Постановление администрации Новобурасского муниципального района от 23.12.2013 N 241 "Об утверждении муниципальной программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Новобурасского муниципального района в период до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ
НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. № 241

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Новобурасского муниципального района от 30 октября 2013 г. № 177 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ и реализации" постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Новобурасского муниципального района в период до 2025 года" согласно приложению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в МУП "Редакция Новобурасской районной газеты "Наше время".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Новобурасского муниципального района Воробьева А.Ф.

Глава администрации
Новобурасского муниципального района
М.В.СВЕТЛОВ





Приложение
к постановлению
администрации Новобурасского муниципального района
от 23 декабря 2013 г. № 241

ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2025 Г.

Рисунок не приводится.

Паспорт муниципальной программы
"Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры
Новобурасского муниципального района в период до 2025 года"

Основание для разработки муниципальной программы
Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Администрация Новобурасского муниципального района Саратовской области
Соисполнители муниципальной программы (по согласованию)
ООО "Вектор-2002", ООО ПКП "Теплострой комплект", ООО "Водоканал"
Цели программы
Целью программы является разработка единого комплекса мероприятий, направленных на:
- обеспечение оптимальных решений системных проблем в области функционирования и развития коммунальной инфраструктуры;
- эффективное функционирование систем коммунальной инфраструктуры;
- снижение стоимости товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- внедрение энергосберегающих технологий;
- обновление и модернизация основных фондов коммунального комплекса
Задачи программы
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- анализ текущего состояния систем коммунальной инфраструктуры;
- определение основных направлений развития района;
- определение целевых характеристик состояния инженерной инфраструктуры;
- формирование перечня необходимых технических мероприятий
Сроки и этапы реализации программы
2014 - 2025 гг.
Исполнители программы и основных мероприятий
Администрация Новобурасского муниципального района, организации КК (по согласованию)
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы
Общий объем финансирования составляет 32790,0 тыс. руб., в т.ч.: внебюджетные средства - 32460,0, бюджет района - 330,0 тыс. руб. с разбивкой по годам:
2014 г. - 4150,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2015 г. - 7600,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 90,0 тыс. руб., 7510 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2016 г. - 2620,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 30,0 тыс. руб., 2590 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2017 г. - 4050,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района -50,0 тыс. руб., 4000 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2018 г. - 2900,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 35,0 тыс. руб., 2865 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2019 г. - 150,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2020 г. - 330,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2021 г. - 4500,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 50,0 тыс. руб., 4450 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2022 г. - 810,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 10,0 тыс. руб., 800 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2023 г. - 2300,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 30,0 тыс. руб., 2270 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2024 г. - 380,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;
2025 г. - 3000,0 тыс. руб., в т.ч.: бюджет района - 35,0 тыс. руб., 2965 тыс. руб. - внебюджетные средства
Ожидаемые результаты муниципальной программы
- Снижение уровня потерь в сетях водоснабжения до 9 %;
- снижение количества аварий в системе водоснабжения;
- обеспечение индекса замены водопроводных сетей;
- нормализация гидравлического и температурного режимов тепловых сетей;
- обеспечение индекса замены тепловых сетей;
- обеспечение индекса замены котлов - 90 %

1. Краткая характеристика Новобурасского
муниципального района

Рисунок не приводится.

