Решение Волжского районного суда г. Саратова от 11.09.2013 по делу N 2-4113/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010>



ВОЛЖСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА САРАТОВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу № 2-4113/13

Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Набенюка А.П.
с участием прокурора Горина И.А.
при секретаре Л.
с участием заявителя Г.А., представитель Г.А. - Г.В., представителя Комитета по управлению имуществом Саратовской области Ч.Д., представителей Администрация Заводского района МО "Город Саратов" Н., Ч.Е., представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" Ж., представителя ЖСК "ФИО16" К., представителей Саратовской городской Думы С.Д., С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заявление Г.А. ФИО17 к Саратовской городской Думе, заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Б.Е. ФИО18, Белай ФИО19, Т. ФИО20, Жилищно-строительный кооператив "ФИО21", Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения Саратовской городской Думы

установил:

Г.А. указала, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы № от 27.04.2010 года на основании заключения о результатах публичных слушаний, протокола № заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 30.10.2009 г., были утверждены изменения в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами иные данные расположенные по адресу <адрес> были отнесены к территориальной зоне многоэтажной застройки (Ж-1). Заявитель утверждает, что данное решение грубо нарушает ее конституционное право на благоприятную окружающую среду. Указывает, что не знала о проведении общественного мероприятия, на основании которого было принято оспариваемое решение. В микрорайоне по месту жительства истца обустроен Парк отдыха поселка ГПЗ с зелеными насаждениями и озером. Истец считает, что оспариваемое решение привело к отнесению земельных участков иные данные занимаемых парком, к территориальной зоне многоэтажной застройки Ж-1, и ликвидации парка. Истец просит признать незаконным решение Саратовской городской Думы от 27.04.2010 года N.
Саратовская городская Дума, Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Жилищно-строительный кооператив "ФИО22", Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" считают заявление не подлежащим удовлетворению. Полагают, что заявителем не представлены доказательства противоречия нормативного акта федеральному законодательству. Указывают, что 07.04.2008 года Комитет по управлению имуществом г. Саратова предоставил физическим лицам в аренду на 25 лет земельные участки площадью 6875 кв. метров и 6875 кв. метров по адресу <адрес>, для строительства торгово-административного комплекса. Предоставление земельных участков осуществлялось до принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", и при отсутствии установленных разрешенных видов использования. Физические лица неоднократно обращались в Комитет по земельным ресурсам администрации с заявлениями об изменении разрешенного вида использования земельного участка на "размещение домов многоквартирной постройки". В связи с отказом в удовлетворении заявления, данные лица обращались в Заводской районный суд г. Саратова. На основании решения Заводского районного суда г. Саратова от 22.07.2011 года по делу N, Комитетом по земельным ресурсам Администрации муниципального образования "Город Саратов" были подписаны соглашения к договорам аренды о внесении изменений на вид разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной постройки". 17 июля 2012 года был утвержден градостроительный план земельных участков. Главой Администрации муниципального образования "Город Саратов" было выдано разрешение на строительство 10-этажного жилого дома. С учетом интересов жителей Заводского района г. Саратова, и фактического использования данных территорий в качестве зоны отдыха и парка, 19.10.2012 года распоряжением Администрации муниципального образования "Город Саратов" было отменено разрешение на строительство, выданное ЖСК "ФИО23". Указывают, что Г.А. обращалась в Заводской районный суд г. Саратова с заявлением о признании незаконными распоряжения о предоставлении земельных участков, договоров аренды земельных участков, соглашений об изменении вида разрешенного использования. В соответствии с решением суда от 01.03.2013 года по делу N, в удовлетворении заявления было отказано. Данным решением суда было установлено отсутствие правового акта об отнесении земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий, к природному парку, и об ограничении земельных участков в обороте. Указывают, что изменение разрешенного вида использования спорных земельных участков произведено на основании решения суда по делу N. Арбитражным судом Саратовской области рассматривалось дело № № по заявлению ЖСК "ФИО24" о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19.10.2012 года N. В соответствии с решением арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ требования удовлетворены. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 07.03.2013 года судебное решение было оставлено в силе. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2013 года данные постановления суда оставлены без изменения. На основании изложенного, полагают заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание не явились Б.Е., Б.Д., представители Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. О времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки не известны. С учетом мнения сторон и представителей суд определил рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.
