Определение Саратовского областного суда от 02.09.2013 <О прекращении производства по делу о признании недействующими отдельных положений Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области">



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 года

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Анатийчук О.М.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области",

установил:

22 июля 2009 года Саратовской областной Думой принят Закон Саратовской области № 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" (далее по тексту - Закон).
В целях обеспечения правопорядка, защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, предупреждения административных правонарушений на территории Саратовской области настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и иными законами Саратовской области устанавливает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Саратовской области и органов местного самоуправления, а также определяет подведомственность дел об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 Закона нарушение требований, предъявляемых к обустройству пляжей и организации их эксплуатации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона нарушение пассажирами санитарного состояния салона транспортного средства, провоз запрещенных к перевозке веществ и предметов, проезд в загрязненной одежде влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Положениями статьи 4.5 Закона предусмотрено, что работа перевозчика на маршруте регулярных перевозок на городском автомобильном транспорте общего пользования, автомобильном транспорте общего пользования пригородного и межмуниципального сообщения без документов, подтверждающих право работы на маршруте регулярных перевозок, влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
В статье 4.6 Закона указано, что нарушение водителем и (или) кондуктором городского автомобильного и электрического транспорта общего пользования, автомобильного транспорта общего пользования пригородного и межмуниципального сообщения правил пользования транспортом влечет наложение административного штрафа на водителя и (или) кондуктора в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Согласно положениям статьи 5.1 Закона нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в государственной собственности области, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; использование находящегося в государственной собственности области объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8.1 Закона невыполнение требований по информированию населения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - трех тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей.
Нарушение установленных муниципальными правовыми актами норм и правил в области благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа, приведшее к нарушению общественной безопасности и (или) общественного порядка, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 статья 8 Закона). Нарушение установленных муниципальными правовыми актами норм и правил в области организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, мусора, приведшее к нарушению общественной безопасности и (или) общественного порядка, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 2 статья 8.2 Закона) Повторное в течение года совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей (часть 3 статьи 8.2 Закона).
Согласно 9.1 Закона уничтожение и реализация редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Саратовской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Саратовской области", № 17, июль, 2009 (выход в свет 08.08.2009).
В Закон Саратовской области № 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" вносились изменения Законами Саратовской области от 25.02.2010 № 36-ЗСО, от 25.02.2010 № 37-ЗСО, от 25.02.2010 № 38-ЗСО, от 29.03.2010 № 43-ЗСО, от 01.06.2010 № 90-ЗСО, от 28.09.2010 № 154-ЗСО, от 26.11.2010 № 204-ЗСО, от 03.08.2011 № 87-ЗСО, от 27.09.2011 № 131-ЗСО, от 26.01.2012 № 4-ЗСО, от 26.04.2011 № 43-ЗСО, от 26.01.2012 № 5-ЗСО, от 25.03.2013 № 28-ЗСО, от 25.03.2013 № 41-ЗСО, от 24.04.2013 № 57-ЗСО, от 05.06.2013 № 91-ЗСО.
Прокурор Саратовской области обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующими части 1 статьи 1.3, части 2 статьи 4.1, статей 4.5, 4.6, 5.1, 8.1, 8.2, 9.1 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".
Свои требования обосновал тем, что вышеуказанные положения закона предусматривают ответственность за нарушение норм федерального законодательства, диспозиции указанных статей не содержат признаков объекта и объективной стороны правонарушения и устанавливают ответственность за нарушения требований, норм и правил, сформулированных в других нормативных актах, круг и перечень которых не ограничен.
В судебном заседании прокурор Саратовской области Новиков Е.А. заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что Законом Саратовской области от 21 августа 2013 года "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" внесены изменения в оспариваемый нормативный акт.
Представители Саратовской областной Думы Н., Х. не возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Законом Саратовской области от 21 августа 2013 года "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" внесены изменения в оспариваемый нормативный акт. Так, часть 1 статьи 1.3, статьи 4.5, 4.6, 5.1, 8.1 Закона признаны утратившими силу.
Статья 4.1 Закона изложена в следующей редакции: "Проезд вне салона на выступающих частях транспортного средства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятисот рублей. Примечание: Под транспортным средством понимается автомобильный транспорт общего пользования (городского, пригородного и межмуниципального сообщения) и городской электрический транспорт общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров".
Статья 8.2 Закона изложена в следующей редакции: "1. Вывешивание, расклеивание или размещение объявлений, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на муниципальных объектах, за исключением объектов жилищного фонда, вне установленных органами местного самоуправления для этого мест, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 2. Невыполнение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по своевременной очистке крыш отдельно стоящих нежилых зданий от снега, наледи и сосулек влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. 3. Повторное в течение года совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей".
В статье 9.1 Закона наименование дополнено словами "и не занесенных в Красную книгу российской Федерации", в первом абзаце слова "занесенных в Красную книгу Саратовской области," заменены словами "занесенных в Красную книгу Саратовской области и не занесенных в Красную книгу Российской Федерации,".
Согласно статьи 2 Закона Саратовской области от 21 августа 2013 года "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", он вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. В соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области от 21 августа 2013 г. № 710-р указанный Закон подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Саратовской области. 22 августа 2013 года Закон Саратовской области от 21 августа 2013 года "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" был опубликован в Саратовской областной газете (выпуск № 138 (3264). Таким образом, указанный закон вступил в законную силу 1 сентября 2013 года.
В связи с изменением редакции Закона Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", в заявлении прокурора Саратовской области оспариваются положения, которые не действуют, ввиду их изменения органом, его издавшими. Оспариваемые положения закона не порождают правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части (пункт 11).
Нормативный акт - Закон Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" в оспариваемой недействующей редакции не может являться предметом судебного нормоконтроля, поскольку не требует принудительного судебного прекращения действия содержащихся в нем правовых норм.
При таких обстоятельствах в силу положений статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу следует прекратить.
Руководствуясь статьями 220, пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Прекратить производство по делу по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Председательствующий
О.М.АНАТИЙЧУК


------------------------------------------------------------------