Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.06.2013 по делу N 33-3644, N 33-3645 <Об отмене решения Волжского районного суда города Саратова от 28.01.2013 и отказе в удовлетворении заявления в части признания недействующим решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 N 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов">



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу № 33-3644, № 33-3645

Судья Агаркова С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Песковой Ж.А. и Аршиновой Е.В.,
с участием прокурора Анашкина А.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Саратова о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", по апелляционным жалобам Саратовской городской Думы, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", П., Л. на решение Волжского районного суда города Саратова от 28.01.2013 года и по частной жалобе Саратовской городской Думы на определение Волжского районного сада города Саратова от 14.02.2013 года об исправлении описки, которыми постановлено:
"Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1.56 решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" об изложении в новой редакции подпункта 42.2 пункта 42 Правил, в части таблицы "Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон":
Код использования 1.11 "многоквартирные жилые дома 6 этажей и выше"
Зона ПТ-3 в части исключения из списка разрешенного использования;
Код использования 1.12 "многоквартирные жилые дома от 3 этажей до 6"
Зона ОД-1 - вид "О *",
Зона ПТ-3 в части исключения из списка разрешенного использования
Код использования 1.13 "многоквартирные жилые дома от 1 этажей до 3"
Зона ОД-1 - вид использования "О*",
Зона Ж-1.1 - вид использования "У",
Зона Ж-4 - вид использования "У"
Код использования 1.15 "индивидуальные жилые дома до 3 этажей"
Зона ОД-5 - вид использования "У"
Зона СХ-1 - вид использования "У",
Код использования 1.16 "Жилые дома специального назначения, дома-интернаты"
Зона Ж-4 - вид использования "У";
Зона Ж-3 - вид использования "У"
Код использования 2.12 "Детские сады круглосуточные"
Зоны ОД-1, ПТ-1 вид использования "У";
Код использования 2.13 "Специальные коррекционные школы"
Зоны ОД-1, ПТ-1 - вид использования "У";
Код использования 2.20 "Учреждения дополнительного образования взрослых и детей"
Зона ОД-3 - вид использования "О".
Код использования 2.30 "Учреждения профессионального образования"
Зона ПТ-1 - вид использования "У",
Код использования 4.17 "Рынки универсальные"
Зона П-1 - вид использования "У"
Код использования 4.30 "Отдельно стоящие объекты бытового обслуживания" Зона ИТ-2.1 в части отсутствия в видах разрешенного использования;
Код использования 4.40 "Отдельно стоящие объекты по сервисному обслуживанию населения"
Зона Ж-1.1 - вид использования "У".
Код использования 5.25 "Отдельно стоящие ночные клубы"
Зона ПТ-1 - вид использования "У"
Код использования 5.41 "Специальные парки, зоосад, ботанический сад"
Зона Р-2 - вид использования "О"
Код использования 5.51 "Базы отдыха, детские лагеря, санатории"
Зона ОД-3 - вид использования "У"
Код использования 5.54 "Яхт-клубы" в части перенумерования кода использования Зона ОД-5 - вид использования "У".
Код использования 6.11 "Открытые спортплощадки"
Зона Ж-1.1 - вид использования "У".
Код использования 6.51 "Сооружения технических видов спорта"
Зоны ИТ-1, П-1 - вид использования "О",
Зоны ПТ-1, ПТ-3 - вид использования "У"
Код использования 7.21 "Многопрофильные больницы"
Зона ПТ-1 вид использования "У*"
Код использования 7.41 "Дома слепых / глухих"
Зона ОД-3 - вид использования "О"
Код использования 7.42 "Интернаты престарелых, инвалидов и детей"
Зоны Ж-1, ИТ-1, П-1 - вид использования "У",
Код использования 8.11 "Здания органов власти"
Зона П.1 - вид использования "У"
Код использования 8.32 "Офисы площадью более 5000 кв. м"
Зона ОД-1 - вид использования "У"
Код использования 8.31 "Офисы до 5000 кв. м"
Зона ПТ-1 вид использования "У"
Код использования 8.42 "Метеостанции"
Зоны ПТ-1 - вид использования "У".
Код использования 8.51 "Творческие мастерские"
Зона ПТ-1 - вид использования "У".
