Решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.04.2013 по делу N А57-605/2013 <О признании недействующим постановления администрации Татищевского муниципального района от 01.06.2012 N 793 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу № А57-605/2013

Резолютивная часть решения оглашена - 17.04.2013 года
Полный текст решения изготовлен - 24.04.2013 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Огнищевой Ю.П., судей Пузиной Е.В., Топорова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ш.Ю.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя А.А.Ш., г. Саратов
заинтересованные лица:
Глава администрации Татищевского муниципального района Саратовской области С.П.В., Саратовская область, Татищевский район
Администрация Татищевского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, Татищевский район
о признании недействующим постановления Главы Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области № 793 от 01.06.2012 г. "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд полностью,
при участии в заседании:
от заявителя: А.А.Ш. (лично, паспорт), Ш.Д.В. по дов. от 18.01.2013 г.,
заинтересованные лица: Глава администрации Татищевского МР С.П.В. - не явился, извещен, Администрация Татищевского МР - Г.М.А. по дов. от 12.10.12 г.,

установил:

индивидуальный предприниматель А.А.Ш. обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, измененным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области № 793 от 01.06.2012 г. "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" как не соответствующего статьям 49 и 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 7 положения "О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561, пункту 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
В судебное заседание явились заявитель и заинтересованные лица.
Индивидуальный предприниматель А.А.Ш. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области считает заявленные требования необоснованными и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что предметом заявленных требований является постановление Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 01.06.2012 г. № 793 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд", в котором Администрация постановила: зарезервировать на срок до 2017 года (5 лет) земельный участок с кадастровым номером 64:34:171407:0030, площадью 0,5384 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Татищевский район, с. Сторожевка, в 280 м к юго-востоку от д. 9 по ул. Компрессорная, для муниципальных нужд - размещение объекта муниципального значения - детский сад, в целях организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Татищевского муниципального района Саратовской области.
Текст постановления Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 01.06.2012 г. № 793 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" не был опубликован в печатном издании.
Учитывая, что данный акт Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и направлен на неоднократное его применение, оспариваемое постановление относится к нормативному правовому акту.
Считая постановление Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 01.06.2012 г. № 793 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" незаконным, Индивидуальный предприниматель А.А.Ш. обратился в суд с названными требованиями.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что постановление принято Администрацией в рамках своей компетенции.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6 Положения).
Из материалов дела следует, что 25.04.2012 г. между К.Г.Б. и А.А.Ш. был заключен договор купли-продажи контрольно-пропускного пункта автостоянки, площадью 127 кв. м, расположенного: Саратовская область, Татищевский район, с. Сторожевка, в 280 м к юго-востоку от д. 9 по ул. Компрессорная.
Право собственности зарегистрировано за ИП А.А.Ш. 11 мая 2012 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 64-АГ 361498 от 11.05.2012 г.
25.04.2012 г. между К.Г.Б. и А.А.Ш. заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 06.10.2003 г. со сроком аренды 10 лет земельного участка с кадастровым номером 64:34:171407:0030 площадью 5384 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Татищевский район, с. Сторожевка, в 280 м к юго-востоку от д. 9 по ул. Компрессорная, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в производственных целях.
Ранее земельный участок был предоставлен А.Т.А. на основании распоряжения Главы Объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области № 929 от 06.10.2003 года, для производственных целей, участок постановлен на кадастровый учет, заключен договор аренды земельного участка от 06.10.2003 г.
А.Т.А. уступила права по договору аренды К.Г.Б., регистрация сделки проведена 14 ноября 2009 г.
Как указал заявитель, указанные объекты недвижимости были приобретены ИП А.А.Ш. для осуществления предпринимательской деятельности, строительства производственных помещений для обслуживания автомобильного транспорта. 21 августа 2012 г. ИП А.А.Ш. обратился к Главе администрации Татищевского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ. 25 октября 2012 г. ИП А.А.Ш. был получен отказ № 1-01-16/4049 от 09.10.12 г. в предоставлении земельного участка в собственность, мотивированный тем, что земельный участок согласно постановлению Главы администрации Татищевского муниципального района Саратовской области № 793 от 01.06.2012 г. "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" зарезервирован для муниципальных нужд.
Данный участок принадлежит ИП А.А.Ш. на праве аренды, кроме того, на указанном участке находится объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.
В ходе судебного разбирательства представитель Администрации пояснил, что оспариваемое постановление администрации является правовым актом, но индивидуально-правового характера, поскольку обращено к индивидуально-определенному кругу лиц, не рассчитано на неоднократное применение, т.е. его публикация не требуется.
Однако данный довод администрации суд не принимает.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Согласно ст. 47 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В материалах дела имеется письмо ООО "Издательское агентство "Сельская жизнь" в котором сообщается, что в период с 01.06.2012 г. по 30.10.2012 г. указанное постановление не публиковалось. Данный факт не оспорен администрацией.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом и должно было быть опубликовано в установленном порядке.
В ходе разбирательства установлено, что заявителем по делу осуществляется землепользование в отношении спорного земельного участка на основании договора аренды.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Из пункта 1 статьи 607 ГК РФ следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Договор является действующим, принцип платности землепользования осуществлялся путем внесения арендных платежей.
В силу статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение о резервировании).
Из статьи 56.1 ЗК РФ следует, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
В связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, в том числе следующие ограничения права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков:
1) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 и часть 1 статьи 56.1 ЗК РФ);
2) отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 4 статьи 28 ЗК РФ).
Собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на зарезервированных земельных участках, вправе оформить такие участки на праве аренды на срок, не превышающий срока резервирования, как это предусмотрено пунктом 3.1 статьи 22 ЗК РФ.
Поскольку истец является собственником объекта недвижимости, расположенного на зарезервированном земельном участке, в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ имеет право на использование этого земельного участка.
В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Учитывая требования статей 49, 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу, что в рассматриваемом правоотношении резервирование земель допускается только в отношении земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, с обоснованием необходимости такого резервирования.
В рассматриваемом случае, резервирование администрацией земельного участка не обусловлено необходимостью такого резервирования, проведено произвольно, не соответствует требованиям земельного законодательства и не может не нарушать прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемое постановление Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области было принято без учета того, что заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, находящийся на спорном земельном участке кадастровый номер 64:34:171407:0030, предоставленном в аренду.
Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
По смыслу статьи 125 Конституции РФ и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 18 июля 2003 года № 13-П и от 27 января 2004 года № 1-П, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 15.11.2007 года № 763-О-О.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 195 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать постановление Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области № 793 от 01.06.2012 г. "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" не соответствующим статьям 49 и 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 7 положения "О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561, пункту 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и не действующим.
Взыскать с Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в пользу А.А.Ш. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Возвратить А.А.Ш. уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1800 руб., выдать справку на возврат.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Ю.П.ОГНИЩЕВА

Судьи
Е.В.ПУЗИНА
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------