Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2013 по делу N А57-4428/2013 <О признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2012 N 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения ОАО "Волжская ТГК" >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу № А57-4428/2013

резолютивная часть решения оглашена - 31.07.2013 г.
решение изготовлено в полном объеме - 07.08.2013 г.
Дело № А57-4428/2013
Арбитражный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Бобуновой Е.В., судей Землянниковой В.В., Кулапова Д.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН <...>), г. Саратов
к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов;
Открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" в лице Саратовского филиала, г. Саратов
о признании постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 декабря 2012 г. № 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения ОАО "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК") в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал") не соответствующим подпункту 1 пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.
При участии в судебном заседании представителей: заявителя - Н.О.В. по доверенности от 19 июля 2012 года; Ф.Л.А. - служ. удост. № 021; заинтересованного лица Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - Ж.И.Б. - по дов. от 10.04.2013 года, удостоверение обозревалось, М.Н.И. - по дов. от 17.10.2012 г. № 05-2371/12-0, паспорт обозревался, Б.О.В. - по дов. от 10.06.2013 № 01-14-729; ОАО "Волжская ТГК" - М.С.В. - по дов. от 06.05.2013 г., К.О.Ю. - по дов. от 08.05.2013 г., паспорт обозревался, К.Ю.И. - по дов. от 06.05.2013 г.

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района с заявлением, с учетом уточнений на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 декабря 2012 г. № 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения ОАО "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК") в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал") не соответствующим подпункту 1 пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.
Определением арбитражного суда от 26 апреля 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" в лице Саратовского филиала.
В судебное заседание, назначенное на 31 июля 2013 года на 16 час. 00 мин., явились представители сторон.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования, указав на незаконность оспариваемого постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 декабря 2012 года № 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой схеме водоснабжения ОАО "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК") в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал") в связи с тем, что Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области дважды включены в тариф на горячее водоснабжение (от котельных) затраты на содержание централизованных систем горячего водоснабжения, а также неверно определена численность персонала применительно к обслуживаемому оборудованию. По мнению заявителя, оспариваемый нормативный акт противоречит подпункту 1 пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.
Представитель Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в обоснование своей позиции указал на отсутствие нарушений норм действующего законодательства.
Представитель открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" в лице Саратовского филиала пояснила, что заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что предметом заявленных требований является постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 декабря 2012 года № 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения ОАО "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК"), которым установлен и введен в действие тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (от внутриквартальных тепловых сетей), состоящий из компонентов: холодная вода и тепловая энергия.
Холодная вода в период с 01.02.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 13,32 руб. куб. м без учета НДС, 15,72 руб. куб. м с учетом НДС;
в период с 1 июля 2013 года на срок не менее чем по 31 января 2014 года в размере 14,48 руб. куб. м без учета НДС, 17,09 руб. куб. м с учетом НДС;
Тепловая энергия в период с 01.02.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 1110,05 руб. Гкал без учета НДС, 1309,86 руб. Гкал С учетом НДС;
в период с 1 июля 2013 года на срок не менее чем по 31 января 2014 года в размере 1254,37 руб. Гкал без учета НДС, 1480 руб. Гкал с учетом НДС.
Горячая вода в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал"), состоящая из компонентов на:
Холодную воду в период с 01.02.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 13,32 руб. куб. м без учета НДС, 15,72 руб. куб. м с учетом НДС;
в период с 1 июля 2013 года на срок не менее чем по 31 января 2014 года в размере 14,48 руб. куб. м без учета НДС, 17,09 руб. куб. м с учетом НДС;
Тепловую энергию в период с 01.02.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 1266,84 руб. Гкал без учета НДС, 1494,87 руб. Гкал с учетом НДС;
в период с 1 июля 2013 года на срок не менее чем по 31 января 2014 года в размере 1440,17 руб. Гкал без учета НДС, 1699,40 руб. Гкал с учетом НДС.
