Постановление администрации Балашовского муниципального района от 05.09.2013 N 200-п "Об организации срочного захоронения трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях и катастрофах на территории Балашовского муниципального района"



АДМИНИСТРАЦИЯ
БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. № 200-п

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СРОЧНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
И В КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, АВАРИЯХ И
КАТАСТРОФАХ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 35 "О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03", руководствуясь Уставом Балашовского муниципального района, администрация Балашовского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах в Балашовском муниципальном районе (Приложение № 1).
2. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности:
2.1. Руководствоваться данными методическими рекомендациями при разработке соответствующих актов.
3. Отделу информации, общественных отношений и работе с молодежью (Васильева Л.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Балашовского муниципального района С.Ю. Александрова.

Глава администрации
Балашовского муниципального района
С.В.ГНУСАРЕВ





Приложение № 1
к постановлению
администрации Балашовского муниципального района
от 5 сентября 2013 г. № 200-п

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
И В КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, АВАРИЯХ,
КАТАСТРОФАХ В БАЛАШОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

1. Общие положения

В методических рекомендациях по срочному захоронению трупов в военное время и в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах (далее - методические рекомендации) в Балашовском муниципальном районе изложены:
Порядок выбора и подготовки мест под массовые захоронения;
Порядок транспортировки и доставки погибших (умерших) к местам погребений и кремации;
Порядок проведения массовых захоронений в братских могилах;
Порядок регистрации и учета массовых погребений.
Методические рекомендации предполагают, что основные положения, такие как: патологоанатомическое освидетельствование, идентификация тел погибших, государственная регистрация смерти, выполнение санитарно-гигиенических норм, доставка трупов к местам захоронений, погребение, исполнение обрядов, оперативность, гуманность остаются незыблемыми. Другие гарантии прав граждан на получение полного перечня услуг будут ограничены, в силу жестких временных рамок.
Основные понятия:
Погребение (захоронение) - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти (гибели) осуществляется в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным, экологическим и иным требованиям. Погребение осуществляется путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу (братскую могилу)).
Места погребения (захоронения) - отведенные в соответствии с этическими, противоэпидемическими, санитарными, экологическими нормами и требованиями, участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) погибших. Места погребения (захоронения) подразделяются в зависимости от принадлежности на государственные и муниципальные, по обычаям - на общественные, вероисповедальные и воинские.
При организации и проведении работ по погребению (захоронению) тел (останков) погибших, необходимо руководствоваться положениями и требованиями федеральных законов от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" постановлений Правительства Российской Федерации от 20.08.1997 № 1052 "О мерах по обеспечению работ по эксгумации и идентификации тел погибших в период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики", от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", иных нормативных и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Погребение (захоронение) тел (останков) погибших является частью мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому обеспечению населения и осуществляется с целью предотвращения вспышек инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий для проживания.

2. Выбор и подготовка мест для проведения массовых
погребений, нормативно-гигиенические требования
по их устройству и содержанию

