Решение Аткарского муниципального Собрания Аткарского муниципального района от 01.04.2013 N 364 "О принятии долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Аткарского муниципального района Саратовской области" на 2013 - 2020 годы"



АТКАРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
АТКАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. № 364

О ПРИНЯТИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
АТКАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 25 июня 2012 г. № 192-Пр "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013 - 2020 годы", Уставом Аткарского муниципального района Саратовской области, Аткарское муниципальное Собрание решило:
1. Принять долгосрочную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Аткарского муниципального района Саратовской области" на 2013 - 2020 годы".
2. Настоящее решение опубликовать в газете "Аткарская газета".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу администрации Аткарского муниципального района Решетникова А.А.

Глава
Аткарского муниципального района
В.Ф.ТОМАРЕВ





Приложение
к решению
Аткарского муниципального Собрания
от 1 апреля 2013 г. № 364

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
АТКАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ

Паспорт Программы

Наименование Программы
долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Аткарского муниципального района Саратовской области" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
распоряжение Правительства Саратовской области от 25 июня 2012 г. № 192-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013 - 2020 годы"
Государственный заказчик
Администрация Аткарского муниципального района
Основные разработчики Программы
Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Аткарского муниципального района
Цели, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели
целями Программы являются:
обеспечение роста объемов производства основных видов продукции АПК района;
повышение конкурентоспособности производимой в АПК продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности;
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и создание достойных условий жизни для сельского населения;
обеспечение сохранения и воспроизводства окружающей среды, повышение эффективности использования природных ресурсов.
Основные задачи:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
развитие рыночной и материально-технической инфраструктур в АПК;
поддержка малых форм хозяйствования; повышение уровня рентабельности предприятий АПК для обеспечения его устойчивого развития;
повышение уровня и качества жизни сельского населения;
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации сельскохозяйственных земель.
Основными оценочными показателями реализации Программы являются:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность сельскохозяйственных организаций;
среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве;
количество семей, улучшивших жилищные условия, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом;
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
увеличение природно-ресурсного потенциала сельхозугодий за счет восстановления мелиорируемых земель
Сроки реализации Программы
2013 - 2020 годы
Перечень подпрограмм Программы
- "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2013 - 2020 годы;
- "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" на 2013 - 2020 годы;
- "Поддержка малых форм хозяйствования" на 2013 - 2020 годы;
- "Техническая и технологическая модернизация, научно-инновационное развитие" на 2013 - 2020 годы;
- "Устойчивое развитие сельских территорий" на 2014 - 2020 годы;
- "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель" на 2014 - 2020 годы
Исполнители основных мероприятий
Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района, ветеринарная служба района, сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия перерабатывающей промышленности района различных форм собственности (по согласованию)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
в результате реализации мероприятий Программы к 2020 году прогнозируется:
рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 127,1 % к уровню 2012 г.;
среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 5,0 %;
ввод площади полива мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения 200 га;
повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 15 %;
сохранение ежегодных объемов субсидируемых инвестиционных кредитов;
увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 50,0 %;
доведение уровня заработной платы в сельском хозяйстве района в 2020 году до 17061,6 рублей; улучшение жилищных условий 20 семей, проживающих в сельской местности, в том числе 20 молодых семей и молодых специалистов;
повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом с 97,5 до 99 %, обеспеченности сельского населения питьевой водой с 56 до 70 %
Система организации контроля за исполнением Программы
контроль за исполнением Программы осуществляется ежемесячно в установленном порядке

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами

Аграрная политика Аткарского муниципального района реализуется на основе финансовых ресурсов областных целевых программ:
- областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008 - 2012 годы";
- областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года";
- областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года";
- целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010 - 2015 годы".
За период с 2008 по 2011 годы объем валовой продукции сельского хозяйства в районе увеличился по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза.
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (млн. руб.)

Показатели
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Удельный вес продукции в общем объеме
Всего
1520
1631,6
1702,7
1698,2
2308
100
в т.ч. растениеводство
963,6
948,7
932,6
533,6
1398,6
60,6
животноводство
556,4
682,9
769,8
1164,6
903,4
39,4

