруднен. Обеспечение предприятий современными техническими средствами является приоритетным направлением успешного развития отрасли. Без использования современного рыбоводного оборудования, технических средств оптимизации водной среды и приборов контроля невозможно повышение производительности труда, внедрения интенсивных технологий и снижения себестоимости продукции.
Увеличения количества рыбоводных хозяйств в последние годы и планируемое наращивание ими объемов производства товарной продукции и посадочного материала обусловлено тем, что товарное рыбоводство является значительным резервом современного сектора АПК. Оснащение рыбоводных хозяйств современными техническими средствами и оборудованием планируется как за счет отечественного его производства, так и поставок импортного.
В перечень важнейшего оборудования должны входить:
- живорыбный автотранспорт, предназначенный для перевозки живой товарной рыбы и посадочного материала на дальние расстояния;
- съемные рыбоконтейнеры с аэрацией, кислородом и атмосферным воздухом, которые могут устанавливаться в кузовах автомобилей.
- технические средства для внесения извести, удобрений, профилактической обработки рыбы, способствующие повышению рыбопродуктивности водоемов и предотвращающие гибель рыбы от заболеваний. По технической схеме включают средства механизации погрузки, доставку, выгрузку и внесение в водоем.
- агрегаты для удаления водной растительности, обеспечивающие выкос и удаление растительности из водоемов и обкос дамб прудов.
- технические средства для кормления рыб при использовании гранулированных, сыпучих и тестообразных кормов позволяют снизить потери корма, трудовые затраты и оптимизировать процесс кормораздачи. Плавучие кормораздатчики предусмотрено использовать для обширных по площади нагульных водоемов площадью до 100 га. Мальковые и выростные пруды рационально оборудовать кормушками малой емкости.
- использование интенсивных инновационных технологий невозможно без применения современных аэрационных средств, предназначенных для водоемов с глубиной не менее 1 м. В зависимости от площади водоемов планируется оснащать хозяйства аэраторами разной мощности.
- техническое перевооружение в первую очередь необходимо на воспроизводственных комплексах. От него зависит качество и сроки поставки на рыбоводные хозяйства исходного посадочного материала. В климатических условиях IV рыбоводной зоны с неустойчивым температурным режимом оснащение инкубационных цехов должно включать оборудование для регулируемого газового и температурного режима (электрокомпрессоры, электронасосы, датчики, бактерицидные установки, биологические фильтры), а также пластиковые лотки и инкубационные аппараты разных модификаций для инкубации икры осетровых, сома, карпа и растительноядных рыб дальневосточного равнинного комплекса. В таком техническом переоснащении нуждается в первую очередь:
инкубационный цех Саратовского отделения ФГБНУ "ГосНИОРХ", построенный по типовому проекту 1960-х годов, мощностью 100 млн. шт. личинок в год,
цех ФГУ "Тепловского рыбопитомника" мощностью 20 млн. личинок в год,
приспособленные инкубационные цеха мощностью по 10 млн. шт. личинок в год в ФГУП "Саратовский рыбопитомник растительноядных рыб" и СХПК "Ерусланский";
- технические средства для контроля параметров водной среды необходимы для оснащения всех рыбоводных хозяйств и в первую очередь приборами измеряющими показатели температурного режима и растворенного и водородного показателя;
- для обработки ложа прудов, возведения и ремонта дамб предусмотрено оснащение хозяйств современной сельскохозяйственной и строительной техникой.
Техническое перевооружение отрасли позволит восстановить гидротехнические сооружения на ранее эксплуатируемых водоемах, построить новые прудовые площади, эффективно использовать производственные мощности, снизить потери посадочного материала и себестоимость продукции, повысить производительность труда.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:
- формирование конкурентоспособной продукции рыбоводства на областном рынке на основе модернизации и увеличения площади используемых рыбоводных прудов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- обеспечение населения области качественной рыбной продукции;
- улучшение материально-технической базы рыбоводческих предприятий, восстановление и строительство специализированных прудов.

