Постановление администрации Энгельсского муниципального района от 19.08.2013 N 4802 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Энгельсского муниципального района" на 2013 - 2015 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. № 4802

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КАДРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЭНГЕЛЬССКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации
Энгельсского муниципального района от 21.03.2014 № 1468)

В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Энгельсском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 06.04.2010 № 2105, протоколом комиссии по рассмотрению проектов ведомственной целевой программы от 30.07.2013 № 21 администрация Энгельсского муниципального района постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Энгельсского муниципального района" на 2013 - 2015 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению информации администрации Энгельсского муниципального района (Е.П. Каштанова) опубликовать настоящее постановление в общественно-политической газете Энгельсского муниципального района "Наше слово - газета для всех и каждого".
3. Отделу информационных технологий администрации Энгельсского муниципального района (А.А. Мартынов) разместить информацию об издании настоящего постановления на официальном сайте администрации Энгельсского муниципального района в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере Т.Е. Ванину.

Глава
администрации Энгельсского муниципального района
А.В.КУЛИКОВ





Приложение
к постановлению
администрации Энгельсского муниципального района
от 19 августа 2013 г. № 4802

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации
Энгельсского муниципального района от 21.03.2014 № 1468)

Паспорт ведомственной целевой программы
"Кадровое обеспечение системы здравоохранения
Энгельсского муниципального района" на 2013 - 2015 годы

Наименование программы
Ведомственная целевая программа "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Энгельсского муниципального района" на 2013 - 2015 годы (далее также - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и реквизиты муниципального правового акта)
Приказ комитета по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района от 21.03.2013 № 112-од "Об утверждении ведомственной целевой программы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Энгельсского муниципального района" на 2013 - 2015 годы"
Нормативно-правовое основание для разработки Программы
Постановление Правительства Саратовской области от 29.12.2012 № 800-П "О долгосрочной областной целевой программе "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013 - 2015 годы"
Заказчик Программы
Комитет по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района
Разработчик Программы
Комитет по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района
Исполнители Программы
Комитет по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района, МУЗ "Городская больница № 1", МУЗ "Городская больница № 2", МУЗ "Городская детская больница", МУЗ "Перинатальный центр", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи", МУЗ "Городская стоматологическая поликлиника", МУЗ "Городская поликлиника № 1", МУЗ "Городская поликлиника № 4", МУЗ "Детская городская поликлиника № 1", МУЗ "Энгельсская районная больница"
Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- совершенствование и перспективное развитие обеспеченности районной системы здравоохранения медицинскими кадрами, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также кадрового дисбаланса, обеспечение притока в муниципальные учреждения здравоохранения района врачей и среднего медицинского персонала;
- планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить муниципальные учреждения здравоохранения квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению;
- решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи, повышение престижа профессии медицинского работника.
Задачи Программы:
- формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения в муниципальном районе с учетом структуры потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования;
- создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников путем повышения их квалификации;
- обеспечение социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников.
Важнейшие оценочные показатели:
обеспеченность населения врачами на 10 тыс. населения - увеличение с 31,2 в 2012 году до 34,0 в 2015 году;
обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения - увеличение с 67,6 в 2012 году до 69,6 в 2015 году
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2013 по 2015 годы, в один этап
Объемы и источники финансирования
Общий объем необходимых для реализации Программы средств составляет 4038,2 тыс. рублей, в том числе:
средства местного бюджета (прогнозно) - 2486,2 тыс. рублей,
внебюджетные источники (прогнозно) - 1552 тыс. рублей
(в ред. постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.03.2014 № 1468)
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Сохранение и развитие кадрового потенциала системы здравоохранения в муниципальном районе, повышение и достижение наиболее полной обеспеченности и укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом медицинских учреждений Энгельсского муниципального района:
увеличение обеспеченности населения врачами на 10 тыс. населения - с 31,2 в 2012 году до 34,0 в 2015 году;
увеличение обеспеченности населения средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения - с 67,6 в 2012 году до 69,6 в 2015 году;
увеличение укомплектованности врачами-анестезиологами-реаниматологами с 44,4 % до 50 %, средними медицинскими работниками - с 91 % до 100 %
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Энгельсском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 06.04.2010 № 2105

1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости решения ее программными методами