Из-за засухи последних лет в районе был недополучен значительный объем продукции растениеводства, что, в свою очередь, вызвало сокращение поголовья скота и птицы, прежде всего в личных подсобных хозяйствах. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось по ЛПХ по сравнению с 2007 годом на 56%, коров - на 45,8 %.
Производство молока во всех категориях хозяйств района в 2012 году составило 15,7 тыс. тонн, что на 32% ниже уровня 2007 года, произведено 3 тыс. тонн мяса скота и птицы на убой в живом весе, что на 41 % меньше, чем было в 2007 году, яиц - 28,8 млн. штук, или 127 % к уровню 2007 года.
Ежегодно растет потребление продуктов питания. В 2006 году потребление на душу населения по району составляло 293 кг молока и 53 кг мяса, в 2010 году потребление возросло до 311 кг молока и 65 кг мяса. Вместе с тем нормы среднегодового потребления мяса и мясопродуктов на душу населения по мясу обеспечены лишь на 90 %, по молоку - на 97 %. Потребление яиц на душу населения в районе выше стандарта питания на 20 %.
Район полностью обеспечивает себя бараниной и свининой, в том числе 94 % всего объема производимой свинины сосредоточено в хозяйствах населения.
Производство говядины в расчете на 1 человека составляет 22,9 кг, или 91,6 % от годовой нормы потребления, спрос на мясо птицы обеспечивается за счет внутреннего производства на 35,6 % (по области на 31 %).
Благодаря системным мерам государственной поддержки в отрасли созданы благоприятные условия для привлечения инвесторов. В основной капитал предприятий и организаций АПК района за 2008 - 2012 годы инвестировано около миллиарда рублей, в том числе в сельское хозяйство около 400 млн. рублей.
За пять лет машинно-тракторный парк района пополнился на 80 тракторов, 46 зерноуборочных комбайнов, выполнение целевых показателей по приобретению тракторов составило 160 %, зерноуборочных комбайнов - 230 %, кормоуборочных комбайнов - 100 %.
Получила дальнейшее развитие потребительская кооперация. В настоящее время в городе Аткарске действует сельскохозяйственный рынок, работают 2 потребительских кооператива. Регулярно проводятся ярмарки выходного дня.
В рамках мероприятий районной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Аткарского района на 2010 - 2015 годы" проводится техническое перевооружение производства на ОАО Аткарский МЭЗ, где особое внимание уделяется повышению качества продукции за счет переоснащения производства современным высокопроизводительным оборудованием, внедрением новых технологий и постоянным контролем технологического процесса на всех стадиях производства, благодаря чему обеспечивается конкурентоспособность производимой продукции.
За анализируемый период, на который выпало три засушливых года и период преодоления последствий аномальной засухи, уровень рентабельности в сельском хозяйстве снизился с 14,5 %, достигнутых по результатам 2007 года, до 8,4 %. В 2011 году показатель составил минус 8,1 %.
Уровень государственной поддержки АПК в расчете на 1 га пашни за 2011 год составил по району 316 руб./га.
Потребность сельскохозяйственных производителей в обновлении материально-технической базы остается высокой. Полностью решить данную проблему посредством кредитования не предоставляется возможным. Значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, сельскохозяйственную технику относительно роста цен на сельскохозяйственную продукцию ограничивает финансовые возможности сельхозтоваропроизводителей.
Так, индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в 2011 году к 2010 году составил 87,8 %, а производителей нефтепродуктов - 137 %, машин, оборудования и транспортных средств - 115,4 - 116,8 %, строительной продукции - 106,9 %.
Из-за недостатка финансовых средств было приостановлено новое строительство и реконструкция действующих животноводческих ферм. Требуют большего внимания вопросы совершенствования системы земледелия, внедрения современных ресурсосберегающих технологий, формирования структуры посевных площадей, отвечающей потребностям рынка и удовлетворяющей требованиям рационального использования земли.
Недостаточным остается уровень применения (учитывая их финансовые возможности после трех лет засухи) минеральных удобрений. Данные станции агрохимической службы свидетельствуют, что в настоящее время в почве складывается отрицательный баланс питательных веществ.
Несмотря на наметившиеся в последние годы подвижки в приобретении новой техники, не удается преодолеть тенденцию опережающего старения основных фондов в отрасли. В машинно-тракторном парке района до сих пор имеется большое количество техники, выработавшей свой ресурс. Средняя нагрузка на трактор составляет 318 га при научно обоснованной норме 110 - 115 га. При сохранении существующей тенденции покупательская способность сельхозтоваропроизводителей по приобретению основных видов техники в текущем году оценивается на 30 - 35 %.
Необходимы дополнительные меры для активизации деятельности кооперативов, КФХ, малых предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, оказания помощи в организации и создании системы сбыта производимой продукции.
Недостаточный уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры на селе, низкая заработная плата обусловили дефицит квалифицированных кадров. Среднегодовая численность работающих, занятых в сельскохозяйственных предприятиях, за период с 2007 по 2012 годы сократилась с тысячи до шестисот человек. Несмотря на то, что в сельском хозяйстве сохраняется один из самых высоких темпов роста среднемесячной заработной платы, на протяжении многих лет она остается более низкой по сравнению с другими отраслями экономики района.
По состоянию на 1 января 2013 года среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 9200 рублей, возросла по сравнению с 2007 годом в 2,5 раза.
Необходимо увеличить процент трудоустройства молодых специалистов на сельхозпредприятия.
Среди причин, сдерживающих развитие перерабатывающей промышленности района необходимо отметить:
недостаточное количество мощностей по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, соответствующих современным технологическим и санитарным нормам;
использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования;
недостаточная государственная поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленная на модернизацию и техническое перевооружение;
недостаток собственных средств предприятий, сдерживающий внедрение новых технологий, технического перевооружения и модернизации производства, сложное финансовое состояние предприятий;
постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции.
Решение большинства выявленных проблем возможно при расширении финансовых возможностей поддержки отраслей сельского хозяйства, предприятий перерабатывающей промышленности.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
недостаточный уровень финансирования из бюджетных источников;
недостаточный уровень финансирования из внебюджетных источников;
снижение уровня инвестиционной активности.

2. Основные цели и задачи Программы,
сроки и этапы ее реализации

Целями Программы являются:
обеспечение роста объемов производства основных видов продукции АПК района;
повышение конкурентоспособности производимой продукции АПК на основе инновационного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности;
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и создание достойных условий жизни для сельского населения;
обеспечение сохранения и воспроизводства окружающей среды, повышение эффективности использования природных ресурсов.
В соответствии с поставленными целями должны быть решены следующие задачи:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
развитие рыночной и материально-технической инфраструктур в АПК;
поддержка малых форм хозяйствования;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
кадровое обеспечение агропромышленного комплекса;
повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышение уровня рентабельности предприятий АПК для обеспечения его устойчивого развития;
повышение уровня и качества жизни сельского населения;
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации сельскохозяйственных земель.
Основными оценочными показателями реализации Программы являются:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность сельскохозяйственных организаций;
среднемесячная заработная плата;
количество семей, улучшивших жилищные условия, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом;
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
увеличение природно-ресурсного потенциала сельхозугодий за счет восстановления мелиорируемых земель.
Реализацию Программы планируется осуществить в течение 2013 - 2020 годов. Этапы реализации не выделяются.

3. Система (перечень) программных мероприятий

Реализация Программы предусматривает выполнение комплекса программных мероприятий, включенных в шесть подпрограмм.
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2013 - 2020 годы включает следующие основные мероприятия:
развитие элитного семеноводства;
стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;
развитие переработки продукции растениеводства;
государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства;
снижение рисков в растениеводстве;
развитие инфраструктуры и регулирование рынка продукции растениеводства.
В подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" на 2013 - 2020 годы выделены следующие основные мероприятия:
племенное животноводство;
развитие молочного скотоводства и развитие материально-технической базы молочного скотоводства;
развитие мясного скотоводства;
развитие свиноводства;
развитие овцеводства;
развитие птицеводства;
предупреждение распространения и ликвидации африканской чумы свиней и проведение противоэпизоотических мероприятий на территории Аткарского района;
развитие переработки продукции животноводства;
государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства;
снижение рисков в животноводстве.
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" на 2013 - 2020 годы представляет собой продолжение и расширение мероприятий в области поддержки малого предпринимательства, включая следующие основные направления:
поддержка начинающих фермеров;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, научно-инновационное развитие АПК" на 2013 - 2020 годы включает следующие основные мероприятия:
обновление парка сельскохозяйственной техники;
выплаты ежемесячной доплаты молодым специалистам.
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Аткарского района Саратовской области" на 2014 - 2020 годы включает следующие основные мероприятия:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов;
развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель" на 2014 - 2020 годы предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
развитие орошения земель сельскохозяйственного назначения;
развитие приоритетных направлений сельскохозяйственного производства на орошаемых землях.

