Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2013 по делу N А57-3661/2013 <Об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании недействующим приложения N 1 к решению от 29.04.2008 г. N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу № А57-3661/2013

резолютивная часть оглашена - 21.11.2013 г.
полный текст решения изготовлен - 28.11.2013 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего Т.А. Лескиной, судей Ю.П. Огнищевой, Е.В. Пузиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Н. Ф.М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Ф.В.И.
заинтересованные лица:
Саратовская городская Дума;
Администрация муниципального образования "Город Саратов",
Комитет по управлению имуществом города Саратова,
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов"
о признании недействующим приложения № 1 (карта градостроительного зонирования) к решению от 29.04.2008 г. № 27-280,
при участии представителей:
от заявителя - (доверенность от 27.09.2013 г.)
от Администрации МО "Город Саратов" - Ч.Е.Ф., (доверенность от 07.03.2013 г.)
от КУИ г. Саратова - (доверенность от 07.11.2012 г.)
от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству - Ж.Ю.О. (доверенность от 29.05.2010 г.)

установил:

Индивидуальный предприниматель Ф.В.И. обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим Приложения № 1 (Карта градостроительного зонирования) к решению Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040728:140 и 64:48:040728:27 к зоне ОП - территории общего пользования, как несоответствующее статьям 36, 85 Земельного кодекса РФ, пунктам 11, 12 статьи 1, статьям 34, 41, 42, 45 Градостроительного кодекса РФ, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц оспорили заявленные требования, по основаниям, изложенным в отзывах, считают их незаконными и необоснованными, в связи с чем, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Материалами дела установлено, что постановлением мэра города Саратова от 12.04.2000 г. № 220-143 ИП Ф.В.И. предоставлен в аренду сроком на десять лет земельный участок площадью 650 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. 1-я Зеленогорская, 2/1 в Ленинском районе, для проектирования и строительства мини-магазина и склада.
На основании указанного постановления 21.04.2000 г. заключен договор аренды 1272 на вышеуказанный земельный участок.
Здание магазина и склада, расположенные на земельном участке, принадлежат Ф.В.И. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64 АА № 908848 от 22.12.2004 г.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 14.11.2008 г. № Т-8229-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано Ф.В.И. место размещения автомойки на земельном участке по адресу: г. Саратов, ул. Зеленогорская, 2/1, площадью 260 кв. м в границах, указанных в проекте границ земельного участка.
Проект границ земельного участка площадью 260 кв. м был утвержден Администрацией города Саратова в 2007 году.
01.12.2008 г. земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30.12.2008 г. № Т-10733-р Ф.В.И. предоставлен в аренду сроком на сорок девять лет земельный участок площадью 260 кв. м с кадастровым номером 64:48:040728:140, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Зеленогорская, 2/1.
На основании данного распоряжения 04.02.2009 г. заключен договор № 41 аренды земельного участка, сделка прошла государственную регистрацию. Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования является карта градостроительного зонирования.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008. № 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Согласно представленным в материалы дела фрагментам карты градостроительного зонирования земельные участки, принадлежащие на праве аренды заявителю, отнесены к зоне ОП - территории общего пользования.
Заявитель считает, что Приложению № 1 (Карта градостроительного зонирования) к решению городской Думы от 29.04.2008 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040728:140 и 64:48:040728:27 к зоне ОП - территории общего пользования, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ИП Ф.В.И. ссылается на то, что земельный участок, занимаемый зданием магазина и склада, поставлен на кадастровый учет задолго до принятия Саратовской городской Думой Правил землепользования и застройки, в связи с чем при вынесении оспариваемого решения городская Дума должна была учитывать ее права и законные интересы.
