Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2013 по делу N А57-21799/2012 <О признании недействующим постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.07.2011 N 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова " в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв. м с кадастровым номером: 64:48:020415:7, принадлежащем закрытому акционерному обществу "Автоштамп" на праве постоянного бессрочного пользования, а также по отдельным объектам недвижимости>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу № А57-21799/2012

Резолютивная часть решения объявлена - 20.05.2013 г.
Полный текст решения изготовлен - 22.05.2013 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В., судей: Топорова А.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хамитовой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Автоштамп", г. Саратов,
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
о признании недействующим в части Постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 1530 от 27.07.2011 года.
при участии в заседании:
от ЗАО "Автоштамп" - Кочетыгов С.А., доверенность № 49 от 24.12.2012 года (срок доверенности до 31.12.2013 года); Феофанов Д.С., доверенность № 50 от 28.12.2012 года (срок доверенности до 31.12.2013 года);
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Сащенко С.Г., доверенность № 21-03/15 от 07.03.2013 года (срок доверенности 1 год);
от Комитета по управлению имуществом г. Саратова - Маркелова Д.А., доверенность № з-15/-14265 от 07.11.2012 года (срок доверенности 1 год),
от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Шушарин А.Г., доверенность № 14/3098/ОК от 07.11.2012 года (срок доверенности 1 год); Животиков А.О., доверенность № 14/1370-05-015 от 14.06.2012 года (срок доверенности 1 год),

установил:

Закрытое акционерное общество "Автоштамп" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействующим Постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 1530 от 27.07.2011 года "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район) в части касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв. м с кадастровым номером: 64:48:020415:7 и по объектам недвижимости, находящимся по адресу: г. Саратов, дорога на поселок Красный Текстильщик, 14 км: нежилому административному зданию, литер М1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ № 182205 от 25.11.2005 г., кадастровый паспорт от 30.08.2011 г. с инвентарным номером 63:401:003:000160830:М1); газопроводу г/д низкого давления литер III (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АВ № 717438 от 15.03.2010 года, кадастровый паспорт от 30.08.2011 года с инвентарным номером 63:401:003:001160830: III); сооружению-пожарному водоему (пруду) литер Х (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АГ № 309938 от 28.10.2011 года, кадастровый паспорт от 30.08.2011 года, с инвентарным номером 63:401:003:000160830:Х).
Определением суда от 26.11.2012 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по управлению имуществом города Саратова и Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц оспорили заявленные требования, считают их незаконными и необоснованными, в связи с чем, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что на основании Решения Администрации Александровского сельсовета № 179 от 29.11.1996 года государственным актом № 64-32-25-001695 ТОО "Автоштамп" в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 126063 кв. м (т. 1 л.д. 16).
Право постоянного (бессрочного) пользования Закрытого акционерного общества "Автоштамп" на земельный участок площадью 126063 кв. м зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 23, 24).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права: от 28.11.2005 года серии 64 АБ № 182205 (т. 1 л.д. 54), от 15.03.2010 года серии 64-АВ № 717438 (т. 1 л.д. 59), от 28.10.2011 года серии № 64-АГ № 309938 (т. 1 л.д. 64) Закрытое акционерное общество "Автоштамп" на основании договора купли-продажи от 17.05.1996 года № 102, государственного акта № 64-32-25-001695 является собственником: нежилого административного здания площадью 357,6 кв. м; надземного г/д низкого давления, протяженностью 406,5 п. м; сооружения - пожарный водоем, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский район, село Березина речка, 14 км.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-2911/2012 от 10.04.2012 года установлено, что ЗАО "Автоштамп" на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 126063 кв. м с кадастровым номером 64:48:020415:7.
25 апреля 2011 года ЗАО "Автоштамп" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением № 01-02/0094 от 20.04.2011 года о предоставлении на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ в собственность земельного участка общей площадью 126063 кв. м с кадастровым номером 64:48:020415:7, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Березина Речка, 14 км, на котором расположены ранее приватизированные объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО "Автоштамп" на праве собственности.
Постановлением № 313 от 13.03.2012 года, ЗАО "Автоштамп" отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 126063 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020415:7.
Основанием для отказа явилось то, что земельный участок общей площадью 126063 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020415:7 частично расположен в границах территории общего пользования.