4. Организация и управление реализацией Программы,
контроль за ходом ее выполнения

Контроль за реализацией Программы осуществляется управлением сельского хозяйства и продовольствия совместно со специалистами администрации Аткарского муниципального района, ветеринарной службой района.

5. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства,
индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития,
динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства,
соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике района - на степень решения социальных проблем отрасли.
Стоимостные показатели рассчитываются в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.
Управление сельского хозяйства и продовольствия ежемесячно анализирует статистическую и оперативную отчетность по выполнению целевых показателей Программы и представляют информацию в министерство сельского хозяйства области.
Оценка эффективности выполнения целевых показателей Программы производится на основе статистических данных и оперативной отчетности.

Система целевых показателей и индикаторов
эффективности реализации Программы

Цели и задачи Программы
Перечень целевых показателей, индикаторов
Изменение значений по годам реализации
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов (в сопоставимых ценах в % к предыдущему году)
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
107,4
104,3
104,3
103,9
103
103,6
103
103,3
индекс производства продукции растениеводства
119,1
106
105,8
105,2
103,9
104,1
103,5
103,7
индекс производства продукции животноводства
103
101
101,3
101,3
101,2
102,6
101,9
102,4
индекс производства пищевых продуктов
104
106,2
113,1
100,1
100,1
100,1
100,1
100,1
Развитие рыночной и материально-технической инфраструктур в АПК
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году
104,5
104,7
104,8
105,0
105,5
105,5
105,3
105,1
Повышение уровня рентабельности предприятий для обеспечения его устойчивого развития
рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %
13
13
14
14
14
14
15
15
Повышение уровня и качества жизни сельского населения
среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб.
10107,3
10390,3
11605,9
13184,3
13843,5
14258,8
15827,3
17061,6
количество семей, улучшивших жилищные условия, ед.
2
2
2
2
2
2
2
2
в том числе молодых семей и молодых специалистов
2
2
2
2
2
2
2
2
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом, %
97
97,9
98,0
98,1
98,2
98,3
98,6
99,0
обеспеченность сельского населения питьевой водой, %
58
58,0
59,0
60,0
61,0
63,0
65,0
70,0
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"
Повышение плодородия почвы на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий
внесение минеральных удобрений, тонн действующего вещества
891,3
918
945
974
1003
1033
1064
1100
Увеличение объемов производства и переработки зерна, маслосемян подсолнечника, картофеля, овощей
валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, тыс. т
73,1
77,3
84,6
93,9
98,1
103,3
109,9
110,8
валовой сбор подсолнечника, тыс. т
35,3
37,5
39,4
39,9
40,4
40,8
41,3
41,5
валовой сбор картофеля, тыс. т
8,3
8,35
8,4
8,85
9,3
10
10,4
11
валовой сбор овощей, тыс. т
3,2
3,4
3,6
3,75
4,3
4,4
4,5
4,5
Расширение ассортимента и повышение качества продуктов питания на основе модернизации материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства
производство муки, тонн
500
500
500
500
500
500
500
500
производство круп, тыс. т
0
0
0
0
0
0
0
0
производство диетических и обогащенных микронутриентами сортов хлеба и хлебобулочных изделий, тонн
6
6
7
7,4
7,8
8,2
8,9
9,5
масло растительное, тыс. т
208
221
250
250
250
250
250
250
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"
Стимулирование селекционно-племенной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных
удельный вес племенного скота в общем поголовье, %
14,5
14,7
14,8
14,8
14,9
14,9
15
15
Наращивание объемов производства продукции животноводства на основе увеличения поголовья животных и птицы, повышения их продуктивности, создания сбалансированной кормовой базы, внедрения инновационных технологий их содержания и кормления при реализации инвестиционных проектов и модернизации имеющегося производства
поголовье крупного рогатого скота молочного направления - всего, гол
6342
6411
6484
6566
6652
6726
6801
6883
в том числе коров
2932
2961
2991
3024
3058
3093
3126
3169
производство молока в хозяйствах всех категорий, тонн
15884
16042
16203
16366
16529
17258
17737
18376
поголовье крупного рогатого скота мясного направления - всего, гол
100
100
100
200
200
200
200
200
в том числе коров








поголовье свиней, голов
3015
3045
3075
3106
3417
3451
3486
3520
поголовье птицы, тыс. голов
188,337
189,279
190,225
191,176
195,764
200,659
206,478
216,802
поголовье овец, голов
6010
6088
6191
6284
6378
6503
6633
6847
скот и птица на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий - всего, тонн
3145
3175
3206
3238
3270
3304
3335
3369
производство яйца, млн. шт.
31,09
31,4
31,68
32
32,32
32,64
32,97
33,29
Улучшение и стабилизация эпизоотической ситуации на территории района по африканской чуме свиней и бешенству диких и домашних животных, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней животных и птицы на основе мониторинга и своевременного проведения ветеринарных мероприятий
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования"
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных начинающими фермерами, ед.
1
1
1
1
1
1
1
1
Развитие семейных животноводческих ферм
количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, ед.

1

1

1

1
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, научно-инновационное развитие АПК"
Стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных тракторов, машин и оборудования
приобретение новой сельскохозяйственной техники, шт


тракторов
18
19
19
20
21
21
22
23
зерноуборочных комбайнов
8
9
10
10
11
12
12
15
кормоуборочных комбайнов
0
0
0
0
0
0
0
1
коэффициент обновления техники, %:








тракторы
3,37
3,56
3,56
3,74
3,93
3,93
4,12
4,31
зерноуборочные комбайны
4,57
5,14
5,71
5,71
6,28
6,86
6,86
8,57
кормоуборочные комбайны
0
0
0
0
0
0
0
16,7
Научное и кадровое обеспечение реализации мероприятий Программы в целях повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе
разработка научно-практических рекомендаций и мероприятий
4
4
4
4
4
4
4
4
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий района"
Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, кв. м

120
120
120
130
150
180
180
в том числе для молодых семей и молодых специалистов, кв. м

120
120
120
130
150
180
180
открытие фельдшерско-акушерских пунктов, ед.


1
1

1
1

ввод в действие распределительных газовых сетей, км

0,6
0,9
0,9
0,6
0,9
0,9
0,6
ввод в действие локальных водопроводов, км

1,4
6,8
4,9
8
6
7,4
7,9
Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель"
Восстановление мелиоративного потенциала
ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель, га
0
0
50

50

50
50
Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиорации
приобретение дождевальных машин и установок, систем орошения нового поколения - всего, ед.


