Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2013 по делу N А57-3482/2013 <О признании недействующим абзаца 7 пункта 2.8 Административного регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29.06.2012 N 3198>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу № А57-3482/2013

Резолютивная часть объявлена 14 июня 2013 года
Полный текст изготовлен 21 июня 2013 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Топорова А.В., судей: Бобуновой Е.В., Огнищевой Ю.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Б.А.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энгельсская промышленная компания", город Энгельс Саратовской области
заинтересованные лица:
Администрация Энгельсского муниципального района, г. Энгельс Саратовской области
Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс Саратовской области
Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс Саратовской области
о признании недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области по заявлению ООО "Энгельсская промышленная компания" Административный регламент предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденный Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29 июня 2012 года № 3198, в части установления основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: неосуществление заявителем кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в течение шести месяцев со дня выдачи ему утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (абзац 7 п. 2.8 Регламента)
при участии:
от заявителя: Д.Л.П. - представитель по доверенности от 01.03.2013;
от заинтересованных лиц:
от Администрации ЭМР - К.И.С. - представитель по доверенности от 09.01.2013;
от Комитета по управлению имуществом Администрации ЭМР - Д.О.А. по доверенности 24.05.2013, Л.И.А. по доверенности от 30.11.2012;
от Комитета по земельным ресурсам Администрации ЭМР: Б.Т.Н. - представитель по доверенности от 12.12.2012;

установил:

ООО "Энгельсская промышленная компания" обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области по заявлению ООО "Энгельсская промышленная компания" Административный регламент предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденный Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29 июня 2012 года № 3198, в части установления основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: неосуществление заявителем кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в течение шести месяцев со дня выдачи ему утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (абзац 7 п. 2.8 Регламента).
Определением от 16.05.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц с правами и обязанностями третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района и Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района.
06.06.2013 в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14.06.2013.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемое положение нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагая на ООО "Энгельсская промышленная компания" дополнительные обязанности по постановке в установленные органом местного самоуправления срок земельного участка на кадастровый учет, истечение установленного срока влечет отказ в предоставлении муниципальной услуги и как следствие в предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве.
Администрация Энгельсского муниципального района по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемый акт принят в рамках компетенции органа местного самоуправления и оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители Комитета по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района и Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района отзывы не заявленные требования не представили, поддержали позицию администрации района.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к выводу, что в заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 29.06.2012 № 3198, в том числе утвержден Административный регламент предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Административный регламент), которым урегулированы правоотношения, складывающиеся между получателями муниципальной услуги и комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района в процессе предоставления земельного участка, распоряжение которым отнесено к полномочиям органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района, для целей несвязанных со строительством (пункт 1.2 Административного регламента). Указанный нормативный правовой акта органа местного самоуправления был опубликован в газете "Наше Слово", № 91 (21898) от 28.08.2012.
В соответствии с седьмым абзацем пункта 2.8 Административного регламента на любом из этапов осуществления административных процедур до принятия решения о предоставлении земельного участка они могут быть прекращены, а заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с не осуществлением заявителем кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в течение шести месяцев со дня выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу требований законодательства, арбитражный суд обязан установить соответствие оспариваемого правового акта (или его части) требованиям действующего законодательства и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Заявитель в обоснование нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта послужили основанием для отказа Комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района в предоставлении трех земельных участков, испрашиваемых под устройство сетей инженерно-технического обеспечения - прокладки водопроводов.
Проверяя указанные обстоятельства, арбитражный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель в обращениях от 22.10.2013 исх. № 913, исх. № 910, исх. № 914 обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с просьбой предоставить в аренду сроком на три года земельные участки: площадью 315 кв. м с кадастровым номером 64:50:021601:225, площадью 330 кв. м с кадастровым номером 64:50:021509:133, площадью 913 кв. м с кадастровым номером 64:50:021509:132 под устройство сетей инженерно-технического обеспечения - прокладка водопровода.
Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района в уведомлениях от 20.11.2012 № 01-10/15346, 27.11.2012 № 01-10/15644, от 27.11.2012 № 01-10/15643 отказал в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельных участков по причине не осуществления заявителем кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в течение шести месяцев со дня выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемым положением Административного регламента были затронуты права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Проверяя полномочий Администрации Энгельсского муниципального района на принятие оспариваемого Административного регламента, арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (часть 2 статьи 34 кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Согласно статье 32 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе постановления и распоряжения администрации Энгельсского муниципального района
Таким образом, администрация Энгельсского муниципального района вправе принимать нормативный правовой акт, утверждающий административный регламент по предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области, находящихся в собственности муниципального района или право государственной собственности на которые не разграничена.
Однако арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое положение было принято в противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу положений части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органам местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, предоставлено право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права, однако они не должны противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как было указано ранее правоотношения по предоставлению земельных участков, для целей, не связанных со строительством регулируются положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положением пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2 статьи 34 ЗК РФ).
Согласно пункту статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, положения статьи 34 ЗК РФ обязывают уполномоченные органы рассмотреть все заявки, поступившие от заинтересованных лиц, и не содержат в себе условия, предусматривающее необходимость постановки земельного участка на кадастровый учет в шестимесячный срок с момента утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, так же как и основания отказа в предоставлении земельного участка в связи с истечением указанного срока.
При этом арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании только федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Фактически абзац 7 пункта 2.8 Административного регламента содержит в себе непреодолимое препятствие, связанное истечением шестимесячного срока, для предоставление земельного участка, поставленного на кадастровый учет, любому лицу и как следствие является основанием для отказа органом местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка, которое не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, что противоречит части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 4 и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод администрации Энгельсского муниципального района о том, что им пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ вменена обязанность устанавливать исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе и связанной с предоставлением земельных участков для целей, не связанных со строительством, арбитражным судом отклоняется, поскольку реализация соответствующей обязанности не должно устанавливать дополнительных ограничений в представлении земельных участков, не установленных федеральными законами.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает, в том числе и вопросы о распределении судебных расходов.
ООО "Энгельсская промышленная компания" при обращении в арбитражный суд по платежному поручению № 190 от 28.02.2013 уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб., которая в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения спора подлежит взысканию с Администрации Энгельсского муниципального района в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 177, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать недействующим абзац 7 пункта 2.8 Административного регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденного Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29 июня 2012 г. № 3198, как несоответствующим части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пункту 4 статьи 2, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
Взыскать Администрации Энгельсского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энгельсская промышленная компания" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в кассационную инстанции в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, а также иным лицам в соответствии с требованиями статей 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.В.ТОПОРОВ

Судьи
Е.В.БОБУНОВА
Ю.П.ОГНИЩЕВА


------------------------------------------------------------------