Компонент на тепловую энергию равен сумме следующих составляющих:
Тариф на тепловую энергию - в период с 01.02.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 1110,05 руб. Гкал без учета НДС, 1309,86 руб. Гкал с учетом НДС; в период с 1 июля 2013 года на срок не менее чем по 31 января 2014 года в размере 1254,37 руб. Гкал без учета НДС, 1480,16 руб. Гкал с учетом НДС;
Финансовые потребности на содержание централизованных систем горячего водоснабжения - в период с 01.02.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 156,79 руб. Гкал без учета НДС, 185,01 руб. Гкал с учетом НДС; в период с 01 июля 2013 года на срок не менее чем по 31 января 2014 года в размере 185,80 руб. Гкал без учета НДС, 219,24 руб. Гкал. с учетом НДС.
Текст постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 декабря 2012 г. № 48/20 опубликован в официальном издании "Собрание законодательства Саратовской области" от декабря 2012 года № 53.
Учитывая, что данный акт Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и направлен на неоднократное его применение, оспариваемое постановление относится к нормативному правовому акту.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд, учитывая предмет заявленных требований, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также определено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4). Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ч. 6).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определены в статье 6 Федерального закона № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в числе которых предусмотрены полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию.
В соответствии с Положением о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года № 169-П, комитет осуществляет полномочия по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ, используемый населением для коммунально-бытовых нужд, тарифов на электрическую, тепловую энергию и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (статья 6 Закона № 41-ФЗ).
Во исполнение Федерального закона № 41-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" утвердило Основы ценообразования и Правила государственного регулирования тарифов.
В соответствии с Федеральным Законом № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию на региональном потребительском рынке утверждаются в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ФСТ России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Из содержания части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Из содержания Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 г. № 12529-АД/07 следует, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 Закона № 210-ФЗ, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, и данное обстоятельство подтверждается постановлением Правительства Саратовской области от 27.04.2007 года № 169-П, что Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), товары и услуги организаций коммунального комплекса, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов.
По мнению Заявителя, данное постановление не соответствует подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены общие принципы регулирования тарифов и надбавок, одним из которых является - достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Однако заявитель не указывает, какие же принципы регулирования тарифов и каким образом нарушены Комитетом при установлении спорного тарифа.
Статьей 8 Федерального закона № 210-ФЗ установлены методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Как следует из текста письма Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.11.2012 г. № 03-2968/12в "Об открытии дела № 103/13" в качестве метода установления тарифов на услугу горячего водоснабжения (котельные г. Саратова, закрытая схема), предоставляемую ОАО "Волжская ТГК" использован метод фиксированных тарифов. В своем дополнении к отзыву Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области также указывает, что при регулировании им был применен метод фиксированных тарифов.
В соответствии подпунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона № 210-ФЗ установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Расчетный объем реализуемых товаров и услуг соответствующего вида определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса.
Финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
При этом статьей 3 Федерального закона № 210-ФЗ установлены Общие принципы регулирования тарифов и надбавок, а именно:
- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Нормами, содержащимися в главе VIII "Основ ценообразования" установлены особенности ценообразования в отношении товаров и услуг, связанных с горячим водоснабжением.
В соответствии с пунктом 47 "Основ ценообразования" тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения
Пункт 48 "Основ ценообразования" закрепляет структуру тарифа, а именно: тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно статье 4 "Основ ценообразования" тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации, которые, в частности, определяют:
1) условия, с учетом которых осуществляется выбор метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) правила расчета тарифов и надбавок;
3) правила дифференциации тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам, а также правила применения одноставочного или двухставочного тарифа;
4) правила расчета финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственных и инвестиционных программ, в том числе затрат (расходов), не учтенных при установлении тарифов и надбавок в предыдущий период регулирования;
5) критерии сопоставимости организаций коммунального комплекса и правила определения организаций коммунального комплекса, отвечающих таким критериям (далее - аналогичные организации).