1

1

1
1
Развитие приоритетных направлений сельскохозяйственного производства на орошаемых землях
объем производства растениеводческой продукции на орошаемых землях, тыс. тонн условных единиц


0,12

0,24

0,36
0,5





ПОДПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПОДОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА, ПЕРЕРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА" НА 2013 - 2020 ГОДЫ

В Аткарском районе за 2006 - 2009 годы в расчете на душу населения произведено зерна 960 кг (в целом по Саратовской области - 1296 кг), маслосемян подсолнечника - 237 кг (по области - 242 кг), овощей - 42 кг (по области - 125 кг), картофеля - 177 кг (152 кг).
Валовое производство зерна в последний период колеблется от 106,8 тыс. тонн (2006 г.) до 27,5 тыс. т (2010 г.). Среднегодовое валовое производство зерна в 2006 - 2010 гг. по сравнению с периодом 2001 - 2005 гг. снизилось с 98 до 86 тыс. тонн.
Сельскохозяйственные угодья занимают 216,5 тыс. га, или 94 % от земельного фонда района, в т.ч. пашня - 168,2 тыс. га.
В последние годы в структуре посевных площадей произошли изменения в сторону насыщения озимыми культурами и подсолнечником, что привело к упрощению севооборотов и снижению их роли в повышении плодородия почв, а также к ухудшению фитосанитарной обстановки. Недостаточно активно идет восстановление ранее сокращенных посевных площадей. В 2012 г. площадь неиспользуемой пашни составляла 8 тыс. га, или 4,8 % от общей площади пашни. Обеспечение сельскохозяйственной техникой недостаточное. Мало вносится удобрений на гектар посева (в 2011 г. внесено лишь 7 кг д.в. минеральных удобрений), что ведет к истощению почвенного плодородия.
Существующий уровень производства, переработки и реализации продукции растениеводства не в полной мере отвечает требованиям продовольственной обеспеченности населения продуктами питания.

Основные цели и задачи подпрограммы,
сроки и этапы ее реализации

Целью мероприятий по развитию подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства является достижение продовольственной обеспеченности населения продуктами растениеводства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства.
Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
повышение плодородия почвы на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий;
увеличение объемов производства и переработки зерна, маслосемян подсолнечника, картофеля, овощей, плодово-ягодной продукции;
расширение ассортимента и повышение качества продуктов питания на основе модернизации материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства;
развитие системы кредитования и страхования, способствующих устойчивому развитию растениеводства, снижению рисков;
регулирование рынка растениеводческой продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающее равные условия конкуренции для сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем рынке, а также содействующее продвижению растениеводческой продукции на внешний рынок.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы:
производство зерна и зернобобовых, маслосемян подсолнечника, картофеля, овощей;
производство муки;
производство подсолнечного масла.

Система (перечень) программных мероприятий

Реализация поставленных целей и задач подпрограммы предусматривает выполнение комплекса программных мероприятий, направленных на более полное и сбалансированное использование имеющихся почвенно-климатических, экономических и производственных ресурсов и возможностей.

Развитие селекции и семеноводства

Мероприятия направлены на внедрение с учетом зональности новых сортов, технологий производства, современных схем и систем семеноводства, обеспечение своевременной сортосмены и сортообновления.
Развитию селекции и семеноводства способствует ежегодное внедрение в производство новых и принятых к районированию сортов и гибридов культур, наиболее адаптивных к засухе и превосходящих используемые сорта и гибриды по хозяйственно-полезным признакам;
обеспечение доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению элитных семян.
Для обеспечения проведения сортообновления сельскохозяйственных культур предусматривается доведение доли посевов элитными семенами до 10 - 15 % от общей площади посевов.
Предполагается предоставлять субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений.

Стимулирование развития производства основных
сельскохозяйственных культур

Реализация мероприятия направлена на создание условий для повышения эффективности и увеличения объемов производства качественной продукции растениеводства на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий, а также обеспечения их фитосанитарной безопасности.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
- наиболее полное использование биоклиматического потенциала в целях получения стабильных урожаев;
- введения в севообороты новых видов зернобобовых и других сельскохозяйственных культур, способствующих поддержанию плодородия почв;
- оптимизация структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом их экономической эффективности и требований рынка, расширение посевов гороха, чечевицы, нута, озимого рыжика, в структуре посевов кормовых культур предусматривается расширение площадей суданской травы, зерносмесей;
- в 2020 году увеличить дозу внесения минеральных удобрений на 1 га посевной площади до 10,3 кг действующего вещества;
- увеличение объемов внесения органических удобрений и излишков измельченной соломы под вспашку;
- поддержание на полях оптимальной фитосанитарной обстановки на основе освоения экологически безопасной интегрированной системы защиты посевов от болезней, вредителей и сорняков;
- обеспечение своевременного и эффективного предупреждения массового распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, в первую очередь, саранчовых вредителей и карантинных сорняков;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель.
В структуре посевов подсолнечника возрастет доля площадей, засеваемых гибридами, отличающимися более высокой масличностью и дающими наибольший выход калиброванных маслосемян.
Реализация мероприятия позволит:
- увеличить посевные площади зерновых и зернобобовых культур с 48,6 тыс. га в 2012 г. до 60 тыс. га в 2020 г., в том числе кукурузы на зерно - с 0,4 до 2 тыс. га, рыжика - с 3 до 3,5 тыс. га;
- в 2020 году довести производство зерновых и зернобобовых культур до 110,8 тыс. т, картофеля - до 11 тыс. т, овощей открытого грунта - до 4,5 тыс. т, подсолнечника - до 41,5 тыс. т.
Из областного бюджета предполагается осуществлять поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- на поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства;
- субсидии на компенсацию части затрат за выполненные мероприятия по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию земель сельскохозяйственного назначения;
- субсидии на компенсацию части затрат за выполненные мероприятия по борьбе с особо опасными вредителями и вредителями, имеющими массовое распространение;
- субсидии на компенсацию части затрат за выполненные мероприятия по борьбе с болезнями сельскохозяйственных культур, карантинными сорняками и другими видами сорной растительности.

Развитие переработки продукции растениеводства

В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается решение следующих задач:
- реконструкция и техническое перевооружение ОАО "Аткарский МЭЗ" на основе внедрения инновационных технологий и оснащение современным оборудованием;
- производство хлебобулочных и кондитерских изделий повышенной биологической ценности, лечебного и профилактического назначения за счет внедрения новых научно обоснованных рецептур и технологий;
- развитие технологий, обеспечивающих повышение кормовой ценности жмыхов и шротов масличных культур.
Поддержка предприятиям перерабатывающей промышленности, потребительской кооперации будет оказываться посредством предоставления из областного бюджета субсидий на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования по переработке продукции растениеводства.