Население муниципального района обслуживают 15 медицинских учреждений, имеющих 5 стационаров, 6 учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, и 4 учреждения, оказывающих специализированную помощь.
Население района обслуживают 884 врача всех специальностей (в 2011 году - 921 врач, в 2012 году - 905 врачей) и 1948 среднего медицинского персонала (в 2011 году - 2042 среднего медперсонала, в 2012 году - 1962 среднего медперсонала).
В расчете на 10 тыс. населения обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом составила 30,47 и 67,15 специалиста соответственно (в 2012 году - 31,2 и 67,6, в 2011 году - 32,2 и 71,5, в 2010 году - 31,3 и 70,6 соответственно). Норматив обеспеченности медицинскими работниками по распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р составляет по врачам - 41,0, по среднему медицинскому персоналу - 114,3 на 10 тыс. населения.
Соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала в течение 3-х последних лет сохраняется как 1:2,1.
Дефицит кадров ведет к перегруженности в работе и, как следствие, к снижению качества оказания медицинской помощи населению. В течение 3 лет коэффициент совместительства у врачей держится на уровне 1,4, у средних медицинских работников - 1,18.
Из 35 основных медицинских специальностей, по которым обеспечивается медицинская помощь населению в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципального района, по большинству имеется дефицит врачебных кадров. Наблюдается низкая укомплектованность по физическим лицам штатных единиц врачей-онкологов (45,7 процента), рентгенологов (53,8 процента), инфекционистов (52,2 процента), травматологов-ортопедов (54 процента), анестезиологов-реаниматологов (47 процентов), врачей ультразвуковой диагностики (59,8 процента), врачей клинической лабораторной диагностики (58,7 процента), врачей станций (отделений) скорой медицинской помощи (63 процента).
Серьезный дефицит врачебных кадров сложился в отделении реанимации и интенсивной терапии муниципального учреждения здравоохранения "Городская детская больница", где из 4,5 штатных единиц укомплектовано 2,0 штатные единицы, что ставит под угрозу функционирование данного отделения. Кроме того, по отделению отмечается текучесть медицинских кадров. Так, за период с 2010 по 2012 годы уволилось 7 человек, тогда как принято 5 человек. Одновременно низкой является заработная плата у среднего медицинского персонала по сравнению с другими учреждениями здравоохранения муниципального района, что создает предпосылки для увольнения обученных медицинских работников.
Несмотря на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" в последние годы отмечается отток врачей из первичного звена здравоохранения. Если на 1 января 2011 года укомплектованность по физическим лицам врачами составляла 77,2 процента, на 1 января 2012 года - 83,1 процента, то на 1 января 2013 года уже 80 процентов. По средним медицинским работникам укомплектованность по физическим лицам в 2010 году составляла 97,2 процента, в 2011 году - 95,8 процента, в 2012 году - 93,3 процента.
Растущий дефицит медицинских кадров в муниципальном районе и снижение укомплектованности медицинским персоналом как врачебным, так и средним, оказывают негативное влияние на деятельность районного здравоохранения и могут привести к снижению доступности и качества бесплатной медицинской помощи, а также невозможности выполнения стандартов и порядков оказания медицинской помощи на должном уровне.
Потребность врачебных кадров по итогам 2012 года составляет 177 человек, потребность средних медицинских работников по итогам 2012 года составляет 114 человек.
По состоянию на 1 января 2013 года молодых специалистов - врачей в медицинских учреждениях работает 52 человека, что составляет 5,7 процента (в 2011 году - 6,0 процентов, в 2010 году - 5,5 процента), пенсионеров - 265 человек, что составляет 29,3 процента (в 2011 году - 29,4 процента, в 2010 году - 23,7 процента). Средних медицинских работников - молодых специалистов - 147 человек, что составляет 7,5 процента (в 2011 году - 9,8 процента, в 2010 году - 5,3 процента), пенсионеров - 358 человек, что составляет 18,2 процента (в 2011 году - 17,3 процента, в 2010 году - 16,2).
Средний возраст работающих: у врачей - 47,7 лет, у средних медработников - 41,8 лет. Без стабильного притока молодых специалистов через несколько лет средний возраст медицинских работников приблизится к предпенсионному.
Одной из основных проблем низкой укомплектованности врачами и средними медработниками в учреждениях здравоохранения остается отсутствие жилья. Большинство медицинских работников не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно. Низкий уровень платежеспособности работников делает невозможным приобретение жилья даже с использованием стандартных механизмов ипотечного жилищного кредитования. Отсутствие возможности приобретения собственного жилья является серьезным фактором, обусловливающим отток квалифицированных кадров и сдерживающим замещение рабочих мест молодыми перспективными специалистами. Поддержка медицинских работников при решении жилищной проблемы станет основой привлечения в здравоохранение муниципального района молодых специалистов и позволит обеспечить сохранение квалифицированного кадрового состава муниципальных учреждений здравоохранения.
По данным руководителей муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района по состоянию на 1 января 2013 года нуждаются в получении жилья 136 человек, в том числе 33 врача и 103 средних медицинских работника. За период с 2010 по 2012 годы жилье получили 1 врач и 1 средний медицинский работник.
Одной из наиболее веских причин ухода специалистов из практической медицины в частную сферу деятельности или вообще смены профессии является заработная плата.
Среднемесячная заработная плата работников здравоохранения муниципального района за счет всех источников финансирования по состоянию на 1 января 2013 года составила 15,2 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата врачей - 24,3 тыс. рублей, у среднего медицинского персонала - 13,1 тыс. рублей, младшего медицинского персонала - 8,5 тыс. рублей. Молодые специалисты - врачи могут рассчитывать на должностной оклад в размере от 4,9 до 5,8 тыс. рублей, средние медработники - 4,3 - 4,7 тыс. рублей.

