Решение Саратовского областного суда от 26.08.2013 N 3-1348/2013~М1434/2013 <О признании недействующим пункта 6 заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приложением N 2 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца", утвержденному приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15.01.2013 N 01-30/2>



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2013 г. № 3-1348/2013~М1434/2013

Саратовский областной суд в составе
председательствующего судьи Анатийчук О.М.,
при секретаре У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим пункта 6 заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приложением № 2 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца", утвержденному приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2013 года № 01-30/2,

установил:

Приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области № 01-30/2 от 15 января 2013 года утвержден Административный регламент Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца" (приложение № 1 к приказу), которым устанавливаются сроки и последовательность действий по предоставлению государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации. В приложении № 2 к Административному регламенту утверждена форма заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца. В пункте 6 данного заявления подлежит указанию место работы и должность заявителя.
Приказ Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области № 01-30/2 от 15 января 2013 года с приложением № 1 был опубликован в собрании законодательства Саратовской области № 2, выпуск январь 2013 года.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приложением № 2 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца", утвержденному приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2013 года № 01-30/2. Свои требования мотивировал тем, что пункт 6 вышеуказанного заявления противоречит требованиям федерального законодательства, в частности приказу Минприроды Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13 "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета", согласно которому заявителем в заявлении на выдачу охотничьего билета указывается наименование уполномоченного органа, в который подается заявление; фамилия, имя, отчество заявителя; дата и место рождения заявителя; номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с заявителем. Пунктом 6 оспариваемого заявления предусмотрена необходимость указывать место работы и должность, что ограничивает права заявителя и возлагает на него дополнительную обязанность. Кроме того, данные сведения являются персональными данными, решение об их предоставлении должно осуществляться на добровольной основе, о чем должен быть извещен заявитель.
В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры С.А.В. заявление поддержал по основаниям в нем изложенным и приведенным выше.
Представитель Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области Ш. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что заявление на выдачу охотничьего билета разработано с учетом положений, закрепленных в приказе Минприроды Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 345 "Об утверждении положения о составе и порядке ведения государственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставлении ее заинтересованным лицам" о необходимости указания в реестре сведений о месте работы охотника и занимаемой им должности. Оспариваемый нормативный акт принят Комитетом в пределах предоставленных полномочий и не противоречит федеральному законодательству. Кроме того, полученные персональные данные граждан хранятся с учетом требований законодательства и не передаются третьим лицам без оснований. Информация о месте работы и должности заявителя помогает квалифицировать правонарушение и принимать правильное решение при рассмотрении административных и уголовных дел.
Выслушав объяснения представителей прокуратуры, Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Как следует из положений статьи 73 и части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Статьей 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" установлено, что отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничий билет выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 13 статьи 21 указанного Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета, форма охотничьего билета, а также требования охотминимума устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного положения закона Минприроды Российской Федерации издало приказ № 13 от 20 января 2011 года "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета". Пунктом 6 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета предусмотрены сведения, которые должны быть указаны в заявлении о выдаче охотничьего билета: наименование уполномоченного органа, в который подается заявление; фамилия, имя, отчество заявителя; дата и место рождения заявителя; номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с заявителем.
Таким образом, услуга по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца является государственной услугой, и условия ее предоставления урегулированы федеральным законодательством. К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации относится лишь оказание данной услуги и возможность законодательного урегулирования порядка ее оказания.
В соответствии с Положением о комитете охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области № 321-П от 11 августа 2008 года, к полномочиям Комитета относится выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца.
Утвержденный приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области № 01-30/2 от 15 января 2013 года Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца" устанавливает сроки и последовательность действий по предоставлению государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца" предусмотрено, что для выдачи охотничьего билета единого федерального образца заявитель лично подает в отдел письменное заявление по форме в соответствии с приложением № 2 к настоящему Административному регламенту. В пункте 6 формы заявления на выдачу охотничьего билета к Административному регламенту предусмотрена обязанность указать сведения о месте работы и должности заявителя.
Пунктом 3.10 Административного регламента установлено, что специалист отдела рассматривает заявление и приложенные к нему документы на предмет соблюдения формы заявления и наличия всех документов, указанных в пункте 2.6.2 настоящего Административного регламента.
В соответствии с пунктом 3.12 Административного регламента критериями принятия решения являются соответствие/несоответствие представленного заявления и документов требованиям пункта 2.6 Административного регламента.
На основании пункта 3.14 Административного регламента результатом административного действия является принятие решения о выдаче (аннулировании) охотничьего билета единого федерального образца либо отказ в выдаче (аннулировании) охотничьего билета.
Из анализа положений оспариваемого в части Административного регламента следует, что не соблюдение формы заявления на выдачу охотничьего билета и не указание в нем сведений о месте работы и должности заявителя может служить основанием к принятию решения об отказе в выдаче охотничьего билета.
Перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении на выдачу охотничьего билета, установлен федеральным законодательством - приказом Минприроды Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13 "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета", поэтому требование об указании сведений о месте работы и должности заявителя не соответствует федеральным нормативным актам и возлагает дополнительную обязанность (не предусмотренную федеральным законодательством) на получателей государственной услуги, что недопустимо, так как ведет к ограничению прав последних.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, являются обоснованными утверждения прокурора о том, что в силу положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 7 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" сведения о месте работы и занимаемой должности заявителя относятся к персональным данным. В силу статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Возложение же обязанности на заявителя указывать в заявлении на выдачу охотничьего билета сведения о месте работы и должности, от исполнения которой зависит принятие решения о выдаче охотничьего билета, не соответствует требованиям указанного федерального закона.
Доводы Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области о том, что в случае не указания заявителем в заявлении на выдачу охотничьего билета сведений в пункте 6 о месте работы и должности на практике ему не будет отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче охотничьего билета являются не состоятельными, поскольку из приведенных выше положений Административного регламента следует, что решение о выдаче охотничьего билета принимается в зависимости от соблюдения, в том числе и формы заявления.
Не состоятельны утверждения Комитета и о том, что требования об указании в заявлении сведений о месте работы и должности основаны на положении приказа Минприроды Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 345 "Об утверждении положения о составе и порядке ведения государственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставлении ее заинтересованным лицам" о необходимости указания в реестре сведений о месте работы охотника и занимаемой им должности, так как данный нормативный акт не регулирует отношения по выдаче охотничьего билета.
При таких обстоятельствах пункт 6 заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приложением № 2 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца", утвержденного приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2013 года № 01-30/2 противоречит федеральному законодательству и принят Комитетом с превышением полномочий, а потому имеются основания для признания недействующим нормативного акта в оспариваемой части.
Определяя момент, с которого следует признать недействующим нормативный акт в части, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного времени применялся. В связи с чем, его следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) решение суда после вступления в законную силу подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт - в Собрании законодательства Саратовской области.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 6 заявления на выдачу охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приложением № 2 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца", утвержденному приказом Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 15 января 2013 года № 01-30/2.
Решение суда после вступления в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт - в Собрании законодательства Саратовской области.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Саратовский областной суд.

Председательствующий
О.М.АНАТИЙЧУК

В окончательной форме решение составлено
судом
2 сентября 2013 года


------------------------------------------------------------------