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" разработаны и введены в действие "Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденные Приказом Минрегионразвития от 15.02.2011 года № 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Финансовые потребности, указанные в абзацах четвертом и седьмом настоящего пункта, определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Согласно Постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2012 года № 46/2 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская ТГК" - филиал Саратовский" для потребителей г. Саратова тариф на тепловую энергию от тепловых сетей (теплоноситель - горячая вода) устанавливается единый, независимо от источника теплоснабжения и включает производство тепловой энергии на ТЭЦ, в котельных, передачу тепловой энергии по магистральным тепловым сетям, внутриквартальным тепловым сетям г. Саратова и тепловым сетям от котельных г. Саратова.
Доводы заявителя о двойном включении в тариф на горячее водоснабжение (от котельных) затрат на содержание централизованных систем горячего водоснабжения, которые уже включены в единый тариф на тепловую энергию не подтверждается материалами дела.
В Примечании к Постановлению № 46/2 от 18 декабря 2012 года указано, что тарифы на тепловую энергию включают:
- по г. Саратов стоимость тепловой энергии - 631,29 руб./Гкал, стоимость услуг по передаче от тепловых сетей - 478,76 руб./Гкал.
Указанная в данном пункте величина 478,76 руб./Гкал является стоимостью передачи тепловой энергии, а не горячей воды.
При этом, тепловая энергия и горячая вода являются двумя различными видами товаров, имеющими различные единицы измерения, на которые устанавливаются различные тарифы:
- тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление) (п. 1 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении");
горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой (п. 7 ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Тепловая энергия измеряется в единицах измерения энергии - калориях (гигакалориях), горячая вода - в единицах измерения объема (кубометрах).
В закрытой системе теплоснабжения (т.е. в рассматриваемом случае, как это указано в п. 1.2 оспариваемого Постановления КГРТ Саратовской области от 27.12.2012 № 48/20) при приготовлении горячей воды тепловая энергия потребляется в месте нагрева холодной питьевой воды, докуда она и доставляется.
Далее идет передача уже другого ресурса - горячей воды, по другим инженерным коммуникациям, которые не задействованы в передаче и распределении тепловой энергии, о чем указано в абз. 1 п. 48 Основ ценообразования, согласно которому под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Также это установлено в абз. 7 п. 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя от 13.12.2000 № 285: "закрытая система теплоснабжения" - водяная система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, используется только как теплоноситель и не отбирается из сети".
Таким образом, финансовые потребности ОАО "Волжская ТГК" на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки поставки горячей воды потребителям, в тарифы на тепловую энергию включены не были.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются метод установления фиксированных тарифов, метод установления предельных тарифов и метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования (пункт 19 Основ ценообразования).
Согласно пункту 20 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
В соответствии с пунктами 23 - 25 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и Методическими указаниями.
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты.
Перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются Методическими указаниями.
Согласно пунктам 26 - 28 Основ ценообразования, для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлено, что процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ. Таким образом, вопреки выводу суда, проведение экспертизы не является обязанность органа регулирования.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий.
Из Основ ценообразования следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно Указаниям в расчет затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда рабочих и инженерно-технических работников, занятых в технологическом процессе производства и передачи тепловой энергии. Затраты на оплату труда работников котельной на период регулирования определяются исходя из фактической, но не выше нормативной, численности и среднемесячной заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования. Нормативная численность персонала котельных рассчитывается в соответствии с действующими отраслевыми методиками. При отсутствии отраслевых методик нормативная численность рассчитывается в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства (часть 1 - Нормативы численности котельных установок и тепловых сетей, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 65 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства", и часть 2 - Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74 "Об утверждении Нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий").
Как следует из материалов дела, в экспертном заключении по установлению тарифа на тепловую энергию Саратовского филиала ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (т. 1 л.д. 54 - 59) указано, что по статье "затраты на оплату труда" расходы снижены на 139303 тыс. руб. и составили 250221 тыс. руб. Фонд оплаты труда определен на основании фактической численности производственного персонала, с учетом сокращения численности на 88 человек в результате выбытия котельных, среднегодовой минимальной месячной ставки рабочего первого разряда и с применением прогнозного индекса потребительских цен, рекомендованного на 2013 год.
