Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 03.04.2013 по делу N 2-1360 2013 <О признании недействующим в части пунктов 2.1 и 3.4 Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденного Решением Энгельсского городского Совета депутатов>



ЭНГЕЛЬССКИЙ РАЙОННЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу № 2-1360 (1)2013

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Н.,
с участием помощника прокурора города Энгельса Хлебниковой Н.Д., представителей Энгельсского городского Совета депутатов Б. и С., действующих на основании доверенности, представителя главы муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об оспаривании правового акта Энгельсского городского Совета депутатов,

установил:

прокурор города Энгельса Саратовской области обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с заявлением о признании недействующими в части пунктов 2.1 и 3.4 Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденного Решением Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. решений Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N) (далее по тексту - Положение о благоустройстве либо Положение).
В обоснование заявления указал, что прокуратурой города Энгельса в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления проведена проверка вышеназванного Положения о благоустройстве. В соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования.
Согласно статьи 43 названного закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу статьи 7 Закон № 131-ФЗ Положение не должно противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из названной нормы закона на предприятия, учреждения, организации, не являющиеся собственниками имущества, в том числе земельных участков, не может быть возложено, помимо их воли бремя содержания, в том числе благоустройство имущества.
Наличие у органа местного самоуправления (в силу статьи 16 Закон № 131-ФЗ) функций утверждения правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не свидетельствует о наличии права у органа местного самоуправления незаконно возлагать на хозяйствующие субъекты обязанность по уборке и благоустройству территории, не находящейся в пользовании предприятий, учреждений, организаций.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлена обязательность отделения от жилой застройки санитарно-защитными зонами предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровья человека.
Следовательно, санитарно-защитная зона является обязательным элементом объекта, являющегося источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В связи с изложенным, установленная Положением обязанность по уборке территории города в пределах закрепленных органом местного самоуправления не обусловлена требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Считает, что указанные пункты Положения о благоустройстве в части возложения обязанности по благоустройству прилегающей территории противоречат положениям действующего законодательства, а именно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Просит признать решение Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" недействующим в части.
Исключить из пункта 2.1 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" слова "и прилегающую территорию, в том числе объекты внешнего благоустройства, включая:
- улицы, площади, скверы, набережные, проезды, дворы и другие территории общего пользования;
- фасады и конструктивные элементы жилых, культурно-бытовых, административных, промышленных, торговых зданий, вокзалов, пристаней, стадионов и прилегающих к ним улиц, площадей, набережных;
- сооружения боксовых и металлических гаражей, автостоянок, автозаправочных станций, спортивные и детские площадки, лодочные стоянки и спасательные станции;
- ограды, заборы, газонные и тротуарные ограждения, садовые скамейки, урны;
- рекламные конструкции, вывески, витрины установки архитектурного освещения и декоративной подсветки зданий, памятников;
- стационарные посты регулирования дорожного движения, технические средства организации дорожного движения, средства сигнализации милиции и пожарной охраны, павильоны на остановках транспорта общего пользования, телефонные будки, фонари уличного освещения, указатели наименований улиц, остановок транспорта, переходов, домовые номерные знаки, мемориальные доски, радиотрансляционные устройства, антенные, трансформаторные установки;
- нестационарные объекты мелкорозничной сети и бытового обслуживания;
- путепроводы, подземные переходы, инженерно-технические и санитарные сооружения, дорожные покрытия улиц, площадей, набережных;
- иные объекты, относящиеся в соответствии с законодательством к элементам благоустройства"
Исключить из абзаца 2 п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" после фразы "жилых домов" слова "и прилегающих к ним улиц, тротуаров, газонов"
Исключить из абзаца 3 п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" после слова "сооружениями" фразу "а также на прилегающей к ним территории в пределах, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения"
Исключить из абзаца 5 п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" после фразы "жилых домов" слова "и прилегающих к ним улиц, тротуаров, газонов"
Исключить из абзаца 7 п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" после слова "пляжей" фразу "и прилегающих к ним территорий"
Исключить из абзаца 10 п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" после фразы "на причалах" слова "и территориях, прилегающих к акватории прибрежных вод"
Исключить из абзаца 11 п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" после фразы "под застройку" слова "и на расстоянии 2 метров по периметру с внешней стороны ограждения"
Исключить 12 абзац п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области"
Исключить абзац 15 п. 3.4 текста решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 года № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области".