Раздел 3. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ

В результате реализации Программы предусмотрен существенный рост объемов производства рыбной продукции по сравнению с базовыми показателями.
Базовые показатели наличия водных ресурсов, объемов производства товарной рыбы и посадочного материала приведены в таблице 2.
Сроки реализации Программы - 2013 - 2015 годы.
Планируется, что достижение прогнозируемых показателей рыбоводства в 2013 - 2015 гг. будет характеризоваться следующими тенденциями.
Производство товарной продукции рыбоводных хозяйств всех форм собственности на приспособленных и специализированных прудах возрастет с 1,7 тыс. тонн (2012 г.) до 2,0 тыс. тонн в 2015 году или на 18 %, производство рыбопосадочного материала (годовика) планируется увеличить с 3,97 млн. экз. (2012 г.) до 4,8 млн. экз. в 2015 году или на 20,9 %, при стабильном приросте объемов производства за счет вовлечения в рыбохозяйственный оборот прудов с самотечным водоснабжением и положительным решением правовых вопросов по аренде водоемов и передаче их в частную собственность для создания крестьянско-фермерских хозяйств и развития индивидуального предпринимательства. Будет создано дополнительно 33 рабочих мест в сельской местности. Улучшиться материально - техническая база рыбоводных предприятий.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 21-пр)
Прирост продукции в большей степени планируется обеспечить за счет увеличения используемых площадей и применения перспективных ресурсосберегающих технологий удобрения прудов, рационального кормления, зарыбления водоемов поликультурой - рыбами с разным спектром питания, повышения качества посадочного материала за счет проведения селекционно-племенной работы с маточными стадами рыб, модернизации технологического оборудования воспроизводственных комплексов.

3.1. Развитие прудового товарного рыбоводства

Для развития товарного рыбоводства необходимо провести следующие мероприятия:
- восстановление специализированных питомных, зимовальных и нагульных прудов;
- вовлечение в рыбохозяйственный оборот прудов овражно-балочного типа с использованием их для выращивания посадочного материала и товарной продукции;
- широкое использование ресурсосберегающих технологий при выращивании посадочного материала и товарной рыбы на основе поликультуры;
- применение интенсификационных мероприятий по стимулированию развития естественной кормовой базы;
- использование искусственных кормосмесей соответствующих пищевым потребностям сеголеток и товарной рыбы с применением местных биоресурсов для их изготовления;
- проведение профилактических обработок прудов и посадочного материала;
- проведение рыбоводно-мелиоративных работ и ремонта гидросооружений прудов;
- оснащение рыбоводных хозяйств средствами по выполнению технологических процессов и приборами контроля за экологическим состоянием водоемов.

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ

Система программных мероприятий для достижения цели и выполнения поставленных задач включает в себя развитие прудового рыбоводства, техническую модернизацию рыбоводных предприятий.
Развитие прудового рыбоводства будет достигнуто путем повышения рыбопродуктивности водоемов, развития воспроизводительных комплексов, кормопроизводства и прудового товарного рыбоводства, поддержке племенного дела.
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий, для реализации которых необходимо предусмотреть субсидии на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям:
- на возмещение части затрат на строительство специализированных прудов;
- на возмещение части затрат на техническую модернизацию рыбоводных предприятий.
Финансирование предусмотренных программой бюджетных расходов будет осуществляться в объемах, предусмотренных министерством сельского хозяйства области в соответствии с законом Саратовской области "Об областном бюджете".
Система программных мероприятий приведена в приложении 1 к Программе.

Таблица 2

Базовые показатели наличия водных ресурсов, производства
товарной рыбы и посадочного материала в районах
Саратовской области

N
Районы
Наличие водного фонда, га
Базовые показатели рыбоводства в 2012
г.
Всего общая площадь
В том числе
малые
водохранилища
и пруды
комплексного назначения
приспособленные для рыбоводства пруды
специализированные рыбоводные пруды
Производство
товарной рыбы, т
Производство посадочного
материала (сеголеток), млн. шт.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Александрово-Гайский
1779,0
1695,0
84,0
-
-
-
2
Аркадакский
410,0
310,2
39,8
60,0


3
Аткарский
238,0
238,0
-
-
25
0,05
4
Базарно-Карабулакский
795,0
463,0
162,0
170,0
89,5

5
Балаковский
6666,1
4297,1
1424,0
945,0
128,4
0,416
6
Балашовский
2866,1
2159,8
571,3
135,0
27

7
Балтайский
284,0
193,7
-
90,3
29

8
Вольский
232,0

34,0
198,0

-
9
Воскресенский
176,0
128,0
48,0
-
9,85

10
Дергачевский
4819,6
4385,6
434,0
-
10

11
Духовницкий
690,0
75,0
-
615,0
-
-
12
Екатериновский
640,0
492,0
148,0
-
53,0
-
13
Ершовский
6482,0
5701,0
781,0



14
Ивантеевский
686,0
458,0
228,0

127

15
Калининский
2178,0
1784,0
394,0
-


16
Красноармейский
380,0
314,4
65,6
-

-
17
Краснокутский
2804,0
2181,2
426,8
196,0
20
0,8835
18
Краснопартизанский
4852,0
4350,0
485,0
17,0