2.1. Выбор и выделение мест для проведения массовых погребений определяет администрация Балашовского муниципального района при положительной санитарно-гигиенической экспертизе в соответствии с СаНПиН 2.1.1279-03.
Участки под захоронения выбираются сухие, открытые, лучше на опушках лесов и рощ.
2.2. Для четкой организации обеспечения похорон погибших (умерших) и осуществления взаимодействия в Балашовском муниципальном районе создаются похоронные комиссии.
2.3. Участок для проведения массовых захоронений должен удовлетворять следующим требованиям:
иметь уклон в сторону, противоположную от населенного пункта, открытых водоемов, мест, из которых население использует грунтовые воды для хозяйственно-питьевых целей;
не затопляться при паводках;
иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод;
иметь сухую пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы примерно 6 - 18 %.
2.4. При определении размера участка под захоронение следует исходить из установленного строительными нормами и правилами норматива: 0,01 га на 1000 человек, расстояние до населенных пунктов и жилых кварталов должно быть не менее 300 м.
2.5. Территория захоронения впоследствии должна быть огорожена по периметру.
2.6. Перед въездом к месту захоронения должна быть предусмотрена площадка для подвоза и разгрузки трупов. У мест захоронения предусматриваются площадки для отдачи воинских почестей и других ритуальных обрядов.
2.7. Создаваемые массовые погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению администрации Балашовского муниципального района, в случае угрозы затопления либо других стихийных бедствий.
2.8. Памятники, мемориальные сооружения и декоративную скульптуру на братских могилах рекомендуется устанавливать на участках вне мест размещения захоронений, для чего следует резервировать места для таких архитектурных объектов.
2.9. Организация погребения (захоронения) тел (останков) предполагает проведение работ по поиску тел (останков), фиксированию их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию, документированию, выбору мест погребения (захоронения), перевозке к ним и захоронению погибших.
Указанные работы организуются администрацией Балашовского муниципального района и организациями в тесном взаимодействии с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Практическое выполнение работ возлагается на специально создаваемые в составе сил гражданской обороны группы по захоронению тел (останков) погибших. Гражданский персонал групп по захоронению тел (останков) погибших комплектуется на добровольной основе, по согласованию с администрацией Балашовского муниципального района, на которую возлагается решение задач по захоронению.
Медицинские работники и сотрудники правоохранительных органов включаются в состав групп по захоронению тел (останков) погибших по согласованию, в военное время - приказом (распоряжением) руководителя ГО муниципального района, организующего проведение данных работ.
В состав группы включается до 15 человек. Вариант структуры группы по захоронению погибших:
Старший группы
Медицинский работник - 1;
Сотрудник правоохранительных органов - 1;
Отделение захоронения (6 - 10 чел.);
Лаборант - 1 - 2;
Санитар - 2 - 3;
Подсобный рабочий - 2 - 3;
Водитель автомобиля 1 - 2.
Личный состав, привлекаемый для проведения работ по захоронению погибших, обеспечивается администрацией Балашовского муниципального района следующими видами имущества и технических средств:
транспортом, инженерной техникой и инструментом;
дополнительным питанием;
резиновыми сапогами и резиновыми перчатками;
резиновым (прорезиненным) фартуком (может быть заменен общевойсковым защитным комплектом или костюмом Л-1);
респиратором;
защитными очками;
рабочей одеждой подменного фонда;
дезинфицирующими средствами;
другими материально-техническими средствами по обстановке.
Питание личного состава групп по захоронению и других должностных лиц, организующих и выполняющих работы по захоронению тел (останков) погибших, осуществляется подвижным пунктом питания и подвижным пунктом продовольственного снабжения, создаваемыми организациями торговли и питания.
Снабжение медико-санитарным имуществом учреждений и формирований, привлекаемых к работе по захоронению трупов, осуществляется за счет имущества текущего довольствия и созданных оперативно-тактических резервов медицинских учреждений, а также неснижаемых запасов аптек. Ответственность за организацию снабжения медико-санитарным имуществом возложена на территориальные органы здравоохранения (ЦРБ).
Проведение санитарной обработки личного состава и обеззараживание одежды осуществляются на санитарно-обмывочных пунктах и станциях обеззараживания одежды, развертываемых на базе учреждений банно-прачечного обслуживания. Проведение обработки транспортных средств организуется на станциях обработки техники, развертываемых на базе автомоечных станций.
Проведение работ по захоронению погибших осуществляется на основе трудового договора (контракта), заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации персонально с каждым работником группы по захоронению.
Сроки начала и окончания работ, учет времени выполнения работ в тяжелых и вредных, особых тяжелых и особо вредных условиях труда, а также учет времени работы в обычных условиях, осуществляется начальником группы по захоронению.
Санитарно-эпидемиологический надзор за захоронением трупов возложен на территориальные органы Роспотребнадзора, федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии Саратовской области в Балашовском муниципальном районе" и другие учреждения, входящие в состав сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Саратовской области, осуществляющие экологический мониторинг территорий и объектов природной (окружающей) среды.
Управление силами и средствами при выполнении мероприятий по захоронению осуществляется через отдел земельно-имущественных отношений администрации Балашовского муниципального района, который представляет информацию о ходе мероприятий по захоронению в МКУ "Управление по делам ГО и ЧС Балашовского МР".
В условиях военных действий с применением обычных средств поражения организация взаимодействия и управление всеми силами и средствами осуществляются с городского пункта управления. После проведения эвакомероприятий - с загородного запасного пункта управления, а также с подвижного пункта управления.