В судебном заседании помощник прокурора города Энгельса Саратовской области Х. заявление об оспаривании правового акта Энгельсского городского Совета депутатов, по изложенным в нем обстоятельствам, поддержала в полном объеме.
Представители Энгельсского городского Совета депутатов Б. и С., а также представитель главы муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области Б. возражали против удовлетворения заявления прокурора, представили в адрес суда письменное возражение из которого следует, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку при утверждении Положения о благоустройстве представительным органом муниципального образования "город Энгельс", а именно Энгельсским городским Советом депутатов были соблюдены все требования закона: нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением всех предусмотренных законодательством процедур, содержание нормативного акта не противоречит требованиям законов и иных нормативных правовых актов. При этом в заявлении прокурора не указано, в чем именно выражается противоречие решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 марта 2009 года № 96/02 федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 19 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 г. № 361-ФЗ) относит к вопросам местного значения поселений установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Вопросы местного значения являются обязательным для осуществления населением и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт органа местного самоуправления - это решение, принятое по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органа местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Таким образом, анализ федерального законодательства, по мнению заинтересованных лиц, позволяет сделать вывод, что на собственника федеральным законом возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе бремя по участию в благоустройстве прилегающих к находящимся в его собственности зданиям территорий, в порядке, установленном органами местного самоуправления, а потому принятие нормативного правового акта (решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 марта 2009 года № 96/02) по вопросу местного значения (установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий) является правомерным действием органов местного самоуправления, совершенными в пределах представленных полномочий в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Также считают, что оспаривание данного нормативного акта относится к полномочиям природоохранной прокуратуры, а не территориальной прокуратуры города Энгельса. При этом межрайонной природоохранной прокуратурой Саратовской области в январе 2012 года была дана положительная правовая оценка решения Энгельсского городского Совета депутатов от 27 марта 2009 года № 96/02 с учетом положений, закрепляющих за собственниками обязанности по уборке прилегающих территорий. После января 2012 года изменения в решение Энгельсского городского Совета депутатов от 27 марта 2009 года № 96/02 не вносились.
Заслушав помощника прокурора города Энгельса Саратовской области Х., представителей Энгельсского городского Совета депутатов Б. и С., представителя главы муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области Б., исследовав материалы дела и оценив, представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, а также в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд приходит к выводу, что заявление прокурора города Энгельса Саратовской области основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Решением Энгельсского городского Совета депутатов от 27.03.2009 № 96/02 утверждено Положение о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (л.д. 6-11).
Текст Положения опубликован ДД.ММ.ГГГГ в газете "Наше слово" № (л.д. 15-24).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о благоустройстве в целях обеспечения благоустройства, уборки и санитарного состояния территорий населенных пунктов всем организациям, предприятиям, учреждениям, независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальным предпринимателям и гражданам, у которых в собственности, в аренде или пользовании на ином праве в силу договора либо закона находятся здания, строения, сооружения, земельные участки, иные объекты недвижимости, временные конструкции, транспортные средства общего пользования, находящиеся на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, а также лицам, на которых возложена обязанность по содержанию указанных объектов в силу договора, закона, настоящего Положения, либо иного правового акта, вменяется в обязанность систематически убирать, благоустраивать, озеленять и содержать в надлежащем порядке в соответствии с установленными требованиями указанные объекты и прилегающую территорию, в том числе объекты внешнего благоустройства, включая:
- улицы, площади, скверы, набережные, проезды, дворы и другие территории общего пользования;
- фасады и конструктивные элементы жилых, культурно-бытовых, административных, промышленных, торговых зданий, вокзалов, пристаней, стадионов и прилегающих к ним улиц, площадей, набережных;
- сооружения боксовых и металлических гаражей, автостоянок, автозаправочных станций, спортивные и детские площадки, лодочные стоянки и спасательные станции;
- ограды, заборы, газонные и тротуарные ограждения, садовые скамейки, урны;
- рекламные конструкции, вывески, витрины, установки архитектурного освещения и декоративной подсветки зданий, памятников;
- стационарные посты регулирования дорожного движения, технические средства организации дорожного движения, средства сигнализации милиции и пожарной охраны, павильоны на остановках транспорта общего пользования, телефонные будки, фонари уличного освещения, указатели наименований улиц, остановок транспорта, переходов, домовые номерные знаки, мемориальные доски, радиотрансляционные устройства, антенные, трансформаторные установки;
- нестационарные объекты мелкорозничной сети и бытового обслуживания;
- путепроводы, подземные переходы, инженерно-технические и санитарные сооружения, дорожные покрытия улиц, площадей, набережных;
- иные объекты, относящиеся в соответствии с законодательством к элементам благоустройства.