Кроме того, заявитель полагает, что зона ОП, относящая арендуемые земельные участки к территории общего пользования, была установлена в отсутствие проекта детальной планировки территории, без учета элементов планировочной структуры, что противоречит статьям 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает на то, что Приложение № 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 в части отнесения к зоне ОП земельного участка с кадастровым номером 64:48:0407286140 устанавливает запрет на получение разрешения на строительство объекта бытового обслуживания (автомойки), в части земельного участка с кадастровым номером 64648:040728:27 устанавливает запрет на приобретение земельного участка в собственность, а также приведения разрешенного использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Заинтересованные лица полагают, что Приложение № 1 (Карта градостроительного зонирования) к решению Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не противоречит и полностью соответствует нормативным, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Считают, что заявителем не представлены доказательства нарушения прав, наличия препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым нормативным актом.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Дело рассмотрено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 58 в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего оспариваемый нормативный правовой акт или те же его нормы на соответствие тому же нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, производство по делу об оспаривании нормативного правового акта подлежит прекращению (часть 7 статьи 194 АПК РФ).
При обращении с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, в случае если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу об оспаривании этого акта, арбитражный суд рассматривает такое заявление по существу, если в нем указаны основания, по которым этот нормативный правовой акт или его отдельные положения ранее не могли быть проверены судом (например, изменение законодательства, на соответствие которому осуществлялась проверка оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений), а также если заявителем указывается на противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, на соответствие которому проверка такого акта ранее не осуществлялась.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2013 г. по делу № А57-8029/2011, вступившим в законную силу, пункты 37, 44.2, 44.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 с изменениями от 27.04.2010 г., утвержденными решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 № 50-595, признаны соответствующими статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 1, 3, 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 15, 20 Федерального закона "О землеустройстве", статьям 10, 15, 46 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Федеральному закону "О геодезии и картографии", пункту 42, 43 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", пункту 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618, статье 44 Устава города Саратова; пункт 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 с изменениями от 27.04.2010, утвержденными решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 г. № 50-595, признан соответствующим части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьям 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 1, 3 Федерального закона "О землеустройстве", статьям 10, 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. № 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", пункту 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. № 618, статье 44 Устава города Саратова в части земельного участка с кадастровым номером 64:48:050258:3, общей площадью 1217 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Дегтярная пл., 1.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 28.01.2013 г. и определением апелляционной инстанции Саратовского областного суда от 20.06.2013 г. отказано в удовлетворении требования прокурора города Саратова о признании недействующим решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 г. № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
В рассматриваемом случае заявитель оспаривает Приложение № 1 (Карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (пункт 37 Правил) по иным основаниям и на соответствие иным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем спор рассмотрен по существу.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информативных систем градостроительной деятельности осуществляемой на территории городского округа.