27.07.2011 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" было принято Постановление № 1530 "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район), в соответствии с которым был утвержден проект планировки территорий общего пользования, в том числе и части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв. м с кадастровым номером: 64:48:020415:7 и по объектам недвижимости, находящимся по адресу: г. Саратов, дорога на поселок Красный Текстильщик, 14 км, в границах которого расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Вышеназванное Постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 1530 от 27.07.2011 года было опубликовано в газете "Саратовская панорама" от 02.08.2011 года № 79 (743) (т. 2 л.д. 22).
Полагая, что данное Постановление не соответствует действующему законодательству в части утверждения проекта планировки территорий общего пользования и прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв. м с кадастровым номером: 64:48:020415:7 и по объектам недвижимости, находящимся по адресу: г. Саратов, дорога на поселок Красный Текстильщик, 14 км, в границах которого расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю и принято, без учета прав заявителя на объекты недвижимости, Закрытое акционерное общество "Автоштамп" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд основывается на следующем.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары; п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Согласно пункту 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Как следует из пункта 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся, в частности, параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, настоящая Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Согласно п. 3.1. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, настоящая Инструкция определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Пункт 4.1. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30 устанавливает, что Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
Согласно п. 4.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
В силу п. 5.2. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой и имеет текстовую часть, которая включает, в том числе: пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
В соответствии с п. 5.3.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая, в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.
В соответствии с п. 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении.
В соответствии с под. 6 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. № 150, на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Подпункт 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. № 150 определяет, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
Таким образом, из анализа ч. 1 ст. 41, ч. 2 - 6 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 г. № 18-30, подп. 6, 7 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 г. № 150 суд пришел к выводу о том, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что по земельному участку, расположенному по адресу: Саратовская область, Саратовский район, село Березина речка, 14 км, проходит красная линия, пересекая принадлежащие Обществу на праве собственности: нежилое административное здание (лит. М1); надземный газопровод низкого давления (Литер III); сооружение - пожарный водоем (пруд) литер Х.
Названные объекты недвижимости, а также иные объекты, расположенные на спорном земельном участке непосредственно связаны с производственной деятельностью и находятся в собственности Общества.
Доказательств того, что именно на спорном земельном участке, принадлежащем заявителю на праве постоянного бессрочного пользования, а также в границах объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности планируется строительство объектов, перечисленных в ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является нарушением прав и законных интересов общества, в частности, права на приватизацию земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктами 1, 2 Статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что по смыслу указанных норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок по адресу: г. Саратовская область, Саратовский район, село Березина речка, 14 км., с кадастровым номером: 64:48:020415:7 поставлен на кадастровый учет 29.11.1996 года. Из кадастрового паспорта следует, что площадь земельного участка составляет 126063 кв. м. Разрешенное использование земельного участка - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (т. 1 л.д. 25).
На основании решения Администрации Александровского сельсовета № 179 от 29.11.1996 года государственным актом № 64-32-25-001695 ТОО "Автоштамп" в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 126063 кв. м (т. 1 л.д. 16).
Право постоянного (бессрочного) пользования Закрытого акционерного общества "Автоштамп" на земельный участок площадью 126063 кв. м зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 23, 24).
При этом, Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об установлении каких-либо обременений по данному участку.
Таким образом, с момента формирования земельного участка, он использовался под объекты недвижимости, принадлежащие в настоящее время ЗАО "Автоштамп" на праве собственности. Доказательств либо доводов об использовании спорного земельного участка в иных границах или о наличии территории, не занятой принадлежащими обществу объектами недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что установление красных линий по земельному участку, используемому под объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации.
Кроме того, суд считает обоснованными доводы заявителей о нарушении порядка утверждения Проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район), исходя из следующего.
Согласно ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Согласно п. 1.1. Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утв. Решением Саратовской городской Думы № 65-633 от 16.11.2005 года, публичные слушания - это одна из форм реализации населением муниципального образования "Город Саратов" своего конституционного права на местное самоуправление.