Согласно пункта 3.4 Положения Обязанность по уборке и содержанию объектов благоустройства, расположенных на территории муниципального образования город Энгельс, возлагается:
- на земельных участках многоквартирных жилых домов и прилегающих к ним улиц, тротуаров, газонов - на жилищные, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, предприятия, учреждения, организации, индивидуальных предпринимателей, в управление которым передан жилищный фонд;
- на территории, занимаемой предприятиями, учреждениями, организациями, индивидуальными предпринимателями, в том числе находящимися в их владении отдельно стоящими и пристроенными зданиями и сооружениями, а также на прилегающей к ним территории в пределах, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения, - на соответствующие предприятия, учреждения, организации, индивидуальных предпринимателей;
- на территории гаражных, гаражно-строительных кооперативов, садоводческих и дачных некоммерческих товариществ - на соответствующие кооперативы и некоммерческие товарищества;
- на территории индивидуальных жилых домов и прилегающих к ним улиц, тротуаров, газонов - на собственников, владельцев домов либо их арендаторов, субарендаторов, либо лиц, проживающих на условиях найма или поднайма;
- на улицах, площадях, тротуарах, закрепленных за предприятиями жилищно-коммунального хозяйства - на специализированные предприятия и организации;
- на территории парков, скверов, бульваров, газонов и других зеленых насаждений, пляжей и прилегающих к ним территорий - на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся;
- на территории кладбищ - на предприятия, организации, в ведении которых они находятся;
- в полосах отводов железнодорожных путей, на территориях железнодорожных вокзалов, станций, перронов, мостов, откосов, насыпей, переездов, переходов через пути, находящихся в пределах населенных пунктов - на железнодорожные организации, в ведении которых они находятся;
- на причалах и территориях, прилегающих к акватории прибрежных вод - на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся;
- на земельных участках, отведенных под застройку, и на расстоянии 2 метров по периметру с внешней стороны ограждения - на руководителей предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных застройщиков, в ведении которых находятся эти земельные участки;
- на территориях, прилегающих к местам нестационарных объектов мелкорозничной сети и бытового обслуживания, открытым площадкам для сезонной торговли, ларькам, киоскам, торговым павильонам, сезонным кафе по периметру на расстоянии 5 метров, - на владельцев или арендаторов данных объектов;
- на промежуточных посадочных площадках и остановочных павильонах пассажирского транспорта - на организации, на которые возложена обязанность по уборке данных объектов в соответствии с пунктом 3.1 Положения;
- на конечных остановках пассажирского транспорта, остановочных павильонах, станциях, диспетчерских пунктах - на владельцев транспортных предприятий, осуществляющие перевозки по соответствующим маршрутам;
- на территориях, прилегающих к автозаправочным станциям, автостоянкам, на расстоянии 5 метров по периметру с внешней стороны ограждения занимаемой территории на владельцев или арендаторов данных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Из положений, закрепленных в ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ № 131) следует, что в нем используются следующие основные термины и понятия, в частности:
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение - городское или сельское поселение.
Согласно Уставу муниципального образования "город Энгельс", принятого решением Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изм. и доп.) муниципальное образование город Энгельс наделено статусом городского поселения (л.д. 43).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 3 ст. 43 ФЗ № 131 представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Аналогичные полномочия по изданию муниципальных правовых актов предусмотрены и Уставом муниципального образования город Энгельс, принятого решением Энгельсского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года № 15/01 (с последующими изм. и доп.) (л.д. 42-98).
Согласно ст. 16 Устава муниципального образования город Энгельс структуру органов местного самоуправления названного муниципального образования составляют: Энгельсский городской Совет депутатов, Глава муниципального образования город Энгельс и Контрольно-счетная комиссия (л.д. 62).