Судом исследованы решение Саратовской городской Думы № от 27.04.2010 года, заключения о результатах публичных слушаний, протокол № заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 30.10.2009 г., изменения в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Исследованы материалы в проекту решения Саратовской городской Думы, фрагменты карты градостроительного зонирования, копия решения Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.1012 г. и копия постановления арбитражного суда кассационной инстанции от 11.07.2013 г. по делу № N. О-ны гражданские дела N, N.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, заключение прокурора, полагающего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Например, не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда: процедура принятия закона субъекта Российской Федерации противоречит части 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями); нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями)). Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов", п. 1.9 Регламента Саратовской городской Думы, к вопросам местного значения города относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы № от 27.04.2010 года "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратова", на основании заключений о результатах публичных слушаний Саратовская городская Дума решила внести в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" оспариваемые заявителем изменения.
Согласно обозренных материалов гражданского дела № Г.А. обращалась в Заводской районный суд г. Саратова с исковыми требованиями к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, Администрации МО "Город Саратов", Б.Е., Б.Д., Т., ЖСК "ФИО25" о признании недействительным распоряжений и договоров аренды земельных участков. Истцом оспаривалось распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.04.2008 года № № о предоставлении Б.Д. в аренду на 25 лет земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 6875 кв. метров. Также оспаривалось распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.04.2008 года № № о предоставлении Б.Е. в аренду на 25 лет земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером иные данные, площадью 6875 кв. метров. Оспаривались договоры аренды земельных участков, договоры замены сторон в обязательстве. В соответствии с решением Заводского районного суда г. Саратова от 01.03.2013 года, в удовлетворении исковых требований было отказано. Согласно апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26.07.2013 года данное решение оставлено без изменения. По гражданскому делу № Т. обратился с иском к Комитету по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" о внесении изменений в п. 1.1 договоров от 15.04.2008 года N, № аренды земельных участков населенных пунктов с кадастровым номером иные данные, площадью 6875 кв. метров, и с кадастровым номером иные данные, площадью 6875 кв. метров. Истец просил указать вид разрешенного использования земельных участков для размещения домов многоэтажной жилой застройки. В соответствии с решением Заводского районного суда г. Саратова от 22.07.2011 года по делу № исковые требования были удовлетворены. Данное решение суда вступило в законную силу.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Саратовской городской Думой представлены в суд материалы, на основании которых было издано оспариваемое решение. Представлены проект решения с пояснительной запиской, финансово-экономическое обоснование (том 1 л.д. 148-149), заключения комитетов администрации г. Саратова (том 1 л.д. 150-154), публикация проекта постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 02.03.2009 г. № (том 1 л.д. 156), публикация проекта решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № в газете "ФИО26" от 30.09.2009 года № 88/1 (479/1) (том 1 л.д. 156,158). Представлены постановление главы муниципального образования "Город Саратов" № от 02.03.2009 г., от 25.09.2009 года № (том 1 л.д. 155, 157) и публикация постановления в газете "Саратовская панорама" от 30.09.2009 года № (711). Представлены протоколы публичных слушаний N, N, N, № по проектам изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 06.11.2009 г., от 09.11.2009 г., от 11.11.2009 года, заключения по результатам публичных слушаний. Также публикация заключений о результатах публичных слушаний в газете "ФИО27" от 10.12.2009 года № (508), постановление администрации муниципального образования "Город Саратова" от 19.11.2010 года № "О направлении проекта решения Саратовской городской Думы "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № "Об утверждении правил землепользования и застройки МО "Город Саратов" в Саратовскую городскую Думу" (том 2 л.д. 6, 1-95).
Суд полагает, что при принятии данного нормативного правового акта не были нарушены положения действующего законодательства, ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов", п. 1.9 Регламента Саратовской городской Думы, ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11, 85 Земельного кодекса РФ. Представлены сведения об организации и проведении публичных слушаний, соблюдении процедуры согласования. На основании представленных материалов, суд приходит к выводу, что заявителем не названы и не представлены доказательства нарушения принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами. На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 259 - 261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Г.А. ФИО28 к Саратовской городской Думе, заинтересованные лица Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Б.Е. ФИО29, Белай ФИО30, Т. ФИО31, Жилищно-строительный кооператив "ФИО32", Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения Саратовской городской Думы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья
А.П.НАБЕНЮК


------------------------------------------------------------------