Код использования 8.52 "СМИ без издательств"
Зона СХ-1 в части исключения вида использования "О"
Код использования 9.12 "Жилищно-эксплуатационные службы с гаражами"
Зона ПТ-1 - вид использования "У"
Код использования 9.31 "Ветеринарные станции без содержания животных" Зона ПТ-1 - вид использования "У"
Код использования 9.32 "Ветеринарные станции с содержанием животных"
Зона П-2 вид использования "О"
Код использования 9.51 "Хозблоки"
Зона П-1 вид использования "У"
Код использования 10.24 "Предприятия IV кл. вредности"
Зона ПТ-1 вид использования "У"
Код использования 10.25 "Предприятия V кл, вредности"
Зона ПТ-1 - вид использования "У"
Код использования 10.31 "Склад IV - V кл. вредности"
Зона ПТ-1 - вид использования "У"
Код использования 10.51 "Объекты дорожного хозяйства"
Зона СХ-2 - вид использования "У"
Код использования 11.14 "Гаражи подземные без ограничений"
Зона ОД-2 - вид использования "О";
Зоны ОД-2.1 - вид использования "У".
Код использования 11.32 "Автосалоны без ограничений"
Зона ПТ-1 - вид использования "У".
Код использования 11.63 "Автодромы для обучения вождению"
Зона ПТ-1 - вид использования "У".
Код использования 11.65 "Автовокзалы"
Зоны ИТ-1, ИТ-1.1, ПТ-1 - вид использования "У".
Код использования 11.81 "Пирсы городского водного транспорта"
Зоны Р-1 - вид использования "У".
Код использования 11.82 "Стоянки городского водного транспорта"
Зоны ИТ-1 - вид использования "У"
Код использования 12.22 "Электроподстанции"
Зоны Ж-1, Ж-1.1, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ж-5 - вид использования "У";
Зоны СХ-2 - вид использования "О";
Код использования 12.31 "Водопроводные станции"
Зоны Ж-1, Ж-1.1, Ж-2 отсутствовали - вид использования "У";
Зоны ОД-2, ОД-3 вид использования "О";
Код использования 12.32 "Водопроводные повысительные насосные"
Зоны ОД-2 вид использования "У";
Код использования 12.41 "ТЭЦ"
Зоны ПТ-1 - вид использования "У";
Код использования 13.12 "Мусороперерабатывающие заводы"
Зоны П-1 - вид использования "У";
Зона П-3 - вид использования "О",
Код использования 14.11 "Приюты для бездомных животных, открытые площадки для тренинга собак" разделен на:
Код 14.11 "Приюты для бездомных животных"
Зоны ПТ-1 - вид использования "У";
Код 14.12 "Открытые площадки для тренинга собак"
Зоны Ж-1, Ж-2, ИТ-1, П-1, Р-1, СХ-1, СХ-2, ПТ-1, Пт-3 - вид использования "У"
Код 14.13 "Животноводство"
Зоны СН-1 - в части удаления из списка разрешенного использования;
Код 14.61 "Некоммерческие садовые товарищества"
Зона СХ-1 - вид использования "У";
Зона ОД-5 - вид использования "У";
Зона Ж-3, Ж-4 - вид использования "У";
Зона СХ-3 - вид использования "О".
Код 14.63 "Личное подсобное хозяйство"
Зона Р-1 в части исключения из разрешенного использования;
Код 15.42 "Зеленые насаждения противоэрозийные"
Зоны ПТ-1, ПТ-3 - вид использования "У"
Код использования 17.01 "Водные объекты"
Зоны СХ-2 - вид использования "О".
Карту градостроительного зонирования в части изменения расположения территориальных зон ОД-2, Р-1, Р-3.1, ОД-3, ПТ-3, ИТ-2, Ж-1.1, Ж-2, Ж-5, П-32, П-1, ИТ-4, СН-2, Зоны памятников, Охранные зоны, Границы охранной зоны объекта охраны, Границы зоны регулирования застройки, Зона с особым использованием территорий по условиям охраны объектов археологии, Зоны полигонов ТБО".
В остальной части заявления прокурора города Саратова о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" - отказать.
После вступления в законную силу решения суда сообщение о решении суда должно быть опубликовано в общественно-политической газете "Саратовская панорама" в ближайшем планируемом выпуске после получения редакцией средства массовой информации текста сообщения о принятом решении".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснений представителей Саратовской городской Думы Ч., комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ж., комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" К., администрации муниципального образования "Город Саратов" Ч., объяснения П. и его представителя Р., Л., поддержавших доводы своих жалоб, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований подлежащим отмене, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Саратова обратился в суд с указанным выше заявлением, уточнив заявленные требования, просил признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Саратовской городской думы от 11.10.2012 года № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении прокуратурой города Саратова по обращению Л. и П. проверки на соответствие закону решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217, а также соблюдения федерального законодательства при проведении публичных слушаний было установлено, что публичные слушания по проекту вышеуказанного решения были проведены с нарушениями требований федерального законодательства о проведении публичных слушаний, а именно проект решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217, утвержденный после публичных слушаний и направленный и.о. главы администрации муниципального образования "Город Саратов" Б. в адрес Саратовской городской Думы для рассмотрения, имел поправки, которые не были отражены в проекте, опубликованном 30.03.2012 года в газете "Саратовская панорама". Таким образом, проект оспариваемого решения не прошел публичные слушания в полном объеме. Кроме того, пункт 1.56 оспариваемого решения Саратовской городской Думы нарушает требования статей 37, 38, 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев поступившее заявление, суд постановил указанное решение.