Пункты 1.2, 1.3 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утв. Решением Саратовской городской Думы № 65-633 от 16.11.2005 года устанавливают, что Публичные слушания являются прямой формой волеизъявления жителей города и представляют собой обсуждение проектов правовых актов органов местного самоуправления с участием жителей города. Публичные слушания проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Саратовской области.
Заключение о результатах проведения публичных слушаний было опубликовано в спецвыпуске газеты "Саратовская панорама" № 53 (717) от 20.05.2011 года. Результат голосования на публичных слушаниях по проекту планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район) - большинством голосов 345 - "против", 2 - "за", "воздержались" - 0.
Согласно пункту 3.2 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утв. Решением Саратовской городской Думы № 65-633 от 16.11.2005 года, органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний по вопросам: проекты правил землепользования и застройки, проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, является Комиссия по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с п. 6.1.3.6 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утв. Решением Саратовской городской Думы № 65-633 от 16.11.2005 года, не позднее, чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний, Комиссия направляет на утверждение главе администрации муниципального образования "Город Саратов" подготовленную документацию по планировке территории (проект планировки территории или проект межевания территории), протокол публичных слушаний по проекту планировки территории или проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний.
В материалы дела Администрацией муниципального образования "Город Саратов" представлен протокол № 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 18.05.2011 года (т. 1 л.д. 126 - 132), являющийся заключением о результатах публичных слушаний, которым Комиссия рекомендовала главе администрации муниципального образования "Город Саратов" утвердить проект планировки территории общего пользования (Заводской район).
При этом, как следует из протокола № 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 18.05.2011 года, на заседании Комиссии присутствовали 12 членов комиссии: Межевич М.В., Березовский А.А., Злобнова Е.В., Кудинов Д.Г., Гнусин А.В., Санников А.С., Кузьмин Д.А., Задумин А.С., Цой В.В., Константинов В.Д., Стрельцин Я.С., Сычева А.В.
Однако, суд считает обоснованным довод заявителя о том, что персональный состав Комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не соответствует персональному составу комиссии, утвержденной Постановлением Главы Администрации г. Саратова № 1417 от 27.11.2008 года и Решению Саратовской городской Думы № 32-359 от 30.10.2008 года "О составе комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Так, в соответствии с п. 4.6 Положения о комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утв. Постановлением главы администрации г. Саратова от 27.11.2008 г. № 1417, Комиссия правомочна принимать решение, если на заседании присутствуют более половины ее членов или их представителей.
Из протокола № 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 18.05.2011 года следует, что на заседании Комиссии, утвержденной Постановлением главы администрации г. Саратова от 27.11.2008 г. № 1417 присутствовали 6 членов комиссии: Березовский А.А., Кузьмин Д.А., Санников А.С., Константинов В.Д., Стрельцин Я.С. и Цой В.В., что составляет менее 50 % членов Комиссии. При этом, только Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 2678 от 20.11.2012 года в состав комиссии были утверждены: Злобнова Е.В., Кудинов Д.Г., Гнусин А.В., Сычева А.В., а Межевич М.В. и Задумин А.С. в состав Комиссии - не утверждались.
Ссылку заинтересованных лиц на Постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 921 от 12.05.2011 года, которым внесены изменения в состав комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", суд находит необоснованной, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пункт 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Саратов", утв. Решением Саратовской городской Думы № 67-649 от 18.12.2005 года по вопросам местного значения население города непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города принимают муниципальные правовые акты.
Пункт 3 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Саратов" определяет, что в систему муниципальных правовых актов входят в том числе: решения городской Думы; постановления и распоряжения главы муниципального образования - по вопросам, отнесенным к его компетенции; постановления и распоряжения администрации города - по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Статья 44 Устава муниципального образования "Город Саратов" предусматривает порядок принятия (издания), официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов городской Думы и главы муниципального образования.
Пункт 1 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов" предусматривает, что Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции действующим законодательством, настоящим Уставом, принимает решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов", глава муниципального образования, в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления и распоряжения.
В силу пункта 4 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов", решения, принятые городской Думой, направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Согласно пункту 6 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов", Решения городской Думы, постановления главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом документе или действующим законодательством не определен иной порядок вступления их в силу.