2. Основные цели и задачи

Цели Программы:
совершенствование и перспективное развитие обеспеченности муниципального района медицинскими кадрами, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также кадрового дисбаланса, обеспечение притока в медицинские учреждения врачей и среднего медицинского персонала;
планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению;
решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи, повышение престижа профессии медицинского работника.
Достижение поставленной цели предполагается решать посредством выполнения следующих задач:
формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения муниципального района с учетом структуры потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования;
создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников путем повышения их квалификации.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2013 по 2015 годы, в один этап.

4. Система программных мероприятий

Система (перечень) программных мероприятий Программы представлена в приложении.

5. Ресурсное обеспечение Программы
(в ред. постановления администрации
Энгельсского муниципального района от 21.03.2014 № 1468)

Источник финансирования мероприятий Программы - местный бюджет (прогнозно), внебюджетные средства (прогнозно).
Общий объем необходимых для реализации Программы средств составит 4038,2 тыс. руб., в том числе:
в 2013 году - 1392,2 тыс. руб., в 2014 году - 320 тыс. руб., в 2015 году - 2326 тыс. руб.:
- средства местного бюджета (прогнозно) - 2486,2 тыс. руб., из них: в 2013 году - 572,2 тыс. руб., в 2014 году - 0 тыс. руб., в 2015 году - 1914 тыс. руб.;
- внебюджетные средства (прогнозно) - 1552 тыс. руб., из них: в 2013 году - 820 тыс. руб., в 2014 году - 320 тыс. руб., в 2015 году - 412 тыс. руб.
В 2013 году финансирование Программы планируется в объеме 1392,2 тыс. руб., в том числе:
а) на мероприятия по формированию системы управления кадровым потенциалом здравоохранения в районе с учетом структуры потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования - 572,2 тыс. руб. за счет средств местного бюджета;
б) на создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников - 820 тыс. руб. за счет внебюджетных средств.
В 2014 году финансирование программы планируется в объеме 320 тыс. руб., в том числе на создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников - 320 тыс. руб. за счет внебюджетных средств.
В 2015 году финансирование программы планируется в объеме 2326 тыс. руб., в том числе:
а) на мероприятия по формированию системы управления кадровым потенциалом здравоохранения в районе с учетом структуры потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования - 1914 тыс. руб. за счет средств местного бюджета;
б) на создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников - 412 тыс. руб. за счет внебюджетных средств.