В апелляционных жалобах Саратовская городская Дума, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов" просят решение суда в удовлетворенной части требований прокурора отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Кроме того, Саратовская городская Дума в частной жалобе просит отменить определение об исправлении описки в указанном решении суда, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права.
В обоснование доводов жалоб заинтересованные лица указывают, что в решении суда отсутствует вывод о том, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует часть карты и отдельные положения пункта 42.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов"; решение суда содержит противоречивые выводы о соблюдении порядка проведения публичных слушаний; в решении не указано какие именно земельные участки, находящиеся в территориальных зонах ОД-2; Р-1; Р-3.1; ОД-3; ПТ-2; Ж-1.1, Ж-2, Ж-5, П-32; П-1; ИТ-4; СН-2, зоны памятников, охранные зоны, граница охранной зоны, границы зоны регулирования застройки, зоны с особым использованием территорий по условиям охраны объектов археологии, зоны полигонов ТБО, признаны недействительными в связи с измененными границами данных территориальных зон, а какие нет. Наименования видов использования земельных участков, содержащиеся в резолютивной части решения, отражены не в полном объеме, чем указанные в таблице 5.1 пункта 42.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", в связи с чем, невозможно определить признаны данные виды недействительными целиком либо в части. Кроме того, резолютивная часть решения не содержит исчерпывающих выводов, вытекающих из установленных фактических обстоятельств. В нарушение требований статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд рассмотрел уточненные требования прокурора, в которых был изменен и предмет и основание первоначального заявления. Процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления соблюдена, поскольку глава органа местного самоуправления, как субъект правотворческой инициативы, в соответствии с действующим законодательством наделен правом внесения поправок в проект, в том числе, на стадии получения заключений. Авторы жалоб не согласны и с определением об описки в решении суда, полагают, что данным определением решение суда было изменено, а именно, дополнено новым абзацем.
П. и Л. также не согласились с решением суда, в апелляционных жалобах просят его отменить в части, в которой в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В обоснование доводов жалобы П. указывает, что судом не проведена проверка действий органа местного самоуправления по установлению запретов на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без увеличения площади застройки на соответствие закону. При вынесении решения суд должен был руководствоваться нормами земельного законодательства, а не ненормативными актами местного самоуправления, поскольку в полномочия органов местного самоуправления не входит установление запретов на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Судом не дана оценка того факта, что градостроительный регламент не устанавливает запретов, а лишь устанавливает ограничения. По мнению автора жалобы, действующим законодательством не предусмотрено установление видов разрешенного использования, запрещающих строительство объектов капитального строительства, не предусмотрено установление ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, являющихся разрешенными видами использования, без выявления в данных зонах территорий с особыми условиями использования и без выявления природных факторов, влияющих на возможность строительства.
Л. в обоснование доводов своей жалобы указывает, что в принятой версии Правила землепользования и застройки не соответствуют градостроительным регламентам своих зон. Следствием этого является невозможность свободного выбора строительного и функционального изменения таких объектов капитального строительства, что ущемляет права собственников недвижимости. Кроме того, подпункт 44.4.1 пункта 1.59 решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" также не прошел процедуру публичных слушаний, что является нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения и определения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части и отмене определения суда по следующим основаниям.
В постановлении от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых представительными (законодательными) и исполнительными органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 4).
При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность (пункт 7).
При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 18).
При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта (пункт 26).
Из материалов дела видно и установлено судом, что 30.03.2012 года в газете "Саратовская панорама" № 29/1 (832/1) опубликовано извещение о проведении 01.06.2012 года публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". В данном издании также опубликован проект решения Саратовской городской Думы.
01.06.2012 года проведены публичные слушания по данному проекту, о чем составлен протокол и заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное 25.07.2012 года в газете "Саратовская панорама" № 29 (855).