Новобурасский район расположен на севере области, в северной части Правобережья, на Приволжской возвышенности. Территория района - 1,7 тыс. кв. км. Население - 16,7 тыс. человек. Протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием - 262,5 км. Число муниципальных образований - 5, сельских населенных пунктов - 36. Крупнейшие населенные пункты: районный центр - Новые Бурасы (6,0 тысяч человек), Белоярский (1593 человек), Тепловка (2723 человек).
Это один из многонациональных районов со значительной долей татар, чувашей, украинцев.
Климат района континентальный, характеризуется жарким летом и холодной зимой. Холодный период - ноябрь - март, число дней со снежным покровом - 134 дня. Мощность снежного покрова колеблется от 28 - 35 см; преимущественное направление склонов, используемых для прокладки горнолыжных трасс, - северо-восточное.
Район расположен на границе лесостепной и степной зон. Пересеченный рельеф местности, покрытые лесами отроги возвышенностей вместе с многочисленными прудами создают специфический пейзаж района. Новобурасский район славится уникальной природой. 25 тысяч лет тому назад на севере нашего района проходила южная граница Днепровского оледенения, после таяния ледника образовалось много озер, одно из них, превратившись в болото, сохранилось до сих пор. Это Моховое болото - единственный памятник природы России доледникового периода. Самое южное болото на юго-востоке Европы, уникальный объект природы с интерзональным типом растительности на границе лесостепной и степной зон. Очень многие виды растений болота занесены в Красную книгу. В 1982 году Моховое болото объявлено памятником природорегионального значения. А Лоховская гора скрывает тайны знаменитой Кудеяровой пещеры.
На севере нашего района проходит водораздел рек Волги и Дона, который является также водоразделом Атлантического океана с областью внутреннего стока Евразии. Протекают две реки - Медведица и Чардым со множеством их притоков и родников. За счет максимальных абсолютных высот у нас отмечаются наиболее низкие температуры в регионе в межсезонные периоды, а также повышенное тумано- и инееобразование.
Промышленность. Район сельскохозяйственный, крупный производитель товарного зерна, подсолнечника, картофеля, продукции животноводства, в том числе свиноводства. Имеется молочный завод. Большое значение имеет разведение рыбы в прудовых хозяйствах на реке Чардым. На территории района находится Воронцовское месторождение известняков (район деревни Воронцовка).
Достопримечательности. Между Новыми Бурасами и селом Лох находится лесное урочище "Лоховские Ямы", где водятся олени, лоси, кабаны, белки, зайцы. Между станцией Бурасы и селом Ивановка, где находится ботанический заказник "Моховое болото", много северных видов трав, которых нет в других районах области. Это единственное настоящее болото в юго-восточной засушливой лесостепи. Около села Лох есть гора Кудеяра, в пещере которой по преданию укрывался разбойник Кудеяр.
В центральной части Новобурасского района в экологически чистом регионе планируется построить горнолыжный комплекс. 90 % территории данного участка занято лесами 1-ой группы, здесь преобладают дуб, клен, липа, береза. Продолжительности зимнего периода, мощность снегового покрова, перепад высот позволили в данном регионе создать горнолыжный комплекс, при разработке которого учитывалась возможность проведения на территории соревнований по некоторым видам горнолыжного спорта - специальному слалому и сноуборду. В летнее время на территории комплекса действуют футбольное поле, теннисный корт, баскетбольная площадка, дорожки для роликовых коньков и скейтборда.
Общий жилой фонд составляет 590,8 тыс. кв. м, площадь строений бюджетной сферы составляет 64 тыс. кв. м.
Основными потребителями топливно-энергетических ресурсов в районе являются предприятия ЖКХ, население, бюджетные организации, в соответствии с распределением площади объектов.
Распределение площади объектов в районе выглядит следующим образом.

Распределение площади объектов в районе

Рисунок не приводится.

Основную часть площади занимает частный сектор жилищного фонда муниципального района.

2. Демографическое развитие Новобурасского
муниципального района

Согласно существующим статистическим показателям динамика демографического развития Новобурасского муниципального района характеризуется показателями, представленными в таблице 1.


Наименование показателя
2010 год
2011 год
2012 год
Численность постоянного населения на конец года, чел.
16661
16281
16226
- моложе трудоспособного возраста
2821
2753
2838
- трудоспособного возраста
10058
9603
9374
- старше трудоспособного возраста
3782
3925
4014
Число родившихся, чел.
184
173
215
Число умерших, чел.
280
227
272
Естественный прирост (+), убыль (-), чел.
-96
-54
-57
Коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения
11
10,6
13,2
Коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения
16,8
13,9
16,7

Численность населения муниципального района, как и в большинстве районов и городов области в последние годы сокращается. Однако необходимо отметить положительный факт - сокращение темпа убыли населения, так если в 2010 году естественная убыль населения составила - 96 чел., то в 2011 году - 54 чел. Сокращение численности населения вызвано миграционным оттоком населения в такие города, как Москва, Сургут и др. Однако в настоящее время темп миграционного оттока по Новобурасскому муниципальному району снизился.

Динамика рождаемости (смертности) на 1000 населения:

Рисунок не приводится.