Снижение рисков в подотрасли растениеводства

Мероприятие направлено на снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства в случае:
а) воздействия опасных для производства продукции растениеводства природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, природный пожар);
б) проникновения и распространения вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади;
снижение уровня отказов от выплат по наступившим страховым событиям.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий из областного бюджета в случаях, предусмотренных законом области об областном бюджете, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования.





ПОДПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПОДОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА, ПЕРЕРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА" НА 2013 - 2020 ГОДЫ

Подпрограмма включает в себя отрасли по производству продукции животноводства, ее первичной переработки, регулирование рынка продукции.
Засуха последних лет, ужесточение профилактических и противоэпизоотических мер в связи с африканской чумой свиней вызвали резкое снижение поголовья скота и птицы в личных подсобных хозяйствах населения.
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2012 году снизилось в сравнении с 2007 годом на 55 %.
Соответственно наблюдается снижение и по объемам производства основных видов продукции животноводства. Производство молока во всех категориях хозяйств в 2012 году составило 15,7 тыс. тонн, что на 31 % ниже уровня 2007 года. Объемы реализации скота и птицы на убой в живом весе за 2012 год составили 3 тыс. тонн (59 %), производство яиц - 31,1 млн. штук (137 % к 2007 году).
В структуре производства мяса наибольший удельный вес приходится на производство говядины, свинины.
Производство яйца полностью удовлетворяет потребность местного населения в соответствии с рекомендуемыми нормами питания. В 2012 году их производство составило 262 % от нормативной потребности населения района.
Полноценное развитие отраслей животноводства возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности, в том числе:
наличием убойных цехов (площадок) и мощностей по первичной переработке скота, соответствующих современным технологическим и санитарным нормам.
Постоянно растущий спрос на мясную продукцию активизирует развитие наиболее скороспелых и технологичных отраслей животноводства на промышленной основе, какими являются свиноводство и птицеводство.
В настоящее время птицеводство является успешно функционирующей отраслью мясного животноводства, которая в короткий срок способна стабилизировать и улучшить ситуацию на мясном рынке. По сравнению с другими отраслями птицеводство сохранило значительную часть своего производственного потенциала, увеличило объемы производства продукции.
Основной проблемой дальнейшего развития отрасли птицеводства является высокий физический и моральный износ средств производства. В связи с этим остро стоит вопрос инвестиционно-инновационного развития птицеводства, основанного на совершенствовании технологии производства мяса птицы, расширения и модернизации действующих мощностей.
Выращивание крупного рогатого скота мясного направления низкоэффективное, с длительным сроком окупаемости инвестиций. В то же время использование естественных пастбищ, выращивание мясных телят на подсосе позволяет получать экологически чистую, высокопитательную говядину, пользующуюся повышенным потребительским спросом.
Развитие подотрасли животноводства является экономически обоснованным и наиболее перспективным направлением в достижении продовольственной безопасности.
Современная экономическая ситуация на предприятиях перерабатывающей промышленности характеризуется:
необходимостью расширения сети цехов по первичной переработке скота и молокоприемных пунктов;
высокой степенью изношенности технологического оборудования на перерабатывающих предприятиях;
недостатком инвестиций для модернизации оборудования.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
недостаточный уровень финансирования;
снижение уровня инвестиционной активности.

Основные цели и задачи подпрограммы,
сроки и этапы ее реализации

Цель подпрограммы - комплексное развитие и повышение эффективности производства продукции животноводства и продуктов ее переработки на основе инвестиционно-инновационной технической и технологической модернизации производства.
Основные задачи:
- стимулирование развития селекционно-племенной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, птиц;
- наращивание объемов производства продукции животноводства за счет увеличения поголовья животных и птицы, повышения их продуктивности;
- стабилизация эпизоотической ситуации по предупреждению возникновения и распространения заразных болезней животных и птицы, обеспечение эпизоотического благополучия территории, в том числе по африканской чуме свиней (далее - АЧС);
- строительство новых и модернизация действующих предприятий, увеличение объемов производства животноводческой продукции.
- развитие системы страхования и кредитования подотраслей животноводства, способствующих их устойчивому развитию и снижению рисков.
Реализацию Подпрограммы планируется осуществить в течение 2013 - 2020 годов.

Система (перечень) программных мероприятий

Для устойчивого производства продукции животноводства в районе стратегическими будут следующие направления:
- развитие племенного животноводства;
- модернизация отрасли через реализацию инвестиционных проектов;
- создание прочной кормовой базы, способной удовлетворить потребности скота и птицы в питательных веществах для полной реализации их генетического потенциала продуктивных качеств;
- освоение комплекса мероприятий по совершенствованию технологии содержания и кормления скота и птицы;
- обеспечение проведения эпизоотических мероприятий;
- развитие первичной и глубокой переработки продукции;
- управление рисками в подотраслях животноводства.

Племенное животноводство

Осуществление мероприятий направлено на формирование племенной базы, обеспечивающей потребность в племенной продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение производства высококачественной племенной продукции и ее реализация на внутреннем рынке и близлежащих регионов;
- стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
Предполагается предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья;
- на приобретение в племенных заводах и племенных репродукторах племенного молодняка КРС, овец;
- на приобретение в лизинг племенного молодняка крупного рогатого скота молочного и мясного направлений.

Развитие молочного скотоводства

Мероприятие направлено на стимулирование увеличения объемов производства, повышения качества и товарности молока в хозяйствах всех категорий.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
- повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства;
- увеличение поголовья крупного рогатого скота за счет собственного воспроизводства и покупки племенных животных;
- повышение продуктивности коров и качества молока;
- повышение товарности молока на основе развития кооперации и интеграции между участниками всей цепочки товародвижения (от производителя до потребителя);
- развитие сети пунктов искусственного осеменения;
- улучшение кормопроизводства с целью обеспечения поголовья полноценными кормами собственного производства;
- повышение доходности товаропроизводителей, занимающихся производством молока.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
- совершенствование технологий содержания и кормления крупного рогатого скота молочного направления;
- увеличение поголовья крупного рогатого скота за счет собственного воспроизводства и покупки племенных животных;
- повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, специализирующихся на молочном скотоводстве;
В результате реализации мероприятий поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий возрастет с 6,1 тыс. голов в 2012 г. до 6,9 тыс. гол в 2020 году, в том числе коров - с 2,8 тысяч голов до 3,2 тысяч голов соответственно. Объем производства молока во всех категориях хозяйств возрастет с 15,7 тыс. тонн в 2012 г. до 18,4 тыс. т. в 2020 году.
В рамках данного мероприятия сельскохозяйственным товаропроизводителям предполагается предоставлять субсидии из областного бюджета на развитие молочного скотоводства:
- за реализованное товарное молоко - организациям, внесенным в реестр инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации ферм;
- на компенсацию части затрат за приобретение технологического оборудования для навозоудаления, поения, кормления, доения коров, охлаждения молока, климат-контроля для молочных ферм при условии произведенных расходов на строительство животноводческих комплексов (ферм).