Согласно пункту 6 статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. № 67-649, Саратовская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Статья 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Порядок разработки и принятия Правил землепользования и застройки определяет статья 4 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса РФ правила включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обычными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" принято в соответствии с процедурой, предусмотренной Градостроительным кодексом (ст.ст. 31 - 33). Состав Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" отвечает требованиям статей 30, 34 - 40 Градостроительного кодекса РФ.
Процедура принятия правил землепользования и застройки установления статьями 32 - 33 Градостроительного кодекса РФ предусматривает обязательность проведения публичных слушаний такого проекта решения. Порядок проведения публичных слушаний определяется Градостроительным кодексом РФ и решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 г. № 65-633 "О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове".
В соответствии с вышеуказанным положением о публичных слушаниях решение о публичных слушаниях может быть принято главой муниципального образования "город Саратов". Это решение, как и проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, должны быть опубликованы в официальном печатном органе, которым является газета "Саратовская панорама".
Постановление главы муниципального образования "Город Саратов" от 13.06.2007 г. № 6-01-12 "О проведении публичных слушаний", которым постановлено провести публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" 20.08.2007 г., было опубликовано в газете "Саратовская панорама" специальный выпуск № 44 (184).
Заключение о результатах публичных слушаний, опубликовано в газете "Саратовская панорама" специальный выпуск от 20.09.2007 г. № 70 (210).
Принятое решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" опубликовано в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" от 17.05.2008 г. № 54 (303).
Аналогичная процедура была соблюдена при внесении изменений в оспариваемый нормативный акт.
Решение Саратовской городской Думы от 27.04.2010 № 50-595 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" опубликовано в специальном выпуске газеты Саратовская панорама" № 46 (563) 19.05.2010 г.
Решение Саратовской городской Думы от 11.10.2012 № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" опубликовано в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" № 122 (925) 30.10.2012 г.
Кроме того, решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2012 г. по делу № А57-8029/2011 г., вступившего в законную силу, установлено, что при принятии решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не установлены нарушения требований к форме акта, порядку его принятия и введения в действие, а также проверены полномочия органа, издавшего указанный акт.
Соблюдение порядка и формы принятия решения Саратовской городской Думы от 11.10.2012 № 18-217 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" было установлено в апелляционном определении Саратовского областного суда от 20.06.2013 г.
Таким образом, решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов власти муниципального образовании "Город Саратов", с соблюдением установленных требований в части содержания и состава акта, и с соблюдением требований в части проведения публичных слушаний по проекту.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (с. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, ные законодательством.
Согласно статье 41 Земельного кодекса Российской федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Соответствующие условия использования земельных участков устанавливаются в зависимости от нахождения их в той или иной территориальной зоне.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового), производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Такие участки обозначаются красными линиями.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные (линейные объекты), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с Картой (схемой) городских магистралей и транспорта, являющейся Приложением № 15 к Генеральному плану муниципального образования "Город Саратов", утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-240 (в редакции решения от 11.10.2012 г. № 18-216) указанная территория общего пользования является дорогой - магистраль районного значения.
Следовательно, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в оспариваемой части приняты в полном соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Саратов". При этом Генеральный план муниципального образования "Город Саратов" в указанной части не оспорен и не признан недействующим.
Также следует исходить из того, что распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30.12.2008 г. № Т-10733-р о предоставлении Ф.В.И. в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка с кадастровым номером 64:48:0407286140, для строительства объекта бытового обслуживания (автомойки) издано после вступления в законную силу решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. № 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", в том числе в части отнесения спорных земельных участков к зоне ОП - территории общего пользования.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Данный вывод сделан в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.06.2013 г. № 136/13.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
То есть, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно вид разрешенного использования, у собственника, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Таким образом, допускается использование земельного участка и объекта капитального строительства, расположенных в зоне ОП - территории общего пользования, для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, права и экономические интересы заявителя оспариваемым нормативным актом не нарушаются.
Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования является карта градостроительного зонирования, графический материал, который не содержит перечисленных заявителем ограничений в части запрета на выдачу разрешения на строительство или приобретение прав собственности на земельные участки.
Получение разрешения на строительство или же приобретение прав на земельные участки регулируются действующим законодательством.
В силу требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия по устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В рассматриваемом случае установление той или иной территориальной зоны, а также градостроительного регламента для нее в Правилах не может являться действиями, запрет на которые установлен указанной статьей.
Принятие указанного нормативного документа регламентировано действующим законодательством, а использование земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами является одним из принципов Земельного кодекса РФ.
Соответствующие условия использования земельных участков устанавливаются в зависимости от нахождения их в той или иной территориальной зоне.
Правила землепользования и застройки направлены, в том числе, на защиту прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Установление равных принципов и правил поведения в той или иной области деятельности являются основой любого закона и нормативного правового акта, так и в данном случае установление в Правилах градостроительного регламента территориальных зон не может рассматриваться как противоречие Федеральному закону от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с вышеизложенным заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Заявителю подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина в сумме 1800 руб.
Руководствуясь статьями 27, 110, 169, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.
Признать Приложение № 1 (Карата градостроительного зонирования) к решению Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040728:140 и 64:48:040728:27 к зоне ОП - территории общего пользования соответствующим статьям 36, 85 Земельного кодекса РФ, пунктам 11, 12 статьи 1, статьям 34, 41, 42, 45 Градостроительного кодекса РФ, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Возвратить ИП Ф.В.И. из федерального бюджета госпошлину в сумме 1800 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий
Т.А.ЛЕСКИНА

Судьи
Ю.П.ОГНИЩЕВА
Е.В.ПУЗИНА


------------------------------------------------------------------