3. Рынок труда и уровень жизни населения Новобурасского
муниципального района Саратовской области

Основным потребителем коммунальных услуг в Новобурасском муниципальном районе является население. Экономическое положение и уровень доходов (среднедушевой доход) населения определяет уровень оплаты коммунальных услуг и определяет возможность увеличения размера этой оплаты. Размер среднедушевого дохода играет определяющую роль при оценке доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, которые являются одним из основных источников финансирования инвестиционных программ. Экономическое положение населения зависит в основном от наличия работы и размера средней заработной платы.
Рассмотрим ситуацию на рынке труда в Новобурасском муниципальном районе.

Таблица 2

Показатели ситуации на рынке труда
в Новобурасском муниципальном районе

Наименование показателя
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Численность экономически активного населения, чел.
3390
3122
2858
Изменение численности экономически активного населения, %
-
92,1
91,5
Численность населения, работающего в организациях, чел.
2671
2523
2255
Численность обратившихся за содействием в трудоустройстве, чел.
112
96
77
Уровень безработицы, %
0,9
0,85
0,8

В анализируемом периоде наблюдается уменьшение численности экономически активного населения района. Стабильное снижение доли обратившихся за трудоустройством и уровня безработицы показывает, что экономически активное население трудоустраивается в других городах области и РФ. Можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда в Новобурасском районе нестабильная, постепенно ухудшается.
Показатели уровня доходов населения Новобурасского муниципального района приведены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели уровня доходов населения
Новобурасского муниципального района

Наименование показателя
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Среднемесячная номинальная заработная плата 1 работника, рублей
9735
10620
12628
% к предыдущему периоду
-
109,1
118,9
Среднемесячный размер пенсии, руб.
6332
6854
7505
% к предыдущему периоду
-
108,2
109,5
Среднедушевые доходы населения, руб.
4448
4721
5633
Численность населения, получающего жилищные субсидии, семей
394
490
499
Платные услуги населения, млн. руб.
110,5
134,5
145,8
в т.ч. объем реализации жилищно-коммунальных услуг, млн. руб.
35,7
15,4
18,4

В рамках получаемых денежных доходов население можно разделить на две категории: получающие заработную плату, получающие пенсии. За рассматриваемый период среднемесячная заработная плата изменилась на 29,7 % (с 9735 рублей в 2010 году до 12628 рублей в 2012 году). Темпы роста среднемесячной пенсии составляют 18,5 %, изменение пенсий происходит приблизительно равномерными темпами для всех категорий людей, их получающих, в силу того, что полномочия по пенсионному обеспечению граждан отнесены на государственный уровень. В анализируемом периоде, с учетом сложившихся тенденций и экономической ситуации наблюдается рост доходов населения на 26,6 %. Но тем не менее при установлении тарифов на коммунальные услуги необходимо учитывать то, что размер платы за жилищно-коммунальные услуги не превышал порогового значения доли расходов на ЖКУ от среднедушевого дохода населения.

Распределение количества занятых на предприятиях
и в организациях района по следующим видам
экономической деятельности (в %)

Рисунок не приводится.

Уровень регистрируемой безработицы
(в % к численности экономически активного населения)
составил:

Рисунок не приводится.

В связи с улучшением социально-экономического положения в целом по району удалось стабилизировать ситуацию на рынке труда.

Коэффициент напряженности на рынке труда
постоянно изменялся:

Рисунок не приводится.

В целом, учитывая рассмотренные тенденции, можно отметить, что регулирование организаций коммунального комплекса, связанное с определением перспектив развития систем коммунальной инфраструктуры, в первую очередь в сфере ее обновления и модернизации, должно носить сбалансированный характер с тем, чтобы принимаемые решения не привели к резкому и значительному ухудшению условий жизни района.

4. Капитальное строительство Новобурасского
муниципального района Саратовской области