19
Лысогорский
650,0
516,3
73,7
60,0
13,07
0,2665
20
Марксовский
2384,0
2021,8
362,2
-
115,1

21
Новобурасский
932,0
291,0
165,0
476,0
170
1,08
22
Новоузенский
2303,0
1768,0
460,0
75,0
42,5
0,136
23
Озинский
2772,0
2429,0
343,0
-

-
24
Перелюбский
2800,0
2702,3
97,7
-


25
Петровский
741,0
313,0
428,0
-
65,5

26
Пугачевский
3895,0
3695,0
200,0
-
139

27
Питерский
2752,0
2707,0
45,0
-
-
-
28
Ровенский
627,0
322,0
-
305,0
475,5
2,9
29
Романовский
409,0
275,0
134,0
-

-
30
Ртищевский
901,0
843,0
58,0
-
19,4

31
Самойловский
1400,0
1063,7
336,3
-
17,5

32
Саратовский
542,0
507,0
10,0
25,0


33
Советский
1499,7
1232,1
267,6
-
100

34
Татищевский
586,0
443,0
29,0
114,0
10

35
Турковский
634,0
395,6
238,4
-
3

36
Федоровский
5020,0
4646,7
373,3
-


37
Хвалынский
156,0
141,0
15,0
-
4
0,003
38
Энгельсский
1211,0
821,5
271,5
118,0
60,8

Всего
69199,5
56360,0
9227,2
3599,0
1700.67
5,735

Раздел 5. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЩУЮ ОЦЕНКУ ЕЕ ВКЛАДА
В ДОСТИЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ,
ОЦЕНКУ РИСКОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Положительное влияние на рост объемов производства аквакультуры окажет рост инвестиций частного капитала, направленных на обустройство водоемов полученных в долгосрочную аренду или в частную собственность, приобретение техники оборудования, посадочного материала и кормов.
Рост объемов производства рыбы позволит снизить объем ввоза и увеличить ее долю в формировании продовольственных ресурсов области за счет местного производства.
Развитие аквакультуры на водоемах области позволит не только увеличить объем производства белковой продукции за счет природных ресурсов, но и решить ряд социальных проблем: повысить занятость сельского населения, стабилизировать экологическую обстановку, приостановить процессы деградации сельскохозяйственных угодий за счет противоэрозийных мероприятий при создании водоемов на оврагах и балках.
Развитие рекреационного рыбоводства будет способствовать развитию туризма и организации здорового образа жизни сельского и городского населения.
Вместе с тем, выполнению прогнозируемых темпов роста рыбоводства на 2013 - 2015 годы может помешать система рисков, сложившаяся под воздействием негативных факторов и имеющихся проблем в аграрном секторе. К основным рискам относятся:
Макроэкономические риски. Снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, сложности банковской системы не позволят интенсифицировать развитие рыбоводства, усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций.
В результате влияния негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на рыбную продукцию из-за сокращения реальных доходов населения.
Основные условия достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития аквакультуры до 2015 года будут следующие:
- ускоренное развитие воспроизводственных комплексов в области, оснащение их современным технологическим оборудованием;
- переход на новые высокопроизводительные и ресурсосберегающие технологии, разработка и внедрение их на предприятиях всех форм собственности;
- улучшение финансового положения предприятий аквакультуры и их материально-технической базы за счет предоставления льготных кредитов, лизинга техники и оборудования;
Природно-климатические риски. Рыбоводство, как и другие отрасли сельского хозяйства, в значительной степени зависит от природно-климатических условий.
Саратовская область входит в зону рискованного рыбоводства, особенно на приспособленных водоемах, заполняемых поверхностным стоком, который зависит от количества выпадающих осадков.
Колебания уровневого режима и снижение его до критического уровня в засушливые годы в левобережье области приводит к гибели рыбной продукции в летние и зимние периоды, что снижает инвестиционную привлекательность аквакультуры.
Социальные риски. Возможность усиления социальной непривлекательности сельской местности, неразвитость инфраструктуры, увеличение разрыва между уровнями жизни сельского и городского населения создает серьезную угрозу демографического кризиса, провоцируя нехватку трудоспособного населения, ставит под угрозу реализации программы развития рыбоводства.
Законодательные риски. Выражаются в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию деятельности рыбоводных предприятий, сложности реализации прав собственности и юридического оформления земельных участков под строительство рыбоводных водоемов, что не позволяет привлекать финансовые ресурсы на рыночных условиях.
Международные торгово-политические риски. Успешное функционирование рыбоводных хозяйств зависит от ситуации на международных рынках рыбной продукции и поставки ее на внутренние рынки.