Величина доплат и надбавок к тарифным ставкам рабочих принята в соответствии с коллективным договорам. Средняя месячная заработная плата на одного работника составит 16470,6 руб. Численность по котельным на 2013 год составит 1266 человек.
Довод заявителя об оспаривании расчета нормативной численности машинистов насосных установок в связи с тем, что в работе находится оборудование в количестве 25 единиц, а оборудование, находящееся в резерве, не нуждается в круглосуточном выполнении вышеуказанных работ, не принимается судом в силу следующего.
Из представленного в материалы дела тарифного дела следует, что количество оборудования (насосов) составляет 57 штук, количество оборудования, находящегося в работе, составляет 25 штук (л.д. 212 т. 3).
Согласно п 15.3.1 "Правил технической эксплуатации тепловых установок", утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 (далее Правила № 115) "Тепловые энергоустановки организации, принятые в эксплуатацию, находятся в одном из четырех оперативных состояний: работе, резерве, ремонте или консервации."
Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов, обеспечивающих теплоснабжение и ГВС, обязаны организовать надежное и бесперебойное снабжение соответствующим ресурсом потребителей.
Установка необходимого резервного оборудования предусмотрена строительными нормами и правилами РФ СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", принятые постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 г. № 110. (далее "строительные нормы № ПО) Пунктом 8.16 строительных норм № 110 указано, что при установке любых видов насосов, необходимо предусматривать наличие не менее одного резервного. Обязательное наличие резервного оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии является обязательным условием эксплуатации генерирующих и сетевых энергетических объектов.
Эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом.
Согласно п. 15.5.1 Правил № 115 "К оперативно-диспетчерскому персоналу организаций при наличии диспетчерского управления относятся: оперативный персонал, оперативно-ремонтный персонал и оперативные руководители."
При эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию, (п. 2.7.1 Правил № 115). Объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния, (п. 2.7.2 Правил № 115). Согласно п. 2.7.7 Правил № 115 "При техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций, испытания и оценки технического состояния) и некоторые технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладку, очистку, смазку, замену вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов).
Согласно п. 2.5.13 Приказа "Об утверждении Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей" от 13.01.2003 года № 6 "Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску; их необходимо периодически осматривать и опробовать вместе с механизмами по графику, утвержденному техническим руководителем". Так, резервные питательные насосы, согласно п. 5.1.21 "Правил № 115", находятся в постоянной пусковой готовности и опробвываются не реже одного раза в смену. Другое оборудование в соответствии с утвержденными графиками.
Кроме того, п. 15.5.17 "Правил № 115" предусмотрено, что оперативно диспетчерский персонал, по утвержденным графикам, осуществляет переход с рабочего оборудования на резервное, производит опробование и профилактические осмотры оборудования. То есть персонал не только обязан осуществлять постоянное техническое обслуживание резервного оборудования наряду с тем, что находится в работе, но и с определенной периодичностью осуществлять пробные пуски такого оборудования, а также переход с рабочего оборудования на резервное.
Таким образом, довод Заявителя о том, что из приведенных в перечне 57 насосов часть не находится в эксплуатации, а потому не подлежит обслуживанию, а расходы на оплату труда персонала, обслуживающего такое оборудование, не обоснованы, не может быть принят во внимание в силу его противоречия перечисленным нормам права. По сути, понятие резервного оборудования не имеет фактической привязки к той или иной его единице. И работающее в определенный момент и находящееся в этот момент оборудование является эксплуатируемым оборудованием, с той лишь разницей, что в другую единицу времени в результате переключения резервная единица становится основной. Действующие нормы права не позволяют персоналу не осуществлять обслуживание такого оборудования, напротив, как видно прямо предусмотрено иное. Исходя из этого при нормировании труда не предусмотрено какой-либо специфики в отношении обслуживания такого оборудования. Ссылок на какие-либо нормативные акты, устанавливающие такое изъятие заявителем не представлено.