Определяющее значение для развития систем коммунальной инфраструктуры играют масштабы жилищного, коммунально-бытового и промышленного строительства. Существующие и строящиеся объекты капитального строительства в любом городе, районе, в том числе в Новобурасском муниципальном районе, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. Соответственно, масштабы и сроки строительства должны определять масштабы и сроки строительства и модернизации систем коммунальной инфраструктуры с тем, чтобы к моменту завершения возведения объекта капитального строительства существовала возможность его подключения к инфраструктуре в заданном месте с определенной нагрузкой.
Жилищный фонд Новобурасского муниципального района представлен как многоэтажной, так и индивидуальной застройкой. Основную долю - 99,5 % жилищного фонда составляет индивидуальная частная застройка (частные дома). Многоквартирные жилые дома низкой этажности (1 - 3 эт.) с полным и частичным благоустройством в Новобурасском муниципальном районе, построенные с 1946 - 1995 гг., составляют 5 % жилищного фонда.
Во всех многоквартирных домах собственники помещений выбрали и реализуют непосредственное управление многоквартирными домами собственниками жилых помещений.
Обеспечение качественным жильем населения является одной из важнейших социальных задач, стоящих перед муниципальным районом. Капитальное исполнение, полное инженерное обеспечение, создание предпосылок для эффективного развития жилищного строительства с использованием собственных ресурсов - это приоритетные цели местного самоуправления в жилищной сфере.
При формировании проектного жилищного фонда ставятся следующие задачи:
- опережающее строительство инженерной и транспортной инфраструктур;
- строительство жилья на свободной территории для переселения людей, проживающих в жилье, которое расположено в санитарно-защитных зонах действующих предприятий;
- повышение качества жилья: капитальное исполнение, полное и надежное инженерное обеспечение;
- соблюдение планируемых темпов строительства (ввод объектов должен осуществляться в соответствии с планом мероприятий).
Основными направлениями будут являться новое строительство и реконструкция существующего жилищного фонда в целях повышения уровня его благоустройства. В первую очередь необходимо завершить освоение в целях жилищного строительства ранее отведенных земельных участков в населенных пунктах.
Новое жилищное строительство предлагается осуществлять в границах населенного пункта р.п. Новые Бурасы на территориях, расположенных в районе улиц Калинина, Чернышевского и Солнечной, Почтовой, Сосновой, Радаева, Кликушина, Перспективная и Интернациональная. Здесь предполагается строительство индивидуальных жилых домов усадебного типа, а также блокированной застройки. Площадь земельного участка под индивидуальную жилую застройку - 46 га.
Небольшой объем жилищного строительства предполагается провести в других населенных пунктах Новобурасского МО, а также на реконструируемых территориях в соответствии с генеральным планом.
Анализ использования земель в границах муниципального района показал, что основным территориальным резервом для развития жилищного строительства, промышленности, коммунальных и транспортных предприятий в срок до 2020 года и за его пределами будут служить неиспользуемые и неэффективно используемые земли населенных пунктов.
Настоящим проектом предлагается максимальное сохранение специализации хозяйственной деятельности района в соответствии с функциональным зонированием.

5. Состояние систем коммунальной инфраструктуры
Новобурасского муниципального района

В настоящее время в Российской Федерации привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, как правило, характеризуется не столько развитием инженерной инфраструктуры муниципальных образований, сколько необходимостью в ее капитальном ремонте и обновлении. Такая потребность обуславливается, в первую очередь, постоянно растущим уровнем износа систем коммунальной инфраструктуры, что также влияет на инвестиционной климат в отрасли. Данная тенденция характерна и для Новобурасского района.

Таблица 4

Наименование показателей
Значение
Водоснабжение

Удельный вес уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в общем протяжении уличной водопроводной сети, %
56,0
Потери воды, %
12,1
Теплоснабжение

Удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене, в общем протяжении тепловых сетей, %
71,2
Потери тепловой энергии, %
12,4

Функционирование систем коммунальной инфраструктуры района характеризуется следующими тенденциями. Рассматривая системы водоснабжения и теплоснабжения в целом, можно сделать вывод о том, что данные системы имеют высокий уровень износа.
Учитывая значительный вес сетей, нуждающихся в замене, можно предположить, что при сохранении сложившегося и недостаточного уровня обновления инфраструктуры в среднесрочной перспективе могут значительно увеличиться показатели потерь воды и тепла в сетях и аварийности, что в целом отразится на качестве соответствующих коммунальных услуг.

5.1. Водоснабжение Новобурасского муниципального района

Общая протяженность магистральных трубопроводов - 85,3 км (из них 56 км - в р.п. Новые Бурасы). Через систему жизнеобеспечения питьевой водой обеспечивается 92 % населения. Водоснабжение района характеризуется как не связанная между собой система локальных водозаборов, расположенных на большой удаленности друг от друга.
Состояние водозаборов, сетей и качество воды разнятся. Проведение реконструкции каждого локального водозабора требует подготовки индивидуального рабочего проекта. Ряд населенных пунктов имеет достаточный запас мощности водозаборных сооружений.