Раздел 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы будет способствовать улучшению финансовой устойчивости рыбохозяйственного комплекса на основе развития производственной базы, проведения реконструкции и модернизации рыбоводческих предприятий и повышения конкурентоспособности отечественной рыбной продукции.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведена в приложении 2 к Программе.
Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки (таблица 3):

Таблица 3

Состояние целевого индикатора на конец отчетного периода
Оценка состояния целевого индикатора
При росте уровня расходов <1>
При сохранении уровня расходов
При снижении уровня расходов
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение)
1
2
3
Достижение запланированного значения целевого индикатора
0
1
2
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение)
0
0
1

--------------------------------
<1> Под расходом понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию программы.

Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:

Наименование целевого индикатора
Оценка состояния целевого индикатора (баллов)
Производство товарной рыбы
Состояние целевого индикатора
Производство рыбопосадочного материала
Состояние целевого индикатора
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции
Состояние целевого индикатора
Создание дополнительных рабочих мест
Состояние целевого индикатора
Итоговая сводная оценка
Сумма баллов по строкам
(таблица в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 21-пр)

Эффективность программы определяется по следующей форме:

Вывод об эффективности программы
Итоговая сводная оценка (баллов)
Эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом
менее X
Эффективность программы находится на уровне предыдущего года
X
Эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом
более X

X - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов программы за предыдущий год. В случае если программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой программы.
В соответствии с прогнозными показателями развития рыбоводства на 2013 - 2015 годы одним из показателей уровня достижения цели Программы является объем производства продукции. В результате реализации программных мероприятий планируется увеличение объемов производства товарной продукции.
По отношению к 2012 году в 2015 году производство товарной продукции вырастет на 18 %, будет обеспечен рост площади специализированных прудов - на 30 - 35 %; рост численности посадочного материала - на 20,9 %.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 21-пр)
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем внедрения безотходных технологий, организации переработки технических отходов, развития естественных природных водоемов.

Раздел 7. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 11.04.2014 № 21-пр)

Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе в 2013 - 2015 годах приведен в таблице.

Показатели
Единицы измерения
2013
2014
2015
Всего за 3 года
Выручка от реализации продукции
млн. руб.
93,8
99,7
105,89
299,39
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции (ТП)
млн. руб.
5,5
5,9
6,19
17,59
Финансовое обеспечение Программы
Всего (Ф)
млн. руб.
83,85
31,14
66,5
181,49
в том числе:




областной бюджет (Фо)
млн. руб.
2,0
0,69
1,5
4,19
федеральный бюджет (прогнозно) (Фф)
млн. руб.
1,65


1,65
внебюджетные источники (прогнозно)
млн. руб.
80,2
30,45
65,0
175,65
Показатели эффективности
Э общ
%
6,6
18,9
9,3
9,7

Э оф
%
в 1,5 раза
в 8,6 раза
в 4,1 раза
в 3,0 раза
(таблица в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.07.2014 № 44-пр)

Эффективность расходования средств определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:

Э общ = ТП / Ф x 100

Э оф = ТП / (Фо + Фф) x 100

где Э общ - коэффициент общей эффективности расходования средств;
Э оф - коэффициент эффективности расходования областных и федеральных средств;
ТП - ежегодный прирост выручки от реализации продукции;
Ф - объем финансирования Программы всего;
Фф - объем финансирования Программы из федерального бюджета;
Фо - объем финансирования Программы из областного бюджета.
Анализ динамики целевых индикаторов и объем финансирования Программы предлагается проводить по годам. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.

Раздел 8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 09.07.2014 № 44-пр)

Общий объем финансового обеспечения мероприятий программы на 2013 - 2015 годы составляет 181471,0 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета (прогнозно) - 1654,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 1654,0 тыс. рублей;
Из областного бюджета - 4194,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 2000,0 тыс. рублей;
2014 год - 694,0 тыс. рублей;
2015 год - 1500,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 175623,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 80150,0 тыс. рублей;
2014 год - 30450,0 тыс. рублей;
2015 год - 65023,0 тыс. рублей.

Раздел 9. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие рыбоводства в хозяйства тех муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру, участвуют в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и аналогичной областной целевой программы.
В настоящее время в области в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы" предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; строительство общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики, учреждений культурно-досугового типа; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 21-пр)
Все муниципальные районы области на основе рекомендаций Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы приступили к разработке муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, содержащих мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28.10.2011 № 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В результате реализации мероприятий настоящей программы в области будет дополнительно создано 33 рабочих мест, что позволит повысить уровень занятости сельского населения.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 11.04.2014 № 21-пр)
Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Рыбоводство является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства, соответствует природно-климатическим особенностям и традиционным формам ведения сельскохозяйственного производства.
В рамках программы предусматриваются мероприятия по технологической модернизации отрасли.
На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.