Кроме того, расчет нормативной численности машинистов насосных установок произведен в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 № 65 (часть 1 "Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей").
Данными рекомендациями определен состав работ машиниста насосных установок, а именно "Обслуживание насосных установок, пуск и остановка двигателей и насосов, поддержание заданного давления воды, контроль бесперебойной работы насосов, двигателей и арматуры обслуживаемых участков трубопроводов, выявление и устранение недостатков в работе оборудования установок, ведение технического учета и отчетности о работе установок, выполнение текущего ремонта насосного оборудования и участие в капитальном ремонте, уборке рабочего места".
При этом состав работ предусматривает круглосуточный режим работы.
В соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей СО 34.03.201-97 (ПТБт) (РД 34.03.201-97), раздел 2 п. 2.10 "Ремонт вращающихся механизмов":
2.10.12.10.1. Подготовку к ремонту вращающихся механизмов следует осуществлять согласно условиям производства работ, указанным в наряде. При этом механизм должен быть остановлен. Напряжение с электродвигателя механизма и электроприводов арматуры следует снять, а питающий кабель электродвигателя заземлить в соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок.
При одновременной работе на вращающемся механизме и электродвигателе муфта должна быть расцеплена. Расцепление муфты производится ремонтным персоналом по наряду на ремонт вращающегося механизма.
Запорную арматуру механизма (задвижки, шиберы, заслонки, вентили и др.) необходимо устанавливать в положение, обеспечивающее безопасность выполнения работы.
Штурвалы приводов управления арматурой следует запереть на замок с помощью цепей или других устройств и приспособлений. На отключенных приводах и пусковом устройстве механизма должны быть вывешены знаки безопасности, запрещающие подачу напряжения и оперирование запорной арматурой, а на месте производства работы - плакат или знак безопасности "Работать здесь!".
Таким образом, проведение текущего ремонта и участие в капитальном ремонте можно проводить только на неработающем в данный момент оборудовании, в связи с чем нормативная численность машинистов насосных установок рассчитана на весь объем насосного оборудования, как находящегося в работе, так и в резерве.
Доказательств представления ОАО "Волжская ТГК" недостоверных сведений для установления тарифа, суду не представлены.
Доводы заявителя о том, что документы, представленные ОАО "Волжская ТГК", в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области не проходили проверку соответствия рассчитанных тарифов финансовым потребностям для реализации производственной программы, поскольку в материалах тарифного дела отсутствуют подробные расчеты установленного тарифа, не принимаются судом в силу следующего.
В материалах дела имеется экспертное заключение по установлению тарифа на тепловую энергию Саратовского филиала ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", которое сделано экспертной группой комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Из представленного экспертного заключения усматривается, что экспертной группой произведен анализ экономической обоснованности расходов Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК", в том числе, по статье "затраты на оплату труда".
Кроме того, согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на услуги организации коммунального комплекса.
В материалах дела имеется производственная программа на услугу горячего водоснабжения от котельных г. Саратова, которая утверждена директором Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" и согласована председателем комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
В соответствии с пунктом 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Оценивая представленные в дело доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 декабря 2012 года № 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения ОАО "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК") в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал") соответствует подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520.
При данных обстоятельствах, суд считает, что требования Заявителя необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что при подаче заявления Ассоциации ТСЖ Ленинского района была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину с заявителя по делу в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 191, 192, 194, 195, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова отказать.
Признать постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27 декабря 2012 года № 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения ОАО "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК") в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал") соответствующим подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520.
Взыскать с Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова, ОГРН <...> в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и считается принятым с момента изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, через Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий

Судья
Арбитражного суда
Саратовской области
Е.В.БОБУНОВА

Судьи
Арбитражного суда
Саратовской области
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Д.С.КУЛАПОВ


------------------------------------------------------------------