Водозаборы

Местонахождение
Источник воды и объемы подачи воды
Обслуживающие организации
п. Белоярский
Подземный 98 тыс. куб. в год
ООО "Вектор-2002"
р.п. Новые Бурасы
Подземный 258 тыс. куб. в год
ООО "Водоканал"
с. Лох
Подземный 12 тыс. куб. в год
ООО "Водоканал"
с. Аряш
Подземный 10 тыс. куб. в год

с. Ириновка
Подземный 15 тыс. куб. в год

с. Леляевка
Подземный 12 тыс. куб. в год
ООО "Родник"
с. Малые Озерки
Подземный 10 тыс. куб. в год
ООО "Родник"

Населенные пункты района имеют различную ситуацию с обеспечением питьевой водой. Наблюдается относительно благополучная ситуация в Северной части района и неблагополучная в Южной части. В часть сел питьевая вода доставляется транспортом.
Потребляются в основном подземные водные ресурсы.
По населенным пунктам (наиболее показательным).
В р.п. Новые Бурасы функционируют 4 в/забора, 18 скважин. Протяженность сети по р.п. Новые Бурасы - 56 км. Износ сети - 43 %. Современных материалов (пластик) - 25 - 27 %. С колонок раздается 25 - 30 % воды.
с. Тепловка
Система водоснабжения в хорошем состоянии. Материал водоводов - пластик. Качество воды - высокое. Забор воды из родника с расстояния 3 км.
д. Лох. 3 артезианские скважины, износ сетей - 51,2 %.
д. Ириновка
Забор воды из родника с расстояния 6 км. Материал сетей - металл. Износ сетей - 91,3 %.
д. Гремячка. Износ сетей - 80 %.
Село Чернышевка - нет водопровода.
Села Аряш, Кутино
Соленая техническая вода, подъем из колодцев 10 - 15 метров. Воду для питья подвозят в цистернах.
Основными проблемами в функционировании и развитии системы водоснабжения района являются:
- высокий износ сетей;
- отсутствие объективной информации о фактическом потреблении воды населением района.
Для улучшения надежности системы водоснабжения района планируются:
- замена водопроводов с высоким уровнем износа;
- строительство новых водозаборных башен.
Другой актуальной проблемой в сфере водоснабжения является обеспеченность граждан - потребителей общедомовыми приборами учета. В современных условиях приборы учета играют достаточно важную роль. Во-первых, посредством приборов учета ресурсоснабжающие организации, исполнители и потребители коммунальных услуг получают возможность оплачивать полученные услуги в зависимости от их фактического потребления. Это исключает разногласия, возникающие между исполнителями коммунальных услуг и организациями коммунального комплекса, связанными с разницей между установленными нормативами потребления и фактическим размером оплаты. Во-вторых, с применением показаний приборов учета организации коммунального комплекса могут более точно планировать объемы реализации товаров и услуг. Это, в свою очередь, обеспечит более точное и сбалансированное тарифное регулирование организации.