Раздел 10. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей и задач программы, индикаторов и мероприятий, утвержденных в программе, является министерство сельского хозяйства Саратовской области.
- мониторинг реализации и формирование отчетности ходе реализации Программы осуществляет министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Министерством сельского хозяйства области по согласованию с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области на основе отчетов рыбоводческих предприятий проводится обобщение и анализ статистических данных по выполнению целевых показателей Программы.
Комплексное управление Программой осуществляет министерство сельского хозяйства области.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств бюджета Саратовской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке в соответствие с постановлением правительства Саратовской области от 3 октября 2012 г. № 590-П.





Приложение 1

СИСТЕМА (ПЕРЕЧЕНЬ) ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области
от 29.04.2013 № 114-пр, от 03.12.2013 № 315-пр,
от 26.02.2014 № 11-пр, от 11.04.2014 № 21-пр,
от 09.07.2014 № 44-пр)

Цель, задачи, наименование
мероприятий
Источники финансового обеспечения
Объем финансового обеспечения, (тыс. рублей)
в том числе по годам:
Показатели результативности выполнения мероприятий
2013
2014
2015
наименование показателя, (единица измерения)
базовое значение
2013
2014
2015
целевое значение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Цель - формирование конкурентоспособной продукции рыбоводства на областном рынке, на основе модернизации и увеличения площади используемых рыбоводных прудов
Задача 1. Улучшение материально-технической базы рыбоводных предприятий, восстановление и строительство специализированных прудов
Возмещение части затрат на строительство специализированных прудов
Всего
136981,0
70150,0
21315,0
45516,0
Восстановление и строительство специализированных прудов (штук)
5
6
7
6
24
областной бюджет

0,0


федеральный бюджет (прогнозно)




Дополнительные рабочие места, чел.
9
10
11
12
33
средства внебюджетных источников (прогнозно)
136981,0
70150,0
21315,0
45516,0
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013
№ 114-пр, от 03.12.2013 № 315-пр, от 26.02.2014 № 11-пр, от 11.04.2014
№ 21-пр, от 09.07.2014 № 44-пр)
Задача 2. Обеспечение населения области качественной рыбной продукцией
Возмещение части затрат на техническую модернизацию рыбоводных предприятий
Всего
44490,0
13654,0
9829,0
21007,0
Производство товарной рыбы (тон)
1701
1800
1900
2000
2000
областной бюджет
4194,0
2000,0
694,0
1500,0
федеральный бюджет (прогнозно)
1654,0
1654,0


Ежегодный темп роста, %

105,8
105,5
105,3
105,3
средства внебюджетных источников (прогнозно)
38642,0
10000,0
9135,0
19507,0
Производство рыбопосадочного материала (годовиков), млн. шт.
3,97
4,2
4,4
4,8
4,8
Ежегодный темп роста, %

105,7
104,8
109
109
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013
№ 114-пр, от 03.12.2013 № 315-пр, от 26.02.2014 № 11-пр, от 09.07.2014
№ 44-пр)
Итого:
Всего
181471,0
83804,0
31144,0
66523,0






областной бюджет
4194,0
2000,0
694,0
1500,0
федеральный бюджет (прогнозно)
1654,0
1654,0








средства внебюджетных источников (прогнозно)
175623,0
80150,0
30450,0
65023,0
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области от 03.12.2013
№ 315-пр, от 26.02.2014 № 11-пр, от 09.07.2014 № 44-пр)





Приложение 2

СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ)
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 11.04.2014 № 21-пр)

№ п/п
Наименование целевого индикатора (показателя)
Единица измерения
Значение целевого индикатора (показателя) по годам
базовое значение 2012 г.
2013
2014
2015
Целевое значение
Задача 1. Улучшение материально-технической базы рыбоводных предприятий, восстановление и строительство
специализированных прудов
1
Производство
рыбопосадочного материала (годовиков)
млн. шт.
3,97
4,2
4,4
4,8
4,8
Задача 2. Обеспечение населения области качественной рыбной продукцией
2
Производство товарной рыбы
тонн
1701
1800
1900
2000
2000
3
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции
тыс. руб.
2500,0
5500,0
5957,0
6195,0
6195,0
4
Создание дополнительных рабочих мест
единиц
9
10
11
12
33


------------------------------------------------------------------