Развитие мясного скотоводства

Реализация мероприятия направлена на увеличение производства высококачественной говядины.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
- повышение инвестиционной привлекательности мясного скотоводства;
- обеспечение роста поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания с мясными породами, за счет собственного воспроизводства и покупки племенных животных;
- применение инновационных технологий выращивания мясных и комбинированных пород крупного рогатого скота, предусматривающих рациональное и сбалансированное кормление с максимальным использованием пастбищных кормов;
- повышение конкурентоспособности производимой говядины за счет увеличения массы снимаемого с откорма молодняка и уровня упитанности реализуемого скота;
- организация пунктов убоя и первичной переработки скота;
- повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством говядины.
В результате реализации мероприятий поголовье крупного рогатого скота мясных пород возрастет до 200 голов в 2020 году. Вес снимаемой с откорма головы молодняка к 2020 г. возрастет до 450 - 500 кг, а доля скота высшей упитанности увеличится до 60 - 80 %.
Поддержку на развитие мясного скотоводства предполагается осуществлять посредством предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий:
- на возмещение части затрат на приобретение оборудования для технологической модернизации комплексов (ферм) по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мясного направления продуктивности при условии реализации инвестиционного проекта;
- на компенсацию части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород.

Развитие свиноводства

Реализация мероприятия направлено на повышение инвестиционной привлекательности свиноводства и увеличение производства свинины.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
- повышение инвестиционной привлекательности свиноводства;
- модернизация производственной базы действующих свиноферм на основе внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий;
- стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств свиней;
- наращивание поголовья свиней за счет собственного воспроизводства и покупки племенных животных;
- повышение продуктивности свиней за счет совершенствования технологий их содержания и кормления.
Все это позволит к 2020 году годовые объемы производства мяса свиней довести до 1200 тонн.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования при условии реализации инвестиционных проектов.

Развитие овцеводства

Мероприятие направлено на увеличение производства и улучшение качества продуктов овцеводства на основе технической и технологической модернизации.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
- увеличение поголовья овец во всех категориях хозяйств;
- проведение селекционно-племенной работы по формированию маточных стад овец с использованием лучших мировых и отечественных генетических достижений;
- закупка высокопродуктивных животных, главным образом, баранов-производителей мясо-шерстных пород;
- внедрение интенсивной технологии выращивания ягнят с последующим убоем их в год рождения;
- реконструкция существующих помещений для содержания овец;
- организация пунктов убоя и первичной переработки.
В результате реализации мероприятия предполагается увеличить производство мяса овец до 250 тонн в 2020 году, численность овец увеличится с 6 тысяч голов до 6,8 тысяч голов.
В рамках данного мероприятия сельскохозяйственным товаропроизводителям предполагается предоставлять из областного бюджета субсидии на содержание поголовья овцематок и ярок старше года.

Развитие птицеводства

Мероприятие направлено на увеличение производства продукции птицеводства на основе рационального использования имеющихся ресурсов и повышения инвестиционной привлекательности.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
- реконструкция и модернизация производственных объектов действующих цехов птицеводческих предприятий с использованием современных интенсивных технологических процессов на основе поставок российского сельскохозяйственного машиностроения и зарубежного оборудования;
- формирование поголовья птицы на основе лучших мировых и отечественных генотипов на базе продукции, поставляемой селекционно-генетическими центрами, племенными заводами, репродукторами;
- обеспечение роста продуктивности используемой птицы;
- увеличение производства мяса бройлеров;
- проведение эффективной политики в области ветеринарии;
- повышение доходности птицеводческих предприятий.
В результате производство мяса птицы возрастет с 480 тонн в 2012 г. до 600 тонн в 2020 г. Производство яйца составит по району в 2020 году 33 млн. штук, рост к 2012 году 7 %. К 2020 году планируется довести яйценоскость кур-несушек до 320 яиц в год (110 % к уровню 2012 г.), среднесуточные привесы бройлеров достигнут 52 грамма.
Птицеводческим предприятиям предполагается предоставлять из областного бюджета субсидии:
- на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования при условии реализации инвестиционных проектов;
- на компенсацию части затрат на производство мяса птицы;
- на компенсацию части затрат на производство яйца и мясо бройлеров.





ПОДПРОГРАММА
"ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ"

Подпрограмма направлена на поддержание и развитие в 2013 - 2020 годы малых форм хозяйствования, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек).
На долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 46,1 процентов производства зерна. КФХ и личные подсобные хозяйства производят 100 процентов овощей, 100 процентов картофеля, 81 процент мяса скота и птицы, 75 процентов молока и 25 процентов яиц, обрабатывается более половины всех сельхозугодий.
Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивости сельского хозяйства и повышения занятости и доходов жителей села, так как именно они обеспечивают работой, питанием и доходами основную часть сельского населения.
В районе наблюдается тенденция по увеличению числа вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством.
Малому аграрному бизнесу трудно существовать без мер государственной поддержки, начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала.
Осуществление мер по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации создаст дополнительные стимулы развития малых и средних предприятий, занимающихся снабжением и обслуживанием агропромышленного производства.
Реализация мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту производства продукции.

Цель и задачи подпрограммы, сроки ее реализации

Основной целью подпрограммы является развитие малых форм хозяйствования на селе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие семейных животноводческих ферм.

Система (перечень) программных мероприятий

Все мероприятия подпрограммы направлены на дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики района.

Поддержка начинающих фермеров

В рамках данного основного мероприятия по поддержке начинающих фермеров осуществляется предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи начинающим фермерам на бытовое обустройство.
Отбор крестьянских (фермерских) хозяйств на предоставление грантов на их создание и развитие осуществляется на конкурсной основе МСХ области.
Состав областной конкурсной комиссии по поддержке начинающих фермеров устанавливается Правительством области.
Грант должен погашать не более 90 процентов затрат фермера на приобретение материальных ресурсов для развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
Единовременная помощь может быть направлена на бытовое обустройство.
Начинающий фермер может получить грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.