3. Организация поиска, извлечения и первичной обработки тел
(останков) погибших

Поиск тел (останков) погибших осуществляется силами групп по захоронению тел (останков) погибших в ходе проведения ими разведки, по данным опросов местного населения, заявлениям официальных органов и граждан, а также при разборке завалов, визуальном осмотре местности, помещений зданий и сооружений, включая подвальные.
В целях организованного и планомерного поиска погибших территория населенных пунктов, предприятий и организаций, прилегающей местности разбивается на последовательно обследуемые участки (зоны, сектора).
Места обнаружения тел (останков) погибших фиксируется старшим группы по захоронению путем обзорной, узловой, детальной и опознавательной фотосъемки, составления схем расположения места обнаружения с привязкой к долговременным ориентирам на местности.
Извлечение тел (останков) погибших из-под завалов зданий и сооружений, подвальных и других заглубленных помещений осуществляется после обнаружения их силами, привлекаемыми к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, разборке завалов, подготовке площадок нового строительства, к восстановлению и ремонту разрушенных (поврежденных) зданий и сооружений.
Первичная обработка тел погибших в случае необходимости производится с целью обеспечения условий для их опознания и транспортировки к местам погребения (захоронения).

4. Проведение опознания тел погибших

Опознание тел (останков) погибших производится с целью установления личности погибших граждан. Для установления личности граждан по телам (останкам) погибших старший группы по захоронению организует выполнение обзорной, узловой, детальной и опознавательной фотосъемки, а также, если позволяют условия, дактилоскопирование трупов.
Осмотр тел (останков) погибших производится сотрудником правоохранительных органов в присутствии специалиста - медицинского работника. При этом устанавливаются пол, примерный возраст погибшего, описывается его телосложение, цвет волос, глаз, характерные приметы и места их расположения (татуировки, следы операций, повреждения, ампутирования, физические недостатки, состояние зубов и описание их протезирования, родимые пятна и др.). Измеряются окружность головы, дается описание внешности по системе словесного портрета. При описании одежды указываются особые приметы, материал, цвет, характер рисунков, фасон, размер, фабричные метки, загрязнения и прочее. Собираются и описываются предметы, обнаруженные вблизи трупа и в его одежде (оружие, документы, клочки бумаги, ключи, проездные билеты, орудия производства и прочее), а также ценности и деньги. Личные вещи и ценности погибшего должны собираться в отдельный мешок. Если имеются сомнения относительно принадлежности того или иного предмета погибшему лицу, сотрудник правоохранительных органов указывает об этом в протоколе опознания. К мешку прикрепляется бирка, на которой указывается номер трупа. Мешок опечатывается и хранится в специально отведенном месте для вещей погибших.
Для установления личности погибших, кроме документов, удостоверяющих личность, используются обнаруженные на месте письма, фотографии и другие материалы. В особых случаях, когда позволяет обстановка, установление личности может проводиться путем предъявления трупа к опознанию родственникам, соседям, сослуживцам и иным лицам по месту жительства и работы погибшего, которые могли знать его при жизни.

5. Порядок транспортировки и доставки тел погибших (умерших)
к местам погребений

5.1. Транспортировка и доставка погибших (умерших) к местам погребения осуществляется в кратчайшие сроки с подготовленных площадок от морга ЦРБ и хранилищ трупов, с оформленными документами на погребение.
5.2. На месте гибели врачом и сотрудником правоохранительных органов устанавливается причина смерти погибшего.
В морге врачом-патологоанатомом в результате вскрытия оформляется врачебное свидетельство о смерти.
Органы ЗАГС на основании врачебного свидетельства о смерти выдают государственное (гербовое) свидетельство о смерти, которое является основанием для выдачи тела родственникам или сопровождающим труп к месту погребения.
5.3. Перевозку погибших (умерших) к месту погребения осуществляют специальные службы на оборудованном автотранспорте. При необходимости допускается использование автотранспорта других ведомств, не перевозящего пищевое сырье и продукты питания.
5.4. По окончании перевозки и захоронения погибших (умерших) транспорт должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.
5.5. После дезинфекции проводится санитарно-эпидемиологический и дозиметрический контроль автотранспорта.