6. Механизм реализации Программы

Управление Программой, координацию деятельности исполнителей Программы и представление в установленном порядке необходимой отчетной информации в комитет экономики, промышленности и потребительского рынка администрации Энгельсского муниципального района осуществляет заказчик Программы.
Реализация программных мероприятий осуществляется исполнителями Программы в соответствии с комплексом основных программных мероприятий, представленных в приложении к настоящей Программе.
В целях реализации мероприятия по формированию системы управления кадровым потенциалом здравоохранения с учетом структуры потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования в качестве меры социальной поддержки предусматриваются денежные выплаты отдельным категориям медицинских работников за счет средств местного бюджета, порядок и размер которых устанавливается комитетом по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района.
(абзац введен постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 21.03.2014 № 1468)
Реализация мероприятий Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей Программы, ведущие к достижению поставленных целей.
Ежегодно при формировании районного бюджета на следующий год комитет по здравоохранению уточняет основные показатели и затраты по программным мероприятиям, оценочные показатели и вносит соответствующие изменения в Программу в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Энгельсском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 06.04.2010 № 2105.
Контроль за исполнением программных мероприятий осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Энгельсском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 06.04.2010 № 2105.

7. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать эффективную и доступную систему привлечения молодых специалистов в медицинские учреждения муниципального района, условия для преодоления кадрового дефицита за счет предоставления мер социальной поддержки специалистам.
Эффективность реализации Программы оценивается исходя из показателей обеспеченности и укомплектованности медицинскими кадрами медицинских учреждений муниципального района.
Социально-экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения дефицита медицинских кадров и увеличения укомплектованности медицинскими кадрами медицинских учреждений района, а также увеличения доступности и улучшения качества оказания медицинской помощи населению.
Экономическая эффективность заключается в:
сохранении и увеличении трудового потенциала муниципального района;
уменьшении оттока медицинских кадров;
улучшении демографических показателей.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
сохранение и развитие кадрового потенциала системы здравоохранения в муниципальном районе, повышение и достижение наиболее полной обеспеченности и укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом медицинских учреждений районного здравоохранения:
увеличение обеспеченности населения врачами на 10 тыс. населения - с 31,2 в 2012 году до 34,0 в 2015 году; увеличение обеспеченности населения средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения - с 67,6 в 2012 году до 69,6 в 2015 году;
изменение системы оплаты труда медицинских работников, стимулирующей улучшение количественных и качественных показателей их деятельности.





Приложение
к ведомственной целевой программе
"Кадровое обеспечение системы здравоохранения
Энгельсского муниципального района" на 2013 - 2015 годы

СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЭНГЕЛЬССКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации
Энгельсского муниципального района от 21.03.2014 № 1468)

N
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Источник финансирования
Объем финансирования (прогнозно), тыс. руб.
Исполнители
Ожидаемые результаты, целевые индикаторы
2013 год
2014 год
2015 год
Всего
1.
Формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения в муниципальном районе с учетом структуры потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования
2013 - 2015
Местный бюджет (прогнозно)
572,2
0
1914
2486,2
Комитет по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района, МУЗ "Городская детская больница"
Увеличение укомплектованности врачами-анестезиологами-реаниматологами с 44,4 % до 50 %, средними медицинскими работниками - с 91 % до 100 %
2.
Создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников путем повышения их квалификации
2013 - 2015
Внебюджетные источники
251
119
100
470
МУЗ "Городская больница № 1"
Врачи - 10. Средние медработники - 40
Внебюджетные источники
143
63
59
265
МУЗ "Городская больница № 2"
Врачи - 7. Средние медработники - 32
Внебюджетные источники
14
22
22
58
МУЗ "Энгельсская районная больница"
Врачи - 2. Средние медработники - 13
Внебюджетные источники
111
0
0
111
МУЗ "Перинатальный центр"
Средние медработники - 42
Внебюджетные источники
228
72
104
404
МУЗ "Станция скорой медицинской помощи"
Средние медработники - 128
Внебюджетные источники
46
17
11
74
МУЗ "Городская стоматологическая поликлиника"
Врачи - 13
Внебюджетные источники
27
0
27
54
МУЗ "Городская поликлиника № 1"
Врачи - 2
Внебюджетные источники
0
0
89
89
МУЗ "Городская поликлиника № 4"
Врачи - 3. Средние медработники - 1
Внебюджетные источники
0
27
0
27
МУЗ "Детская городская поликлиника № 1"
Врачи - 1

ИТОГО по позиции 2 (прогнозно):
2013 - 2015

820
320
412
1552



ИТОГО: (прогнозно)
2013 - 2015

1392,2
320
2326
4038,2


2013 - 2015
Местный бюджет (прогнозно)
572,2
0
1914
2486,2


2013 - 2015
Внебюджетные источники (прогнозно)
820
320
412
1552




------------------------------------------------------------------