Развитие семейных животноводческих ферм
на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

Реализация основного мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм направлена на увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в которых деятельность организована на личном трудовом участии членов хозяйства.
Размер гранта не может превышать 60 процентов затрат крестьянского (фермерского) хозяйства.

Государственная поддержка кредитования
малых форм хозяйствования

Реализация мероприятия направлена на рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования, а также на развитие альтернативных видов деятельности для сельского населения.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Оформление земельных участков в собственность крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами

Реализация мероприятия направлена на обеспечение компенсации расходов на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Оценка эффективности реализации подпрограммы

В результате реализации мероприятий подпрограммы к 2020 году будет:
создано дополнительно 8 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые обеспечат рабочими местами 15 среднегодовых работников;
построено и реконструировано 4 семейных животноводческих фермы, что позволит увеличить производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 200 тонн;
привлечено малыми формами хозяйства кредитов и займов, субсидируемых государством, 190 млн. руб.;
оформлено фермерами в собственность тысяча гектаров сельскохозяйственных земель.





ПОДПРОГРАММА
"ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ,
НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ"

В настоящее время в сельском хозяйстве имеется в наличии 528 тракторов, 192 зерноуборочных комбайна, 155 плугов, 283 культиватора, 266 сеялок, 14 посевных комплексов.
Используемый парк сельскохозяйственной техники является морально и физически устаревшим, ограничивает технические возможности сельхозтоваропроизводителей.
В растениеводстве более 70 процентов сельскохозяйственных предприятий производят продукцию с применением машин старого поколения. За 2008 - 2011 годы сельхозтоваропроизводителями приобретено 80 тракторов, 46 зерноуборочных комбайнов, различные машины и оборудование, но этого явно недостаточно.
Обеспечение положительной динамики развития АПК на период до 2020 года в условиях вступления России в ВТО возможно лишь при условии его существенной технической и технологической модернизации. Модернизация подразумевает освоение и повсеместное внедрение интенсивных энергоэффективных технологий, базирующихся на новом поколении сельскохозяйственной техники.
Успешность инновационного развития аграрного сектора обеспечивают, прежде всего, руководители и специалисты хозяйств. Функционирование аграрного сектора в условиях рыночной экономики выдвигает новые приоритеты в осуществлении кадровой политики.
Для преодоления дефицита квалифицированных кадров, вызванного низким уровнем и качеством жизни в сельской местности, осуществляются мероприятия по поддержке кадрового потенциала АПК.
С 2008 года по июнь 2012 года осуществляется прием документов на выплату единовременной помощи и ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам, работающим по трудовому договору в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы".
С 2012 года осуществление мероприятия по государственной поддержке молодых специалистов предусматривается в соответствии с Законом Саратовской области от 28 октября 2011 г. № 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области".

Основные цель и задачи подпрограммы, сроки ее реализации

Для реализации намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;
- научное и кадровое обеспечение реализации мероприятий Программы.
Важнейшими показателями подпрограммы являются:
количество приобретенной новой техники (тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов);
коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники;
количество разработанных научно-практических рекомендаций и мероприятий.
Срок реализации подпрограммы: 2013 - 2020 годы.

Система (перечень) программных мероприятий

Обновление парка сельскохозяйственной техники

Реализация мероприятия направлена на обновление парка сельскохозяйственной техники.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
создание условий для повсеместного внедрения в производство высокотехнологичных машин и оборудования;
стимулирование освоения сельскохозяйственными товаропроизводителями современных аграрных технологий;
постепенная замена устаревшей техники на более производительные аналоги;
развитие поставок на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования.
Достижение поставленной цели будет осуществляться за счет сохранения и развития льготного кредитования, предоставления субсидий сельхозпроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на приобретение сельскохозяйственной техники, а также субсидий на возмещение части стоимости приобретаемой техники и оборудования.
В целях стимулирования освоения современных аграрных технологий сельскохозяйственным товаропроизводителям предполагается предоставление из областного бюджета субсидий на компенсацию части стоимости новой техники и субсидии на оплату авансового платежа и платежей первого года лизинга за приобретенную технику.

Проведение выставок, семинаров, конкурсов, презентаций

Целями осуществления мероприятий по проведению выставок, семинаров, конкурсов, презентаций является обмен передовым технологическим и управленческим опытом, повышение инвестиционной привлекательности отраслей агропромышленного комплекса.
В целях повышения престижа профессии и стимулирования деятельности по достижению наилучших результатов в агропромышленном комплексе района предусматриваются стимулирующие выплаты победителям районного конкурса в агропромышленном комплексе по предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам, по работникам ведущих профессий сельскохозяйственной отрасли, проведение мероприятий, посвященных Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Порядок и условия проведения районного конкурса в агропромышленном комплексе определяются администрацией муниципального района.

Выплаты ежемесячной доплаты молодым специалистам

Реализация мероприятия направлена на выплату в 2013 - 2014 годах из областного бюджета ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам, окончившим высшие образовательные учебные заведения в 2009 - 2011 годах и подавшим заявления на получение доплаты в министерство сельского хозяйства области.

Оценка эффективности реализации подпрограммы

В результате реализации мероприятий подпрограммы за 2013 - 2020 годы будет:
приобретено сельскохозяйственными организациями 163 трактора, 87 зерноуборочных комбайнов, кормоуборочный комбайн; обновлен парк тракторов на 30 процентов, зерноуборочных комбайнов - на 50 процентов, кормоуборочных комбайнов - на 17 процентов.





ПОДПРОГРАММА
"УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
АТКАРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан.
Основой для разработки подпрограммы явились положения Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
На территории Аткарского муниципального района проживает 42,2 тыс. человек, в том числе население в сельской местности 18,2 тыс. человек. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Большая часть из них не имеет удовлетворяющих современным требованиям систем центрального отопления, канализации, постоянного дорожного сообщения, особенно в период сезонной распутицы.
Сельское хозяйство в районе по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий.
Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Собственное подворье становится единственным местом приложения труда для трудоспособных членов крестьянского двора.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов.
Большинство систем водоснабжения на селе не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом более 65 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и свыше 10 процентов - в полном восстановлении.
Необходимость развития сельских территорий обусловлена:
- недостаточной бюджетной поддержкой развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села;
- удаленностью сельских поселений от центральных усадеб и районного центра. Определение ресурсных потребностей села осуществляется муниципальным собранием, путем оценки, корректировки схем районной планировки и генпланов застройки сельских территорий муниципального района.
Для решения обозначенных проблем требуется привлечение значительных финансовых ресурсов, адресность выделения, увязка с конечными результатами, усиление контроля за целевым использованием.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на реализацию программных мероприятий, относятся:
недостаточный уровень финансирования;
снижение уровня инновационной и инвестиционной активности в аграрном секторе экономики.