5.2. Теплоснабжение Новобурасского муниципального района

Теплоснабжение жилого сектора и бюджетных организаций Новобурасского муниципального района осуществляется ООО "Вектор 2002". Источниками тепловой энергии являются котельные и индивидуальные теплогенераторы.
Характеристика оборудования котельных и тепловых сетей свидетельствует о возможности снижения энергозатрат при производстве и транспорте тепловой энергии. Реконструкция котельных ООО "Вектор 2002" с заменой устаревшего оборудования на новое более совершенное котельное и вспомогательное оборудование с параллельным выполнением работ по реконструкции тепловых сетей позволит повысить показатель тепловой эффективности системы теплоснабжения в целом с 60 % до 80 %.
Модернизация систем теплоснабжения охватывает достаточно широкий круг объектов, включающий источники теплоснабжения (котельные), тепловые сети, потребители тепловой энергии. Общая экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при модернизации будет определяться по отдельным участкам и видам потребляемых ТЭР: топлива, электрической и тепловой энергии. При решении вопросов модернизации можно выделить основные направления:
- консервация (ликвидация) низкоэффективных источников теплоснабжения (в том числе электрокотлов и котлов на жидком топливе) с установкой котельных, оснащенных высокоэффективными котлами на природном газе;
- перераспределение тепловых нагрузок между потребителями с подключением отдельных потребителей к тепловым сетям и ликвидировать (консервировать) неэффективные источники теплоснабжения и изношенные тепловые сети;
- консервация (ликвидация) нерентабельных котельных с установкой индивидуальных автономных источников теплоснабжения (в том числе пообъектное и поквартирное отопление) с сокращением или полной ликвидацией тепловых сетей - децентрализация системы теплоснабжения;
- изменение схемы прокладки теплотрасс, обеспечивающее уменьшение протяженности теплосети и снижение нерациональных тепловых потерь;
- теплоизоляция неизолированных участков теплотрассы с использованием современных теплоизоляционных материалов, замена существующей изношенной тепловой изоляции на изоляцию из современных материалов;
- дополнительная теплоизоляция наружных ограждений зданий;
- внедрение системы учета и регулирования расхода теплоносителей внутри зданий и отдельных помещений.
Высокий уровень износа сетей и котельного оборудования обуславливает аварийность в системе теплоснабжения. Подключение новых потребителей к функционирующим котельным не прогнозируется. Основная цель мероприятий по развитию системы теплоснабжения в снижении уровня износа, который будет достигнут путем замены основного оборудования с модернизацией котельных. Модернизация котлоагрегатов позволит снизить удельные расходы топлива. Модернизация изношенных сетей позволит снизить потери тепловой энергии.

6. Потребление товаров и услуг организаций
коммунального комплекса

Оценка потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса играет важное значение при разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Во-первых, объемы потребления должны быть обеспечены соответствующими производственными мощностями организаций коммунального комплекса. Системы коммунальной инфраструктуры должны обеспечить снабжение потребителей товарами и услугами в соответствии с требованиями к их качеству, в том числе круглосуточное и бесперебойное снабжение. Во-вторых, прогнозные объемы потребления товаров и услуг должны учитываться при расчете тарифов.
Для оценки перспективных объемов проанализирован сложившийся уровень потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса района. По системе коммунальной инфраструктуры водоснабжение преобладающая доля в структуре потребления товаров и услуг соответствующих организаций коммунального комплекса района приходится на долю категории потребителей "Население", по системе теплоснабжения на долю категории - "Бюджетная сфера".
Объемы потребления по видам систем коммунальной инфраструктуры представлены в таблице 5.

Таблица 5

Динамика потребления товаров и услуг
организациями коммунального комплекса

№ п/п
Общие сведения
Ед. изм.
Разбивка по годам
2010
2011
2012
1
2
3
4
5
6
1
Потребление ТЭР МР
тыс. т.у.т.
40,74
40,95
41,21
2
Объем потребления ТЭ МР
тыс. Гкал
18,737
18,737
18,22
3
Объем потребления воды МР
тыс. куб. м
200,18
202,023
205,64

в т.ч. население
тыс. куб. м
151,0
152,0
154,0
4
Объем потребления ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
тыс. Гкал
-
-
-
5
Объем потребления воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
тыс. куб. м
131,2
167,68
170,68
6
Расход ТЭ БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов
Гкал
15700
15700
15240
7
Площадь БУ, в которых расчеты за ТЭ осуществляют с применением расчетных способов
кв. м
22000
22000
22000
8
Расход воды на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
куб. м
9560
9560
9528
9
Численность сотрудников бюджетного сектора, в котором расходы воды осуществляют с использованием приборов учета
чел.
400
400
398
10
Расход воды на снабжение БУ, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов
куб. м
38240
38240
38112
11
Численность сотрудников бюджетного сектора, в котором расходы воды осуществляют с применением расчетных способов
чел.
1200
1200
1197
12
Бюджет МР
тыс. руб.
152676,2
222664
252253,9
13
Расходы бюджета МР на обеспечение энергетическими ресурсами БУ
тыс. руб.
18312,5
23880,5
26396,8
14
Расходы бюджета МР на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
тыс. руб.
3636,7
3560,3
3095,0
15
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МР
тыс. Гкал
0
0
0
16
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах МР, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
тыс. Гкал
0
0
0
17
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МР
тыс. Гкал
3,0
3,0
2,98
18
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МР, расчеты за которую осуществляется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета
Гкал
0
0
0
19
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) МР
тыс. куб. м
137,5
138,7
142,2
20
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) МР, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
тыс. куб. м
110,0
110,9
113,8
21
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МР
тыс. куб. м
16,9
16,7
15,8
22
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МР, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета
куб. м
0
0
0
23
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах МР, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета
куб. м
16,9
16,7
15,8
24
Площадь жилых домов, где расчеты за воду осуществляют с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета)
тыс. кв. м
465,9
465,9
465,9
25
Площадь жилых домов, где расчеты за воду осуществляют с применением расчетных способов (нормативов потребления)
тыс. кв. м
116,5
116,5
116,5

