Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2013 по делу N А57-7666/2013 <О признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 2.1 Положения об организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденного решением от 28.02.2007 N 42>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. по делу № А57-7666/2013
Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2013 года.
Полный текст решения изготовлен 17.09.2013 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ю.П. Огнищевой, судей Д.С. Кулапова, А.В. Топорова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ш., рассмотрев материалы дела по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь
заинтересованное лицо: Совет Новоелюзанского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, Балаковский район, с. Новая Елюзань
о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п. 2.1 Положения об организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН <...>) утвержденного решением от 28.02.2007 г. № 42: п. 2.1 полностью,
при участии в заседании: без участия,
установил:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п. 2.1 Положения об организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН <...>), утвержденного решением от 28.02.2007 г. № 42: п. 2.1 - полностью.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо представило в суд письменное пояснение, в котором указало, что с требованиями прокуратуры согласны в полном объеме; нормативный правовой акт будет приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что предметом заявленных требований является Положение об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденное решением № 42 от 28.02.2007 г. Совета Новоелюзанского муниципального образования.
Указанное положение на территории Новоелюзанского муниципального образования было обнародовано на сходе граждан и размещено на официальных досках.
Учитывая, что данный акт Совета Новоелюзанского муниципального образования распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и направлен на неоднократное его применение, оспариваемое положение относится к нормативному правовому акту.
Считая положение Совета Новоелюзанского муниципального образования "Об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области" незаконным, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в суд с названными требованиями.
При этом, заявитель ссылается на то, что оспоренное положение в части противоречит федеральному законодательству и должно было приведено в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Кодексом об административных правонарушениях РФ, а именно: деятельность, указанная в п. 2.1 положения не подлежит лицензированию.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Ч. 1 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ (действующая в редакции на дату обращения прокуратуры с заявлением - 14.05.2013 г.) устанавливала, что дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 АПК РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения с заявлением) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1.1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В данном случае суд пришел к выводу о том, что п. 2.1 Положения Совета Новоелюзанского муниципального образования "Об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании", утв. решением от 28.02.2007 № 42 является нормативным правовым актом.
В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного самоуправления отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных норм, полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления закреплены за органами местного самоуправления. При этом деятельность, связанная с организацией сбора и вывоза отходов в силу общих положений Закона № 89-ФЗ относится, в том числе к предпринимательской деятельности, следовательно, данный вопрос относится к подведомственности арбитражного суда.
Так, согласно п. 2.1 Положения: работы по сбору, транспортировке мусора производятся Исполнителем, имеющим в необходимых случаях лицензию на основании ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (обращение с опасными отходами, заготовка и переработка лома цветных и черных металлов).
Согласно указанному Положению исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, имеющие специальный автотранспорт и оказывающие потребителю услуги по вызову бытовых отходов и мусора по возмездному договору.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 8 закона определены полномочия, относящиеся к вопросам органов местного самоуправления в области обращения с отходами - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ст. 1 Закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (п. 30 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ).
Таким образом, деятельность по сбору и транспортировке мусора отсутствует в перечне видов деятельности, на которые требуются лицензия.
Как следует из текста оспариваемого пункта 2.1 Положения, определяя информацию об услугах, при выполнении работ по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора, орган местного самоуправления устанавливает необходимость иметь лицензию на право осуществления указанного вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
По смыслу статьи 125 Конституции Российской Федерации и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 18 июля 2003 года № 13-П и от 27 января 2004 года № 1-П, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 15.11.2007 года № 763-О-О.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 195 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать п. 2.1 Положения об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании, утвержденного решением № 42 от 28.02.2007 г. Совета Новоелюзанского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области - не соответствующим п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (редакция от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующим.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Ю.П.ОГНИЩЕВА
Судьи
Д.С.КУЛАПОВ
А.В.ТОПОРОВ
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. по делу № А57-7666/2013
Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2013 года.
Полный текст решения изготовлен 17.09.2013 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ю.П. Огнищевой, судей Д.С. Кулапова, А.В. Топорова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ш., рассмотрев материалы дела по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь
заинтересованное лицо: Совет Новоелюзанского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, Балаковский район, с. Новая Елюзань
о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п. 2.1 Положения об организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН <...>) утвержденного решением от 28.02.2007 г. № 42: п. 2.1 полностью,
при участии в заседании: без участия,
установил:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п. 2.1 Положения об организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН <...>), утвержденного решением от 28.02.2007 г. № 42: п. 2.1 - полностью.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо представило в суд письменное пояснение, в котором указало, что с требованиями прокуратуры согласны в полном объеме; нормативный правовой акт будет приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что предметом заявленных требований является Положение об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденное решением № 42 от 28.02.2007 г. Совета Новоелюзанского муниципального образования.
Указанное положение на территории Новоелюзанского муниципального образования было обнародовано на сходе граждан и размещено на официальных досках.
Учитывая, что данный акт Совета Новоелюзанского муниципального образования распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и направлен на неоднократное его применение, оспариваемое положение относится к нормативному правовому акту.
Считая положение Совета Новоелюзанского муниципального образования "Об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании Балаковского муниципального района Саратовской области" незаконным, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в суд с названными требованиями.
При этом, заявитель ссылается на то, что оспоренное положение в части противоречит федеральному законодательству и должно было приведено в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Кодексом об административных правонарушениях РФ, а именно: деятельность, указанная в п. 2.1 положения не подлежит лицензированию.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Ч. 1 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ (действующая в редакции на дату обращения прокуратуры с заявлением - 14.05.2013 г.) устанавливала, что дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 АПК РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения с заявлением) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1.1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В данном случае суд пришел к выводу о том, что п. 2.1 Положения Совета Новоелюзанского муниципального образования "Об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании", утв. решением от 28.02.2007 № 42 является нормативным правовым актом.
В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного самоуправления отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных норм, полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления закреплены за органами местного самоуправления. При этом деятельность, связанная с организацией сбора и вывоза отходов в силу общих положений Закона № 89-ФЗ относится, в том числе к предпринимательской деятельности, следовательно, данный вопрос относится к подведомственности арбитражного суда.
Так, согласно п. 2.1 Положения: работы по сбору, транспортировке мусора производятся Исполнителем, имеющим в необходимых случаях лицензию на основании ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (обращение с опасными отходами, заготовка и переработка лома цветных и черных металлов).
Согласно указанному Положению исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, имеющие специальный автотранспорт и оказывающие потребителю услуги по вызову бытовых отходов и мусора по возмездному договору.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 8 закона определены полномочия, относящиеся к вопросам органов местного самоуправления в области обращения с отходами - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ст. 1 Закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (п. 30 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ).
Таким образом, деятельность по сбору и транспортировке мусора отсутствует в перечне видов деятельности, на которые требуются лицензия.
Как следует из текста оспариваемого пункта 2.1 Положения, определяя информацию об услугах, при выполнении работ по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора, орган местного самоуправления устанавливает необходимость иметь лицензию на право осуществления указанного вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
По смыслу статьи 125 Конституции Российской Федерации и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 18 июля 2003 года № 13-П и от 27 января 2004 года № 1-П, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 15.11.2007 года № 763-О-О.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 195 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать п. 2.1 Положения об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в Новоелюзанском муниципальном образовании, утвержденного решением № 42 от 28.02.2007 г. Совета Новоелюзанского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области - не соответствующим п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (редакция от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не действующим.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Ю.П.ОГНИЩЕВА
Судьи
Д.С.КУЛАПОВ
А.В.ТОПОРОВ
------------------------------------------------------------------