Основные цель и задачи подпрограммы, сроки ее реализации

Цель подпрограммы - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
В соответствии с поставленной целью должны быть решены следующие основные задачи:
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
повышение уровня социально-инженерного обустройства села.
Основными оценочными показателями реализации подпрограммы являются:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
открытие фельдшерско-акушерских пунктов;
ввод в действие распределительных газовых сетей;
ввод в действие локальных водопроводов.
Реализацию подпрограммы планируется осуществить в течение 2014 - 2020 годов.

Система (перечень) программных мероприятий

Государственную поддержку из областного бюджета на развитие сельских территорий предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов;
развитие фельдшерско-акушерских пунктов;
развитие газификации в сельской местности;
развитие водоснабжения в сельской местности.

Улучшение жилищных условий сельского населения
и обеспечение жильем граждан, проживающих
в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов

Реализация мероприятия направлена на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни.
В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается:
строительство (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов;
развитие первичного рынка жилья на селе;
повышение закрепляемости молодых специалистов на селе;
стимулирование привлечения граждан, проживающих в сельской местности, к участию в ипотечном жилищном кредитовании.
В результате реализации мероприятия будет введено (приобретено) в 2013 году 120 кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 120 кв. м для молодых семей и молодых специалистов.
В рамках реализации данного мероприятия предусматривается предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые предусмотрены в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"

Улучшение медицинского обслуживания сельского населения

Реализация мероприятий направлена на развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование первичной медико-санитарной помощи на селе.
В рамках реализации мероприятия в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи предусматривается:
открытие фельдшерско-акушерских пунктов планируется в 2015 году в с. Песчанка, в 2016 году - в с. Вяжля, в 2018 году - в пос. Лопуховка, в 2019 году - в с. Земляные Хутора;
повышение доступности сельского населения к услугам по оказанию первичной медико-санитарной помощи на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики.
В результате реализации мероприятия будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения за счет открытия 4 фельдшерско-акушерских пунктов.

Развитие газификации в сельской местности

Реализация мероприятия направлена на повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности. С 2014 года по 2020 год планируется подвести газовые распределительные сети к индивидуальным жилым домам и ФАПам, всего 5,4 км.
Выполнение мероприятий по газификации в сельской местности позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится до 98 процентов.

Развитие водоснабжения в сельской местности

Реализация мероприятия направлена на обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также на рациональное использование природных водных источников.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения всего 42,4 км.
Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 70 процентов.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

В результате реализации подпрограммных мероприятий прогнозируется:
ввод (приобретение) 1000 кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 1000 кв. м для молодых семей и молодых специалистов;
открытие 4 фельдшерско-акушерских пунктов;
ввод в действие 5,4 километров распределительных газовых сетей;
ввод в действие 42,4 километра локальных водопроводов.





ПОДПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ"

Важнейшей проблемой в настоящее время является ввод орошаемых площадей. Решение этой проблемы обеспечит увеличение объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, укрепление кормовой базы животноводства и стабилизацию сельскохозяйственного производства в различные по увлажнению годы.
Однако принимаемые за последние годы меры из-за недостатка финансирования из всех уровней бюджетов не позволили в полной мере решить все проблемы.
Риски в реализации подпрограммы связаны с колоссальными затратами на ввод мелиоративного комплекса, отсутствия у сельхозтоваропроизводителей необходимых финансовых ресурсов для проведения комплекса работ, приобретения минеральных удобрений и средств защиты растений, необходимой мелиоративной техники.

Основные цель и задачи подпрограммы, сроки ее реализации

Цель подпрограммы - обеспечение устойчивости, эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства независимо от изменений климата и природных аномалий за счет строительства мелиоративных систем, расширения посевов сельскохозяйственных культур на орошении.

Система (перечень) программных мероприятий

Развитие мелиорации сельскохозяйственного назначения предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
развитие регулярного орошения сельскохозяйственных земель;
развитие приоритетных направлений сельскохозяйственного производства на орошаемых землях.

Развитие орошения земель сельскохозяйственного назначения

Реализация мероприятия направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к проведению работ по вводу площади мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения в целях повышения устойчивости производства продукции растениеводства.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается:
строительство новых орошаемых земель сельскохозяйственного назначения на основе внедрения инновационных технологий и оснащения их насосно-силовым оборудованием, дождевальной и поливной техникой нового поколения;
сохранение и поддержание почвенного плодородия орошаемых сельскохозяйственных земель.
Реализация мероприятия позволит:
к 2020 году площадь полива мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения довести до 200 га;
приобрести 4 дождевальные машины;
довести объемы производства сельскохозяйственной продукции с орошаемых земель до 500 тонн кормовых единиц.
В рамках осуществления мероприятия планируется предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на:
строительство, реконструкцию и техническое перевооружение орошаемых земель сельскохозяйственного назначения;
приобретение мелиоративной и дождевальной техники, машин и механизмов.

Развитие приоритетных направлений сельскохозяйственного
производства на орошаемых землях

В рамках осуществления мероприятия предусматриваются:
оптимизация структуры посевных площадей на орошаемых землях;
применение мелиоративных агротехнологий и специальных мелиоративных севооборотов, включающих высокобелковые кормовые культуры, обеспечивающие гарантированное кормопроизводство на мелиорируемых землях;
повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет совершенствования системы севооборотов, регулярного внесения удобрений и оптимизации водного режима.
Реализация мероприятия к 2020 году позволит:
довести в структуре посевных площадей на орошаемых землях долю кормовых культур до 100 процентов.
В рамках данного мероприятия сельскохозяйственным товаропроизводителям предусматривается предоставлять из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат:
за подачу воды на полив сельскохозяйственных культур.

Оценка эффективности реализации подпрограммы

В результате реализации мероприятий подпрограммы увеличится объем инвестиций в мелиоративный комплекс, улучшится оснащенность его мелиоративным оборудованием и повысится эффективность использования орошаемых земель сельскохозяйственного назначения.
К 2020 году площадь орошаемых земель сельскохозяйственного назначения увеличится до 200 га, будет приобретено 4 дождевальные установки, объем производства кормов с орошаемых земель составит 500 тонн кормовых единиц.


------------------------------------------------------------------