Потребление услуг водоснабжения и теплоснабжения за последние три года изменялось равномерно. В соответствии с приведенными условиями была произведена оценка потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса всеми потребителя района.
Распределение по объему потребления тепловой энергии в муниципальном районе выглядит следующим образом.

Структура потребления тепловой энергии в районе

Рисунок не приводится.

Как видно из диаграммы, основными потребителями тепловой энергии в районе являются объекты образования. Необходимо отметить, что централизованное теплоснабжение жилых домов занимает небольшую долю от общей величины теплоснабжения, при этом жилые дома частного сектора используют природный газ для нужд отопления (индивидуальные теплогенераторы).
Аналогично выглядит структура потребления холодной воды по бюджетным объектам в районе.

Структура потребления холодной воды

Рисунок не приводится.

7. Мероприятия по комплексному развитию систем
коммунальной инфраструктуры района

Основными факторами, определяющими направления разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры района до 2025 года, являются тенденции социально-экономического развития района, характеризующиеся незначительным снижением численности населения и спадом промышленного производства, а также мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
Мероприятия разрабатывались исходя из целевых индикаторов, представляющих собой доступные наблюдению и измерению характеристики состояния и развития системы коммунальной инфраструктуры, условий их эксплуатации. Достижение целевых показателей, индикаторов в результате реализации программы комплексного развития характеризует будущую модель коммунального комплекса.
Комплекс мероприятий по развитию системы коммунальной инфраструктуры района разработан по направлению модернизация оборудования и сетей организаций коммунального комплекса в целях повышения качества товаров (услуг), улучшения экологической ситуации.
Разработанные программные мероприятия систематизированы по степени их актуальности в решении вопросов развития системы коммунальной инфраструктуры района и срокам реализации.
Сроки реализации мероприятий программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры определены исходя из актуальности и эффективности мероприятий (в целях повышения качества товаров (услуг), улучшения экологической ситуации) и планируемых сроков.
Стоимость мероприятий определена на основании показателей стоимости работ и учитывает изменение цен на ресурсы в соответствии с периодом реализации.

Перечень
программных мероприятий муниципальной программы
"Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры
Новобурасского муниципального района
в период до 2025 года"

№ п/п
Наименование мероприятия
Капитальные вложения (тыс. руб.) по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
Итого

Водоснабжение
1450
2300
320
2050
2400
150
330
2500
310
2300
380
3000
17490
1
Замена водопровода

300
120

150

200

250

300

1320
2
Капитальный ремонт РЧВ
500








150


650
3
Бурение скважин

2000


2200


2500



3000
9700
4
Установка пожарного гидранта


100



80


100


280
5
Установка задвижек



50

50


60

80

240
6
Приобретение а/м ассенизатор



2000





2000


4000
7
Утверждение запасов подзем. воды
850











850
8
Разработать и утвердить проект ЗСО (зона санитар. охраны)
100











100
9
Капитальный ремонт колодцев


100

50
100
50


50


350

Теплоснабжение
2700
5300
2300
2000
500


2000
500



15300
1
Ремонт котельной № 1
2500
5000
2000









9500
2
Замена котлов универсальными
100
200
300

300







900
3
Установление энергосберегающих котлов
100
100


200



500



900
4
Установление модульной котельной



2000



2000




4000

ВСЕГО:
4150
7600
2620
4050
2900
150
330
4500
810
2300
380
3000
32790

в т.ч. внебюджетные средства
4150
7510
2590
4000
2865
150
330
4450
800
2270
380
2965
32460

бюджет района

90
30
50
35
-
-
50
10
30
-
35
330


------------------------------------------------------------------