Апелляционное определение Саратовского областного суда от 15.08.2013 по делу N 33-4850 <Об оставлении без изменения решения Волжского районного суда города Саратова от 15.05.2013, которым было удовлетворено заявление о признании недействующим подпункта 3 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.06.2010 N 1539>



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу № 33-4850

Судья Набенюк А.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Саратова о признании недействующим нормативного правового акта администрации муниципального образования "Город Саратов", по апелляционной жалобе комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 15 мая 2013 года, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" П., действующего на основании доверенности от <дата> N, представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Ж., действующей на основании доверенности от <дата> № <...>, поддержавших доводы жалоб, рассмотрев материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор города Саратова обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда подпункта 3 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 июня 2010 года № 1539.
В обоснование заявленного требования прокурор указывал, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" основанием для отказа в предоставлении такой муниципальной услуги является то, что правоустанавливающие документы на земельный участок содержат условия предоставления земельного участка (цель использования, вид разрешенного использования) не соответствующие предполагаемому использованию земельного участка. Прокурор считал, что указанное положение противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как устанавливает не основанные на законе основания отказа в выдаче градостроительного плана, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение градостроительных планов.
В связи с этим 19 марта 2013 года прокурором принесен протест главе администрации муниципального образования "Город Саратов" на подпункт 3 пункта 2.8 указанного Административного регламента, однако письмом главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 01 марта 2013 года в удовлетворении протеста прокурора отказано.
Текст Административного регламента официально опубликован в газете "Саратовская панорама - спецвыпуск" от 23 июня 2010 года № 60 (577).
Решением Волжского районного суда города Саратова от 15 мая 2013 года заявление прокурора города Саратова удовлетворено. Признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда подпункт 3 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 июня 2010 года № 1539 (в редакции постановления от 29 мая 2012 года № 1128).
В апелляционных жалобах администрация муниципального образования "Город Саратов" и комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" просят решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать прокурору города Саратова в удовлетворении заявленного требования по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и в пределах его компетенции. Вывод суда о не соответствии Административного регламента пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации считают несостоятельным, поскольку подготовка градостроительного плана земельного участка является одним из этапов оформления разрешительной документации, необходимой для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии со статьями 7, 40, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков должны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видам использования. Таким образом, оспариваемое положение Административного регламента не является требованием о предоставлении дополнительных документов, а направлено на соблюдение землепользователями законодательства о целевом использовании земельных участков, предоставленных для строительства.
Заинтересованное лицо комитет по управлению имуществом города Саратова о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 24 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом, постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 июня 2010 года № 1539 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков. Пунктом 2.8 названного Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Одним из таких оснований является то, что правоустанавливающие документы на земельный участок содержат условия предоставления земельного участка (цель использования, вид разрешенного использования) не соответствующие предполагаемому использованию земельного участка (подпункт 3).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения и органа местного самоуправления городского округа, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, устанавливающих последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Проанализировав приведенные положения закона, судебная коллегия приходит к выводу, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа местного самоуправления. При этом, названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что подпункт 3 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" противоречит указанным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку устанавливает для них дополнительные ограничения, не предусмотренные законом.
Доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемое положение Административного регламента не является требованием о предоставлении дополнительных документов, а направлено на соблюдение землепользователями законодательства о целевом использовании земельных участков, предоставленных для строительства, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку исходя из положений статей 42, 43, 48, 51, 52, 53, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка является лишь одним из ряда документов, необходимых для ведения строительства, и не служит безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию, если при этом нарушаются требования закона.
В этой связи, суд первой инстанции правомерно признал недействующим с момента вступления в законную силу решения суда подпункт 3 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 июня 2010 года № 1539 (в редакции постановления от 29 мая 2012 года № 1128).
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------