28.09.2012 года на основании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.09.2012 года № 2238 и.о. главы администрации Б. в адрес Саратовской городской Думы направлен для рассмотрения проект решения Саратовской городской Думы "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". При этом проект решения, направленный и.о. главы администрации муниципального образования "Город Саратов" Б. в адрес Саратовской городской Думы, имел поправки, которые не были отражены в проекте, опубликованном 30.03.2012 года в газете "Саратовская панорама" № 29/1 (832/1). Кроме того, на публичных слушаниях не рассматривались поправки в части приложения к проекту Карты градостроительного зонирования об изменении расположения территориальных зон ОД-2, Р-1, Р-3.1, ОД-3, ПТ-3, ИТ-2, Ж-1.1, Ж-2, Ж-5, П-32, П-1, ИТ-4, СН-2, зоны памятников, охранные зоны, границы охранной зоны объекта охраны, граница зоны регулирования застройки, зона с особым использованием территорий по условиям охраны объектов археологии, зона полигонов ТБО.
Решением Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217 в Правила землепользования и застройки внесены изменения, решение опубликовано на сайте Саратовской городской Думы 19.10.2012 года и в газете "Саратовская панорама. Спецвыпуск" № 122 (925) от 30.10.2012 года.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора, поскольку и.о. главы администрации муниципального образования "Город Саратов" внес в Саратовскую городскую Думу проект с изменениями Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" и Карты градостроительного зонирования, которые не прошли публичных слушаний, при этом, проект не отклонялся, на доработку не направлялся, то есть не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований,
Как следует из статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 года № 65-633, на публичные слушания в соответствии с действующим законодательством и в порядке, предусмотренном настоящим Положением, должны выноситься проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Продолжительность публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки и проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования соответствующего проекта до опубликования заключения о результатах публичных слушаний (6.1.2.1 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове).
Согласно пункту 6.1.2.2 указанного Положения подготовленный проект Правил землепользования и застройки, проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки направляется Комиссией в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросам архитектуры и градостроительства.
В соответствии с пунктом 6.1.2.3. Положения о публичных слушаниях в городе Саратове по результатам проверки, указанной в подпункте 6.1.2.2 настоящего Положения, глава администрации муниципального образования "Город Саратов" направляет проект Правил землепользования и застройки, проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с приложением необходимых заключений главе муниципального образования "Город Саратов" или, в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в подпункте 6.1.2.2 настоящего Положения, в Комиссию на доработку.
Согласно пункту 6.1.2.6 Правил землепользования и застройки в городе Саратове подготовленный в установленном Регламентом Саратовской городской Думы порядке проект решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки направляется главе муниципального образования "Город Саратов".
Глава муниципального образования "Город Саратов" не позднее, чем через 10 дней со дня получения от главы администрации муниципального образования "Город Саратов" проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по данному проекту (пункт 6.1.2.7 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове).
Как следует из пункта 6.1.2.10 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове протокол публичных слушаний (протоколы заседаний, в случае разделения территории города на части) составляется в срок не позднее 7 дней со дня проведения публичных слушаний (заседаний).
Подведение итогов публичных слушаний и составление заключения по итогам публичных слушаний производится Комиссией в срок не позднее 12 дней со дня проведения последнего заседания слушаний (пункт 6.1.2.11 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове).
После завершения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки или проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект Правил землепользования и застройки или в проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и представляет указанные проекты главе администрации муниципального образования "Город Саратов". Обязательными приложениями к проекту Правил землепользования и застройки или проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (пункт 6.1.2.12 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове).
В соответствии с пунктом 6.1.2.13 Положения о публичных в городе Саратове слушаниях глава администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение десяти дней после представления ему проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и обязательных приложений (протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний) принимает одно из следующих решений:
- о направлении Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в Саратовскую городскую Думу;
- об отклонении проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления;
и издает соответствующее постановление.
Как установлено в судебном заседании, публичные слушания по проекту оспариваемого решения Саратовской городской Думы состоялись.

Согласно части 4 статьи 36 Устава муниципального образования "Город Саратов" глава администрации города обладает правом внесения в городскую Думу проектов решений городской Думы.
В пункте 5 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Саратов" и в статье 46 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься, в том числе, главой муниципального образования, в порядке, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Таким образом, следует признать обоснованным довод представителей органа местного самоуправления о том, что поскольку глава администрации является субъектом правотворческой инициативы, то данное обстоятельство предполагает не только право на внесение проекта правового акта в представительный орган местного самоуправления, но и право на внесение поправок в данный проект.
Пунктом 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность направления правил землепользования и застройки на доработку по инициативе главы администрации, но уже данный пункт не ограничивает главу администрации в объеме такой доработки, поскольку глава является субъектом правотворческой инициативы.
