Постановление администрации Петровского муниципального района от 19.12.2013 N 1505 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Петровского района на 2014 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ
ПЕТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. № 1505

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Во исполнение постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2013 № 520-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2014 - 2020 годы", на основании Устава Петровского муниципального района, постановления администрации Петровского муниципального района от 01.11.2013 № 1312 "Об утверждении перечня муниципальных программ Петровского муниципального района на 2014 год" администрация Петровского муниципального района постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Петровского района на 2014 - 2020 годы" согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Петровского муниципального района от 18.12.2012 № 1518 "Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Петровском муниципальном районе на 2013 - 2020 годы".
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете "Петровские вести" и размещению на официальном сайте администрации Петровского муниципального района.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района В.В. Колдина.

Глава администрации
Петровского муниципального района
Ю.А.ЗАИГРАЛОВ





Приложение
к постановлению
администрации Петровского муниципального района
от 19 декабря 2013 г. № 1505

Паспорт
муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Петровского района
на 2014 - 2020 годы"

Основание разработки муниципальной программы (наименование и номер соответствующего правового акта)
Постановление Правительства Саратовской области от 02.10.2013 № 520-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2014 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Управление сельского хозяйства администрации Петровского муниципального района
Соисполнители муниципальной программы
Отсутствуют
Участники муниципальной программы
Сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности района различных форм собственности и население (по согласованию)
Участники подпрограммы муниципальной программы
Отсутствуют
Цели муниципальной программы
Обеспечение роста объемов производства основных видов продукции АПК района;
повышение конкурентоспособности производимой в районе продукции АПК на основе инновационного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК
Задачи муниципальной программы
Производство на территории района основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
развитие рыночной и материально-технической инфраструктур в АПК района;
развитие малых форм хозяйствования;
развитие инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
повышение уровня доходности предприятий АПК для обеспечения его устойчивого развития;
повышение эффективности регулирования районных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 19,2 процента;
обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 12 процентов;
обеспечение потребности населения района в муке, крупах, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделиях, растительном масле, картофеле, овощах;
повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 15 процентов;
доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) до 20236,4 руб.
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
2014 - 2020 годы
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы
Отсутствуют
Целевые показатели муниципальной программы (индикаторы)
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) (с 13,0 до 15,0 процентов);
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) (с 12323,5 до 20236,4 руб.)