В силу ст. 17 Устава муниципального образования город Энгельс Энгельсский городской Совет депутатов является представительным органом муниципального образования город Энгельс (л.д. 62), в компетенции которого, согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 20 Устава также находится принятие правовых актов, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Энгельс (л.д. 66).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления от 27 марта 2009 № 96/02 "Об утверждении Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" принято уполномоченным представительным органом - Энгельсским городским Советом депутатов.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что при утверждении оспариваемого в части Положения о благоустройстве представительный орган муниципального образования город Энгельс, - Энгельсский городской Совет депутатов вышел за пределы, предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии с пунктом "о" ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а также порядок осуществления права собственности, к которому отнесены частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 124 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанностей по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам может быть осуществлено либо на основании Федерального закона либо на основании договора.
В данном случае указанная обязанность возложена на уровне местного самоуправления.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что полномочия органа местного самоуправления по возложению обязанности на хозяйствующие субъекты по содержанию прилегающей территории к находящимся на законном основании в их ведении объектов благоустройства (задний и т.п.) закреплены в подпункте 19 пункта 1 ст. 14 ФЗ № 131, поскольку они основаны на ошибочном толковании данной нормы права. Из анализа подпункта 19 пункта 1 ст. 14 ФЗ № 131 следует, что представительный орган местного самоуправления поселения вправе утверждать правила благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, то есть законодательно наделен в данной части правом возложения обязанности. Относительно прилегающей территории, - орган местного самоуправления наделен полномочиями только по установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором положения пунктов 2.1 и 3.4 Положения о благоустройстве устанавливают для собственника, владельца, пользователя земельного участка, здания, строения, сооружения (объекта благоустройства) дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно вышеприведенным нормам права не относится к компетенции органа местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральными законами.
Наложение на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание объектов, бремени содержания имущества (территории), в отношении которого у последних отсутствуют какие-либо права, не может быть признано соответствующим вышеуказанным нормам законодательства.
Возложение бремени содержания объектов возможно при предоставлении соответствующих прав хозяйствующим субъектам на земельный участок.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Поскольку пункты 2.1 и 3.4 Положения о благоустройстве в части противоречат законодательству, то их следует признать недействующими в части возложения обязанности по содержанию прилегающих территорий с момента вступления в решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в следующей части, - "и прилегающую территорию, в том числе объекты внешнего благоустройства, включая:
- улицы, площади, скверы, набережные, проезды, дворы и другие территории общего пользования;
- фасады и конструктивные элементы жилых, культурно-бытовых, административных, промышленных, торговых зданий, вокзалов, пристаней, стадионов и прилегающих к ним улиц, площадей, набережных;
- сооружения боксовых и металлических гаражей, автостоянок, автозаправочных станций, спортивные и детские площадки, лодочные стоянки и спасательные станции;
- ограды, заборы, газонные и тротуарные ограждения, садовые скамейки, урны;
- рекламные конструкции, вывески, витрины, установки архитектурного освещения и декоративной подсветки зданий, памятников;
- стационарные посты регулирования дорожного движения, технические средства организации дорожного движения, средства сигнализации милиции и пожарной охраны, павильоны на остановках транспорта общего пользования, телефонные будки, фонари уличного освещения, указатели наименований улиц, остановок транспорта, переходов, домовые номерные знаки, мемориальные доски, радиотрансляционные устройства, антенные, трансформаторные установки;
- нестационарные объекты мелкорозничной сети и бытового обслуживания;
- путепроводы, подземные переходы, инженерно-технические и санитарные сооружения, дорожные покрытия улиц, площадей, набережных;
- иные объекты, относящиеся в соответствии с законодательством к элементам благоустройства" со дня вступления решения в законную силу.
Признать недействующим пункт 3.4 Положения о порядке и условиях содержания территорий общего пользования, дворовых территорий, объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района <адрес>, утвержденного Решением Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в следующей части:
- в абзаце 2 п. 3.4 после слов "жилых домов", - "и прилегающих к ним улиц, тротуаров, газонов";
- в абзаце 3 п. 3.4 после слов "сооружениями", - "а также на прилегающей к ним территории в пределах, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения";
- в абзаце 5 п. 3.4 после слов "жилых домов", - "и прилегающих к ним улиц, тротуаров, газонов"
- в абзаце 7 п. 3.4 после слов "пляжей", - "и прилегающих к ним территорий"
- в абзаце 10 п. 3.4 после слов "на причалах" слова, - "и территориях, прилегающих к акватории прибрежных вод";
- в абзаце 11 п. 3.4 после слов "под застройку", - "и на расстоянии 2 метров по периметру с внешней стороны ограждения"
- абзацы 12 и 15 п. 3.4 полностью со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>


------------------------------------------------------------------