Статья 44.1 Устава муниципального образования "Город Саратов" определяет порядок издания, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов администрации города.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Устава, Глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно пункту 5 статьи 44.1 Устава, официальное опубликование осуществляется не позднее 5 дней со дня подписания правового акта (в редакции действующей в период принятия Постановления № 921 от 12.05.2011 года).
В соответствии с пунктом 6 статьи 44.1 Устава, Постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Таким образом, постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 921 от 12.05.2011 года "О внесении изменений в постановление главы администрации города Саратова от 27.11.2008 года № 1417 "О комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", подлежало обязательному опубликованию.
Однако, Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие об опубликовании постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 921 от 12.05.2011 года "О внесении изменений в постановление главы администрации города Саратова от 27.11.2008 года № 1417 "О комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
При этом, суд считает необоснованной ссылку заинтересованных лиц на официальный сайт Администрации муниципального образования "Город Саратов", на котором размещено Постановление № 921 от 12.05.2011 года, поскольку из представленной в материалы дела распечатки с сайта Администрации муниципального образования "Город Саратов" следует, что там размещено постановление № 921-р от 16.05.2011 года.
Кроме того, в пункт 6 статьи 44 Устава и в пункт 6 статьи 44.1 Устава, в котором предусмотрено, что официальным опубликованием решений городской Думы и постановлений главы муниципального образования считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте городской Думы (www.saratovduma.ru), были введены решением Саратовской городской Думы от 29.03.2012 № 12-143, т.е. после 12.05.2011 года.
Также, Постановление № 921 от 12.05.2011 года имеется ссылку на решение Саратовской городской Думы от 28.04.2011 года № 3-26 "Об определении персонального состава представителей Саратовской городской Думы в комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которое также не опубликовано.
При указанных обстоятельствах, заключение о результатах публичных слушаний оформленное в виде протокола № 3 заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 18.05.2011 года, принято с нарушением установленных норм и не может являться надлежащим документом, порождающим правовые последствия в виде утверждения главой администрации проекта планировки территории общего пользования.
Кроме того, учитывая вышеизложенные положения Устава муниципального образования "Город Саратов" о порядке опубликования муниципального правового акта, суд считает обоснованным довод заявителя о том, что оспариваемое Постановление № 1530 от 27.07.2011 года опубликовано не в полном объеме, поскольку в официальной публикации отсутствуют: план красных линий (разбивочный чертеж), каталог (ведомость) координат точек красных линий, что подтверждается примечанием к публикации (т. 2 л.д. 22).
При таких обстоятельствах, заявленные требования Закрытого акционерного общества "Автоштамп" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 27, 29, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим Постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" № 1530 от 27.07.2011 года "Об утверждении проекта планировки территории общего пользования города Саратова (Заводской район)" в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку общей площадью 126063 кв. м с кадастровым номером: 64:48:020415:7, принадлежащем Закрытому акционерному обществу "Автоштамп" на праве постоянного бессрочного пользования, а также по объектам недвижимости: нежилому административному зданию, литер М1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АБ № 182205 от 25.11.2005 г., кадастровый паспорт от 30.08.2011 г. с инвентарным номером 63:401:003:000160830:М1); надземному газопроводу низкого давления литер III (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АВ № 717438 от 15.03.2010 года, кадастровый паспорт от 30.08.2011 года с инвентарным номером 63:401:003:001160830: III); сооружению-пожарному водоему (пруду) литер Х (свидетельство о государственной регистрации права серия 64-АГ № 309938 от 28.10.2011 года, кадастровый паспорт от 30.08.2011 года, с инвентарным номером 63:401:003:000160830:Х), принадлежащим Закрытому акционерному обществу "Автоштамп" на праве собственности, как не соответствующее пунктам 11, 12 статьи 1, ч. 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 6 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Саратов".
Взыскать с Администрации муниципального образования "Город Саратов", ИНН 6450011003 в пользу Закрытого акционерного общества "Автоштамп", ОГРН 1026402486142 судебные расходы в сумме 32 000 руб.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Город Саратов", ИНН 6450011003, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз", ОГРН 1116450000281 расходы за проведение землеустроительной экспертизы в сумме 40 000 рублей.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу, через Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий судья
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА

Судьи
А.В.ТОПОРОВ
Е.В.ПУЗИНА


------------------------------------------------------------------