6. Порядок проведения массовых захоронений
в братских могилах

6.1. Погребение погибших (умерших) на отведенных участках, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение под массовые захоронения, осуществляется в гробах и без гробов (в патологоанатомических пакетах) силами ритуальных служб и похоронными командами от всех специализированных служб, занимающихся похоронным делом.
6.2. Размер братской могилы определяется из расчета 1,2 кв. м площади на одного умершего.
6.3. В одну братскую могилу можно захоронить до 100 трупов. Специальным решением административных органов, имеющих соответствующие полномочия, эта цифра может быть увеличена.
6.4. Количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливается в зависимости от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод. При захоронении без гробов количество уровней может быть увеличено.
6.5. Расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняется слоем земли с укладкой по верху хвороста и еловых веток.
6.6. При размещении гробов в несколько уровней, расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда.
6.7. Глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м.
6.8. Дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м.
6.9. Толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м.
6.10. Надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м.
6.11. Для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.
6.12. Захоронение погибших (умерших), имеющих высокий радиационный фон, допускается на специально отведенных участках кладбища, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности, глубина могилы должна быть достаточно большой, чтобы не допускать повышения уровня радиации.
6.13. При погребении больных, умерших вследствие тяжелых инфекционных заболеваний, обязательна их дезинфекция. Для этого труп завертывается в ткань, пропитанную 5 % раствором лизола или 10 % раствором хлорной извести, засыпаемой на дно могилы слоем в 2 - 3 см.
6.14. Извлечение останков погибшего (умершего) из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению администрации Балашовского муниципального района при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов Роспотребнадзора.
6.15. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее чем через год.

7. Регистрация и учет массовых погребений

7.1. Регистрация и учет массовых захоронений производится на общих основаниях в книге захоронений кладбищ, на которых определены номера участков для погребения в братских могилах.
7.2. Администрацией кладбища, на котором производится захоронение, либо ритуальной службой составляется акт в 3-х экземплярах, в котором указываются:
дата захоронения;
регистрационный номер захоронения;
номер участка захоронения;
количество захороненных;
номер свидетельства о смерти и дата его выдачи и орган, его выдавший, на каждого захороненного;
номер танатологического отделения, в котором находился труп;
регистрационный номер трупа;
фамилия, имя, отчество трупа;
адрес его обнаружения;
адрес его места жительства;
дата его рождения;
пол.
Первый экземпляр акта остается на кладбище.
Второй экземпляр акта поступает в архив.
Третий экземпляр акта передается в МУЗ "Балашовская ЦРБ".
7.3. При захоронении неопознанных тел погибших (умерших) их учет производится по той же схеме, только без паспортных данных.

8. Медико-санитарное обеспечение работ
по захоронению погибших

Медико-санитарное обеспечение работ по захоронению тел (останков) погибших организуется и осуществляется штатным медицинским составом подразделений формирований гражданской обороны и учреждений спасательной медицинской службы Балашовского муниципального района.
Основными задачами медико-санитарного обеспечения являются:
организация и проведение медицинского освидетельствования личного состава на предмет пригодности к проведению работ по захоронению тел (останков) погибших;
оказание всех видов медицинской помощи при ранениях и заболеваниях, полученных в ходе проведения работ;
обеспечение санитарно-эпидемического контроля за организацией работ и соблюдением правил захоронения, а также условиями размещения, водоснабжения, питания, банно-прачечного обслуживания личного состава групп по захоронению;
снабжение подразделений и личного состава, принимающего участие при захоронениях, лекарственными и дезинфицирующими средствами, контроль за правильностью их использования.
При ведении санитарно-эпидемического надзора за погребением (захоронением) тел (останков) погибших осуществляются:
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований при выборе места для братских могил и выполнением правил захоронения;
контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении тел (останков) погибших, а также проверки правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов;
контроль за наличием у личного состава подразделений, осуществляющих санитарную очистку очагов поражения и погребения (захоронения) тел, специальной одежды и за организацией его санитарной обработки, помывки.
Перед началом работ проводится медицинский осмотр личного состава, в ходе которого выявляются больные, а также лица, имеющие выраженные физические и психические нарушения. Такие лица к проведению работ не допускаются.
В ходе проведения работ осуществляется дежурство врача (фельдшера) в непосредственной близости от места выполнения работ. Обеспечивается готовность санитарного транспорта.
По завершении работ обеспечивается проведение мероприятий по медицинской и психологической реабилитации личного состава в установленном порядке.
Захоронение трупов погибших в военное время является одной из основных задач гражданской обороны и представляет собой комплекс мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения в районах военных действий. Комплекс проводимых работ заключается в очистке очагов массового поражения и срочном захоронении трупов погибших в соответствии требованиям нормативных документов и законодательных актов.

9. Финансирование работ по захоронению погибших

Финансирование работ по организации массового погребения в братских могилах и других захоронений жертв военных действий и крупномасштабных катастроф, а также финансирование содержания мест погребений, установка памятников, создание мемориалов осуществляются в соответствии с расходными обязательствами за счет бюджетов федеральных органов, областного бюджета, районного бюджета и организаций.


------------------------------------------------------------------