Решение Саратовского областного суда от 05.03.2013 N 3-46/13~М-34/13 <О признании частично недействующими пунктов 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство >



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. № 3-46/13~М-34/13

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. о признании недействующим в части постановления Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года) "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений",

установил:

Е. обратилась в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению со дня издания пунктов 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года).
В обоснование требований указала, что администрацией Петровского района Саратовской области она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как наниматель жилого помещения по договору социального найма, в составе семьи которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. По указанному основанию 14 октября 2004 года семья заявителя в составе 3 человек поставлена на учет. Также семья Е. состоит на учете на получение социальной выплаты по категории "семья, имеющая ребенка-инвалида". Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству, в том числе статье 57 Жилищного кодекса РФ, чем нарушает ее права на получение мер социальной поддержки в предусмотренном федеральным законодательством порядке. Положения оспариваемого нормативного акта Правительства Саратовской области регулируют вопросы социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Пункты 4 и 9 Положения "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений", предусматривающие предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом, ограничивают право заявителя на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение жилья, производное от предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ права на внеочередное получение жилого помещения.
Правительством Саратовской области представлены возражения на заявление, в которых указано на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, предоставленных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и не противоречит федеральному законодательству. Кроме того, Положение "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений" не регулирует вопросы предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшим на учет до 01 января 2005 года, поскольку из пунктов 1, 3 Положения следует, что правом на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с данным Положением обладают категории граждан, указанные в пунктах 1.1, 2 части 1 статьи 1 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", а также в статье 1 Закона Саратовской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области". Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, в указанные категории не попадают, так как обеспечение их жильем предусмотрено иной нормой указанного Закона области, а именно, пунктом 8 части 1 статьи 1 Закона области. Отсутствие правового регулирования Правительством области данного вопроса обусловлено Законом области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", не предусматривающим ни возможности установления Правительством области порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, ни права этой категории граждан на выбор поддержки в форме социальной выплаты. Таким образом, полагает, что пункт 4 и абзац первый пункта 9 Положения не могут проверяться на соответствие нормам федерального и областного законодательства, регулирующим вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Е. в судебном заседании поддержала свое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители Правительства Саратовской области И. и Д. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в возражениях, просили суд в удовлетворении заявления Е. отказать.
Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Саратовской области, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требование заявителя подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений" утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Саратовской области", № 19, сентябрь - октябрь, 2008. Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования 18 октября 2008 года.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Саратовской области от 29 октября 2012 года № 643-П, вступили в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" 03 ноября 2012 года).
Согласно пункту 4 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 26 февраля 2010 года № 62-П), формирование списка нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений осуществляется отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом в порядке, установленном Законом Саратовской области от 02 июля 2009 года № 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области".
Пунктом 9 Положения установлено, что формирование списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета, а также списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета, осуществляется уполномоченным органом из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, отдельно по каждому муниципальному образованию и категориям граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальных выплат был поставлен на учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом.
Граждане, вставшие на учет с 1 января 2005 года до 15 мая 2005 года (за исключением категорий граждан, указанных в статье 1 Закона Саратовской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области"), включаются в список граждан - получателей социальных выплат за счет средств областного бюджета.
Е. поставлена на учет 14 октября 2004 года в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как наниматель жилого помещения по договору социального найма, в составе семьи которого имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. Кроме того, заявитель состоит на учете по категории семья, имеющая ребенка-инвалида.
В связи с этим Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П, затрагиваются права заявителя Е., и она вправе оспаривать указанный нормативный правовой акт.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Устава (Основного закона) Саратовской области Саратовская область является субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма, либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 5, 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 (с последующими изменениями) утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил, форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством полномочия по предоставлению мер социальной поддержки для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, передано субъектам Российской Федерации. Установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации во исполнение нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти вправе утвердить форму предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты, а также порядок предоставления этой социальной выплаты.