Кроме того, в силу пункта 7.6 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове решения публичных слушаний для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер.
Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также определено, что целью публичных слушаний является обсуждение проектов нормативных правовых актов, а результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер. Поскольку процедура публичных слушаний носит процедурный характер и не является инструментом, влияющим на принятие решения, то внесение поправок в проект решения субъектом правотворческой инициативы после проведения публичных слушаний не может являться существенным нарушением.
Отсутствие публичных слушаний по внесенным и.о. главой администрации муниципального образования "Город Саратов" поправкам в проект изменений в Правила землепользования и застройки само по себе не указывает на то, что оспариваемое решение Саратовской городской Думы принято с нарушением действующего градостроительного и земельного законодательства.
Противоречие внесенных в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" изменений нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.
Следует также учитывать, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, поскольку обратное противоречит конституционному принципу о разделении законодательной, исполнительной и судебной власти.
Судебная коллегия также полагает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод комитета по градостроительной политике, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о социальной направленности проекта изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Так, градостроительные регламенты были дополнены рядом видов разрешенного использования, что позволяет размещать объекты спорта, здравоохранения, рекреационного и коммунального назначения в ряде территориальных зон. Данное обстоятельство нельзя считать ухудшающим права неопределенного круга лиц на территории города Саратова, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в силу пунктов 2.1 и 3.1 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 года № 65-633, инициативные группы жителей города Саратова вправе вынести на публичные слушания проекты изменений в Правила землепользования и застройки.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований прокурора нельзя признать законным и обоснованным, в этой части оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Подлежит отмене и определение Волжского районного суда города Саратова от 14.02.2013 года об исправлении описки в решении суда, поскольку указанное определение не отвечает требованиям частей 1 и 2 статьи 200 ГПК РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 200 ГПК РФ после объявления решения суд, принявший решение по делу, не вправе отменить или изменить его.
Суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.
Исправляя описку в решении суда, суд дополнил резолютивную часть абзацем следующего содержания: "Карту градостроительного зонирования в части изменения расположения территориальных зон ОД-2, Р-1, Р-3.1, ОД-3, ПТ-3, ИТ-2, Ж-1.1, Ж-2, Ж-5, П-32, П-1, ИТ-4, СН-2, Зоны памятников, Охранные зоны, Границы охранной зоны объекта охраны, Границы зоны регулирования застройки, Зона с особым использованием территорий по условиям охраны объектов археологии, Зоны полигонов ТБО", то есть фактически изменил решение суда, что недопустимо.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1. разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора города Саратова о признании решения Саратовской городской Думы недействующим в части установления органами местного самоуправления видов разрешенного использования "О*" и "У*", суд пришел к выводу, что установление органами местного самоуправления видов разрешенного использования земельных участков "О*" и "У*" не противоречит определению градостроительного регламента, допускающего ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства, а также сочетания параметров и размеров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Суд также не нашел оснований для признания недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в связи с отсутствием указанных зон в проекте Правил землепользования и застройки и внесения в проект, предоставленный и.о. главы администрации муниципального образования "Город Саратов", в части следующих территориальных зон: код использования 1.13 "многоквартирные жилые дома от 1 этажей до 3" Зона Ж-3; код использования 7.42 "Интересы престарелых, инвалидов и детей" Зона ПТ-1, ОД-5; код использования 10.32 "Склады II-III кл. вредности" Зона ПТ-1; код использования 11.71 "Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта", Зона П-1; код использования 13.12 "Мусороперерабатывающие заводы" Зона ПТ-1, поскольку изменения разрешенного видов использования для указанных зон не произошло, в проект, направленный в Саратовскую городскую Думу, были внесены уже существующие виды использования земельных участков и указанные в действующих Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2012 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в полном объеме, поскольку данные положения прошли публичные слушания, каких-либо нарушений при принятии либо несоответствия действующему законодательству не установлено.
Доводы жалобы П. и Л. о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, несоответствии Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" с учетом внесенных изменений градостроительному и земельному законодательству, о нарушении указанными изменениями прав собственников земельных участков, сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались заинтересованные лица в суде первой инстанции в обоснование своих позиций по делу, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями стать 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке не имеется.
Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда в части, в которой прокурору города Саратова отказано в удовлетворении заявленных требований, неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда в указанной выше части и удовлетворения апелляционных жалоб П. и Л.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 28.01.2013 года отменить в части удовлетворения заявления прокурора города Саратова о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 года № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение Волжского районного суда города Саратова от 14.02.2012 года об исправлении описки в решении суда отменить, частную жалобу Саратовской городской Думы - удовлетворить.


------------------------------------------------------------------