Апелляционное определение Саратовского областного суда от 05.12.2013 по делу N 33-7635 <Об оставлении без изменения решения Пугачевского районного суда Саратовской области от 10.09.2013, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим решения районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 05.02.2013 N 1 п. 3 "Об отмене решения районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 22.12.2008 N 8 п. 13 "Об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Перелюбском муниципальном районе">



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу № 33-7635

Судья Козлов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Перелюбского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании недействующим нормативного правового акта районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области, по апелляционной жалобе О. и П. на решение Пугачевского районного суда Саратовской области т 10 сентября 2013 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор Перелюбского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 05 февраля 2013 года № 1 п. 3 "Об отмене решения районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 22 декабря 2008 года № 8 п. 13 "Об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Перелюбском муниципальном районе".
В обоснование заявления прокурор указывал, что решением районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 22 декабря 2008 года № 8 п. 13 утверждено Положение "О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Перелюбского района Саратовской области". Данным Положением была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, предусмотренные сводным перечнем и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, предусмотренные реестром муниципальных должностей, используемых при определении размера доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащих, утвержденным правительством Саратовской области, и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.
Решением районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 05 февраля 2013 года № 1 п. 3, указанное выше решение отменено. Данное решение опубликовано в общественно-политической газете Перелюбского района Саратовской области "Целинник" от 12 февраля 2013 года № 12 (9914) и вступило в законную силу 12 апреля 2013 года.
Прокурор считал, что данное решение прямо нарушает социальные права пенсионеров, получавших ранее, до вступления нормативного правового акта в законную силу, доплаты к пенсии, так как указанным решением представительного органа Перелюбского муниципального района нарушены ранее данные публичные обязательства по правовой регламентации установления и выплаты названных доплат, что является недопустимым и не отвечает основополагающим и базовым принципам гражданского законодательства.
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2013 года в удовлетворении заявления прокурора Перелюбского района отказано.
Не согласившись с данным решением, О. и П. подали апелляционную жалобу, в которой ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления прокурора по основаниям, аналогичным приведенным прокурором в обоснование заявления о признании недействующим нормативного правового акта. Кроме того, указывают, что они являлись получателями ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной указанным выше Положением. В связи с вступлением оспариваемого нормативного правового акта в законную силу, данные выплаты были прекращены, что нарушает их права и законные интересы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 26 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом, решением районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 22 декабря 2008 года № 8 п. 13 утверждено Положение "О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Перелюбского района Саратовской области". Данным Положением установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, предусмотренные сводным перечнем и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, предусмотренные Реестром муниципальных должностей, используемых при определении размера доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащих, утвержденным правительством Саратовской области, и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.
Решением районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 05 февраля 2013 года № 1 п. 3, указанное выше решение отменено. Данное решение опубликовано в общественно-политической газете Перелюбского района Саратовской области "Целинник" от 12 февраля 2013 года № 12 (9914) и вступило в законную силу 12 апреля 2013 года.
Как установлено пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Как установлено пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В статье 5 названного Федерального закона закреплена взаимосвязь между муниципальной службой и государственной гражданской службой, которая обеспечивается, в том числе, посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Статьей 23 Закона муниципальному служащему гарантируется, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Ни Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ни Закон Саратовской области от 2 августа 2007 года № 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области", ни Устав Перелюбского муниципального района Саратовской области не содержат прямых указаний на необходимость установления доплаты к трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Перелюбском муниципальном районе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 5 февраля 2013 года № 1 п. 3 "Об отмене решения районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 22 декабря 2008 года № 8 п. 13 "Об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Перелюбском муниципальном районе" принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований закона к форме нормативного правового акта, с соблюдением порядка принятия и введения его в действие.
Названный нормативный правовой акт не противоречит приведенным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, определяющим порядок пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, поскольку они не содержат прямого указания на необходимость установления доплаты к трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Перелюбском муниципальном районе, а следовательно, установление таких дополнительных гарантий является правом органа местного самоуправления.
В этой связи, судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании правовых норм, они не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2013 года следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О. и П. - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------