Частью 4.1 статьи 1 Закона Саратовской области от 08 апреля 2005 года № 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1.1, 2, 11 части 1 настоящей статьи, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области. Порядок предоставления социальных выплат устанавливается Правительством области.
Таким образом, заявитель имеет право на обеспечение жилым помещением, в том числе, в форме социальной выплаты.
Правительством Саратовской области в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа области издало постановление от 09 октября 2008 года № 382-П "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений" (с последующими изменениями). Этим постановлением утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений".
Вместе с тем, является очевидным то обстоятельство, что реализация полномочий субъектом Российской Федерации по установлению формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не может быть произвольной и должна осуществляться с соблюдением предусмотренных федеральными законами для соответствующих граждан льгот и преимуществ.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
Из пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).
Жилищное законодательство, действующее на момент постановки заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении, также предусматривало особые условия предоставления жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (статья 36 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала для такой категории граждан право на первоочередное предоставление жилья).
Из материалов дела следует, что дочь заявителя М., <...> года рождения, является инвалидом с детства 3 группы, состоит на учете с 26 августа 2004 года по поводу <...> заболевания (код N). Ее заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, а также в Перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817.
Поскольку предоставление социальной выплаты инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета является одной из форм обеспечения их жилыми помещениями, и в силу пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий), льготы, предусмотренные для отдельных категорий граждан при получении жилых помещений, должны сохраняться за ними и в случаях получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
В связи с этим, положение нормативного правового акта Правительства Саратовской области, предусматривающего предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, исходя из даты и очередности постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречит федеральному законодательству, а именно статье 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку ограничивает право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, на внеочередное получение социальной выплаты.
Таким образом, требования заявительницы о несоответствии федеральному законодательству пунктов 4 и 9 Положения являются обоснованными в той мере, в какой это затрагивает права данной категории инвалидов.
Дочь заявительницы относится к инвалидам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, которые встали на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года и в соответствии со статьей 36 ЖК РСФСР имели право на первоочередное получение жилья, но не реализовали его до 1 марта 2005 года - дня вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривающего первоочередное предоставление жилой площади. Это право, как изложено выше, сохраняется за ними и после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно статье 57 которого они имеют право на внеочередное обеспечение жилой площадью.
Таким образом, право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 1 января 2005 года, из первоочередного трансформировалось во внеочередное. Рассматриваемая категория инвалидов встала на учет в то время, когда законодательство предоставляло им право состоять на первоочередном учете, который Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен. Следовательно, решение вопроса о предоставлении указанным гражданам социальной выплаты в соответствии с порядком очередности, установленным правилами, действовавшими на дату постановки их на учет, невозможно, т.к. очередность, действовавшая на момент постановки их на учет, впоследствии была ликвидирована. Такое положение приводит к неопределенности в применении оспариваемых норм, что нарушает права данной категории инвалидов.
Доводы представителей Правительства Саратовской области о том, что лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, являются отдельной категорией для обеспечения их жилыми помещениями, не соответствует системному толкованию законодательства, регулирующего данные правоотношения. Так заявитель, как наниматель жилого помещения, в состав семьи которого входит ребенок-инвалид в силу приведенных выше норм, как федерального законодательства, так и Закона Саратовской области, имеет право на улучшение жилищных условий, как путем получения жилого помещения, так и социальной выплаты. При этом лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и члены их семей, не являются отдельной категорией нуждающихся в обеспечении жильем, а являются льготной категорией нуждающихся среди иных состоящих на учете инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а жилищное законодательство на всех его уровнях должно в полной мере предусматривать возможность обеспечения указанных лиц жилыми помещения во внеочередном порядке в любой из предусмотренных законом форме.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о противоречии пунктов 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года) положениям федерального законодательства, а именно статье 57 Жилищного кодекса РФ, статьям 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в той части, в какой они ограничивают право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, принятых на учет по улучшению жилищных условий до 01 января 2005 года и не улучшивших свои жилищные условия до 01 марта 2005 года, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
На основании статьи 253 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 г., учитывая конкретные обстоятельства, и тот факт, что оспариваемые правовые нормы применялись, суд считает возможным признать их недействующими в части с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) решение суда (его резолютивная часть) подлежит опубликованию Правительством Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ с правительства Саратовской области в пользу заявителя надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Е. удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года), в той части, в какой они ограничивают право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, принятых на учет по улучшению жилищных условий до 01 января 2005 года и не улучшивших свои жилищные условия до 01 марта 2005 года, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Взыскать с Правительства Саратовской области в пользу Е. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> рублей.
Решение суда после вступления в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию Правительством Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------