1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы

Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Петровского района на 2014 - 2020 годы" (далее - муниципальная программа) разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 17.10.2013 № 1230 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных программ, их формирования и реализации".
Агропромышленный комплекс Петровского района и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами для экономики района, формирующими не только агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, но также трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
За период реализации районной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Петровском муниципальном районе на 2008 - 2012 годы" был обеспечен рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства.
За выпавшие на период реализации Программы три года засухи был недополучен значительный объем производства продукции растениеводства: среднегодовой валовой сбор зерна за 2008 - 2012 годы составил по району 73,7 тыс. тонн, что составляет 51,8 процента от планового среднегодового показателя программы.
В то же время среднегодовое производство подсолнечника составило 25,1 тыс. тонн, что в 1,6 раза выше планового показателя.
Положительная динамика наблюдается в развитии отраслей животноводства. За 2008 - 2012 годы рост поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составил 103,1 процента, в том числе коров - 105,2 процента, свиней - 86,4 процента.
Производство молока во всех категориях хозяйств района в 2012 году составило 22,2 тыс. тонн. Хозяйствами всех категорий произведено 6,4 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе. Производство яиц в 2012 году составило 24,5 млн. штук.
За четыре года машинно-тракторный парк района пополнился на 59 тракторов, 27 зерноуборочных комбайнов, 2 кормоуборочных комбайна. В целом за четыре года реализации Программы выполнение целевых показателей составило по приобретению тракторов - 47,2 процента, зерноуборочных комбайнов - 48,2 процента, кормоуборочных комбайнов - 33,3 процента.
Развивались и предприятия перерабатывающей промышленности. В 2012 году на территории района введен в эксплуатацию убойный пункт.
Несмотря на отмеченные позитивные изменения в результате реализации районной целевой программы в агропромышленном комплексе района за 2008 - 2012 годы поставленные цели и задачи были решены не в полной мере, и остается нерешенным целый спектр проблем. На выполнение целевых показателей оказали влияние следующие объективные и субъективные факторы, один из них - на данный период пришлось три года жесточайшей засухи, последствия которой преодолеваются и по настоящее время.
Потребность сельскохозяйственных производителей в обновлении материально-технической базы остается высокой. Полностью решить данную проблему посредством краткосрочного и долгосрочного кредитования не представляется возможным. Значительное опережение роста цен на материально-технические ресурсы, особенно на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, сельскохозяйственную технику относительно динамики цен на сельскохозяйственную продукцию ограничивает финансовые возможности сельхозтоваропроизводителей.
К наиболее значимым проблемам агропромышленного комплекса района, требующим решения в ближайшие годы, следует отнести:
несовершенство системы земледелия, требующей внедрения современных ресурсосберегающих технологий и формирования структуры посевных площадей в целях удовлетворения спроса рынка и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
нестабильное состояние отраслей животноводства, недостаточно активное внедрение в них современных технологических процессов;
недостаточный уровень применения сельхозтоваропроизводителями (учитывая их финансовые возможности после трех лет засухи) минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, возрастающей монополизации торговых сетей, неурегулированности вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями;
адаптация сельскохозяйственных товаропроизводителей к условиям и правилам Всемирной торговой организации на фоне существенного возрастания конкуренции со стороны ее участников;
недостаточный уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, слабое развитие альтернативных видов деятельности и, как следствие, сокращение занятости сельских жителей, отток трудоспособного населения, особенно молодежи;
недостаточное ресурсное обеспечение села на всех уровнях финансирования.
Динамика развития агропромышленного комплекса Петровского района до 2020 года будет формироваться под воздействием целого комплекса как позитивных, так и негативных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые в последние годы государством были направлены на повышение устойчивости агропромышленного производства и сельских территорий, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса и вступления России в ВТО, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
По прогнозам, за 2014 - 2020 годы наметятся следующие значимые тенденции:
возрастет объем инвестиций на повышение плодородия, повысится стимулирование улучшения использования земельных угодий;
преодоление стагнации в отрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства.
В растениеводстве в целях повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. Предусматривается существенное расширение посевных площадей под такими экономически выгодными культурами, как нут, рыжик, сафлор, лен, кукуруза и др.
В животноводстве будет продолжено развитие производства быстроокупаемых видов скота и птицы. Предусматривается дальнейшее проведение реконструкции, технического перевооружения и модернизации действующих животноводческих комплексов, увеличение закупок племенного скота, повышение продуктивности за счет улучшения селекционно-племенной работы, широкого применения искусственного осеменения животных. Развитие молочного животноводства будет, прежде всего, ориентировано на стабилизацию и увеличение численности поголовья коров, а также повышение продуктивности дойного стада. Решение задач по ускоренному наращиванию производства основных видов продукции животноводства позволит повысить уровень потребления населением продуктов ее переработки.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят обеспечить продовольствием население Петровского муниципального района.
Муниципальная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Целями муниципальной программы являются:
обеспечение роста объемов производства основных видов продукции АПК района;
повышение конкурентоспособности производимой в районе продукции АПК на основе инновационного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.
В соответствии с поставленными целями должны быть решены следующие задачи:
рост производства на территории района основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
развитие рыночной и материально-технической инфраструктур в АПК района;
развитие малых форм хозяйствования;
развитие инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
повышение уровня доходности предприятий АПК для обеспечения его устойчивого развития;
повышение эффективности регулирования районных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

3. Целевые показатели муниципальной программы

Целевыми показателями муниципальной программы являются:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (ежегодно не менее 112 процентов);
рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) (с 13,0 до 15,0 процентов);
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) (с 12323,5 до 20236,4 руб.).
Сведения о целевых показателях муниципальной программы приведены в приложении № 1 (не приводится) к муниципальной программе.

4. Прогноз конечных результатов государственной программы,
сроки и этапы реализации государственной программы

В результате реализации муниципальной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 г. № 420-П, Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 3 июля 2012 г. № 110-ЗСО.
К 2020 году в Петровском муниципальном районе прогнозируются:
увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 19,2 процента, пищевых продуктов - на 60,9 процента;
обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 12 процентов;
обеспечение потребности населения района в муке, крупах, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделиях, растительном масле, картофеле, овощах;
повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 15 процентов;
доведение уровня заработной платы в сельском хозяйстве до 20236,4 руб.
Реализацию государственной программы планируется осуществить в течение 2014 - 2020 годов. Этапы реализации муниципальной программы не выделяются.

5. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы

Бюджетное финансовое обеспечение программы не предусмотрено.
Осуществление мер государственного регулирования в рамках реализации муниципальной программы не предусмотрено.
Оказание государственных услуг (выполнение работ) программой не предусмотрено.

6. Анализ рисков реализации муниципальной программы
и меры управления рисками

При реализации муниципальной программы осуществляются меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам реализации муниципальной программы относятся:
макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что снижает уровень инвестиционной активности и ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями, в том числе связанные с членством России в ВТО;
неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов продукции, сырья и продовольствия местного производства;
природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зоне рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров;
банкротство малых и средних предприятий вследствие низкой конкурентоспособности;
сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.
Управление рисками реализации муниципальной программы будет осуществляться на основе:
использования мер, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
проведения мониторинга угроз развитию агропромышленного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом.
Меры по адаптации агропромышленного комплекса к условиям ВТО и нейтрализации рисков определены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
Источником получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения запланированных результатов будут являться государственные формы статистической отчетности, утвержденные Росстатом.


------------------------------------------------------------------