Определение Советского районного суда Саратовской области от 15.05.2013 по делу N 2-89/2013 "О прекращении производства по делу"



СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу № 2-89/2013

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Волковой И.А.
при секретаре А.
с участием заместителя прокурора Федоровского района Саратовской области Мажаева И.М.
представителя заинтересованного лица - Муниципального Собрания Федоровского муниципального района Саратовской области Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Федоровского <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному Собранию Федоровского муниципального района <адрес> "Об оспаривании в части решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес>",

установил:

Прокурор Федоровского <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному Собранию Федоровского муниципального района <адрес> "Об оспаривании в части решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес>".
В обоснование своих требований прокурор указал следующее, что прокуратурой Федоровского <адрес> в рамках исполнения обязанности по контролю за законностью принимаемых органами местного самоуправления нормативно-правовых актов, предусмотренной приказом Генерального прокурора РФ № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соответствия требованиям федерального законодательства решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год" (далее - Решение).
Пунктом 1.1 Решения предусмотрено, что ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается, в том числе врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием муниципальных учреждений здравоохранения работающим и проживающим в сельской местности.
Исходя из изложенного, данным Решением из перечня лиц, имеющих право на получение данной выплаты исключены врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в рабочем поселке Мокроус.
Кроме того, пунктом 3 Решения исключены из перечня лиц, имеющих право на получение данной выплаты члены семей лиц, указанных в пункте 1 Решения, совместно проживающих с ними.
В соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 122 - ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств.
Таким образом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для различных категорий граждан. В частности, пунктом 50 статьи 35 названного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Российской Федерации, для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (части четвертая - шестая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в указанной редакции).
Таким образом, положения пунктов 1.1 и 3 решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год" не соответствуют требованиям федерального закона в части исключения из перечня лиц, имеющих право на получение данной выплаты врачей, провизоров, специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в рабочем поселке Мокроус и членов семей лиц, указанных в пункте 1 Решения, совместно проживающих с ними.
В судебном заседании заместитель прокурора Федоровского <адрес> Мажаев И.М. заявленные требования поддержал в полном объеме. Просил суд признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.1 и 3 решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год". Обязать Муниципальный Совет Федоровского муниципального района <адрес> привести пункты 1.1 и 3 решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год" в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ и опубликовать решение суда в средствах массовой информации
Представитель заинтересованного лица - Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес> Б., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований просила отказать по тем основаниям, что оспариваемый нормативный акт - решение № от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год" признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, прокурор Федоровского <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Муниципальному Собранию Федоровского муниципального района <адрес> о признании противоречащим закону и недействующими со дня принятия пунктов 1.1 и 3 решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год". Согласно указанным пунктам вышеназванного решения из перечня лиц, имеющих право на получение данной выплаты исключены врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в рабочем поселке Мокроус, а также исключены из перечня лица, имеющие право на получение данной выплаты члены семей лиц, указанных в пункте 1 Решения, совместно проживающих с ними. (л.д. 8-10).
Пунктом 12 вышеназванного решения предусмотрено, что оно вступает в силу с момента опубликования в газете "Вперед" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ год, то есть на 2012 год, как следует из названия данного решения (л.д. 8 - 10).
Решение муниципального собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год" было опубликовано в районной газете "Вперед" ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное решение прокурором района был внесен протест, который был отклонен решением муниципального собрания Федоровского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12 - 14, 19).
Согласно доводам заявления прокурор района указывает, что несоответствие пунктов 1.1 и 3 нормативного правового акта - решения муниципального собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № требованиям Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ) повлекло нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, к числу которого относится медицинские работники р. <адрес>; нарушение прав заключается в том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта исключены из перечня лица, имеющие право на получение данной выплаты - врачи, провизоры, специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в рабочем поселке Мокроус и члены семей лиц, указанные в пункте 1 Решения, совместно проживающие с ними.
Решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности на 2012 год является нормативным правовым актом и заявление об оспаривании положения подлежит рассмотрению в порядке главы 24 ГПК РФ - производство по делам о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части.
Между тем, при рассмотрении заявления судом было установлено, что решением муниципального собрания Федоровского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным в газете "Вперед" ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с момента его принятия, решение муниципального собрания Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, а также медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочем поселке Мокроус на 2012 год" признано утратившим силу (л.д. 36 - 37, 40).
Таким образом, поскольку на день принятия судом определения оспаривались пункты 1.1 и 3 недействующего нормативного правового акта, не порождающего правовых последствий, не влекущий каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц, производство по делу подлежит прекращению.
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, каких-либо нарушений прав, либо создавать угрозу нарушений охраняемым законом прав, повлечь не могут, такие акты не могут выступать предметом непосредственного судебного обжалования.
В силу абзаца 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Абзацем шестым пункта 17 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено, что, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ прекращает производство по делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, суд

определил:

Производство по делу по заявлению прокурора Федоровского <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному Собранию Федоровского муниципального района <адрес> "Об оспаривании в части решения Муниципального Собрания Федоровского муниципального района <адрес>" - прекратить.
На определение суда о прекращении производства по делу может быть подана частная жалоба или представление прокурора в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.

Судья
И.А.ВОЛКОВА


------------------------------------------------------------------