Постановление администрации Петровского муниципального района от 17.12.2013 N 1484 "Об утверждении муниципальной программы "Водоснабжение и водоотведение на территории Петровского муниципального района" на 2014 - 2016 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ
ПЕТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. № 1484

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕТРОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА" НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации Петровского муниципального района
от 17.11.2014 № 1221-П)

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Петровского муниципального района от 17 октября 2013 г. № 1230 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных программ, их формирования и реализации", постановлением администрации Петровского муниципального района от 1 ноября 2013 г. № 1312 "Об утверждении перечня муниципальных программ Петровского муниципального района на 2014 год" администрация района постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Водоснабжение и водоотведение на территории Петровского муниципального района" на 2014 - 2016 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Петровские вести" и разместить на официальном сайте администрации Петровского муниципального района Саратовской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации В.В. Колдина.

Глава администрации
Петровского муниципального района
Ю.А.ЗАИГРАЛОВ





Приложение
к постановлению
администрации Петровского муниципального района
от 17 декабря 2013 г. № 1484
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации Петровского муниципального района
от 17.11.2014 № 1221-П)

Паспорт муниципальной программы
"Водоснабжение и водоотведение на территории Петровского
муниципального района" на 2014 - 2016 годы
(наименование муниципальной программы)

Основание разработки муниципальной программы (наименование и номер соответствующего правового акта)
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление администрации Петровского муниципального района от 01.11.2013 № 1312 "Об утверждении перечня муниципальных программ Петровского муниципального района на 2014 год", постановление администрации Петровского муниципального района от 17.10.2013 № 1230 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных программ, их формирования и реализации"
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Отдел по строительству и ЖКХ администрации Петровского муниципального района
Соисполнители муниципальной программы

Участники муниципальной программы
МУП "Коммунальный комплекс", ООО "Коммунальные системы" (по согласованию),
Администрация МО г. Петровск
Цели муниципальной программы
Обеспечение населения достаточным количеством качественной питьевой воды в соответствии с существующими нормами водопотребления, рациональное использование водных ресурсов и повышение надежности систем водоотведения
Задачи муниципальной программы
Задачами программы являются:
1) модернизация, реконструкция существующих сооружений системы водоснабжения, оптимизация технологических процессов, внедрение новых материалов и технологий. Капитальный ремонт существующих и строительство новых сооружений системы водоснабжения;
2) создание условий для переработки добываемой воды до качественных показателей СанПиН;
3) увеличение мощности перекачки сточных вод к местам утилизации, создание дополнительных резервов мощности на насосных станциях, ремонт, реконструкция и модернизация существующих канализационных коллекторов
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
Увеличение добычи воды, ее переработка и очистка, снижение риска загрязнения участков недр, увеличение степени безопасности бактериологического и инфекционного загрязнения добываемой воды, сокращение содержания железа в питьевой воде, сокращение потерь воды при транспортировке, снижение риска экологического и санитарного загрязнения водозаборных площадок, экологическая безопасность системы водоотведения и сокращение сброса сточных вод и веществ, загрязняющих окружающую среду
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
2014 - 2016 годы
Объемы финансового обеспечения муниципальной программы, в т.ч. по годам
Расходы (тыс. руб.)
Федеральный бюджет (прогнозно)
Област. бюджет (прогнозно)
Бюджет района (межбюджетные трансферты)
Внебюджетные источники (прогнозно)
Всего:
2000,0
2000,0
3705,8
1234,7
I год 2014
2000,0
2000,0
2505,8
934,7
II год 2015
0,0
0,0
1200,0
300,0
III год 2016
0,0
0,0
0,0
0,0
(в ред. постановления администрации Петровского муниципального района от 17.11.2014 № 1221-П)
Целевые показатели муниципальной программы (индикаторы)
1) Увеличение добычи воды на 115 куб. м/час;
2) увеличение протяженности водопровода на 320 м п.;
3) снижение содержания железа до 0,03 мг/л

Характеристика сферы реализации муниципальной программы

Обеспечение населения Петровского муниципального района водой является одной из приоритетных проблем, решение которой в кратчайшие сроки необходимо для сохранения активной жизнедеятельности, улучшения условий быта и повышения уровня жизни населения. Системы водоснабжения и водоотведения являются частью инфраструктуры района, совершенствование и расширение которой необходимо для поддержания экономического роста и экономической стабильности, улучшения экологического состояния, защиты здоровья жителей Петровского района.
В состав Петровского муниципального района входят шесть муниципальных образований, из них централизованное водоснабжение имеется в:
МО г. Петровск, где проживает 30417 человек;
Березовском МО в поселениях: с. Березовка (562 человека), с. Кожевино (680 человек), с. Новая Усть-Уза (309 человек), п. Студеный (544 человека), п. Тракторный (329 человек);
Грачевское МО в поселениях: с. Грачевка (550 человек), д. Абодим (324 человека), д. Ионычевка (141 человек), д. Крутец (155 человек), с. Николаевка (223 человека), с. Сосновоборское (769 человек);
Новозахаркинское МО в поселениях: с. Новозахаркино (749 человек), с. Озерки - (1385 человек);
Синеньское МО в поселениях: д. Новый Вершаут (50 человек), с. Ножкино (416 человек), д. Рузаевка (50 человек);
Пригородное МО в поселениях: п. Пригородный (1046 человек), с. Колки (110 человек), пос. Липовка (38 человек), п. Снежный (101 человек), с. Таволожка (442 человека).
Сравнительные данные фактической добычи воды и нормативного ее количества в наиболее крупных поселениях приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п
Поселение
Население чел.
Факт. добыча воды, куб. м/сут.
Норма потребления, куб. м/сут.
%
1.
г. Петровск
30417
9200
12000
76,7
2.
с. Кожевино
680
240
290
83
3
с. Грачевка
550
130
250
52
4
с. Озерки
1385
500
560
89
5.
с. Ножкино
416
50
170
30
6.
п. Пригородный
1046
230
430
54
7.
Средний процент по району
64,1

Основными источниками питьевого водоснабжения Петровского муниципального района являются артезианские скважины, расположенные на водозаборных площадках, одиночные скважины, а в сельских поселениях - частные колодцы и мелкие частные скважины.
Городское население имеет возможность использовать качественную питьевую воду только с городского водозабора № 2 в количестве 3120 куб. м/сутки, что составляет 34 % от общего количества добываемой воды централизованного водоснабжения 9200 куб. м/сутки.
Качество воды, добываемой из артезианских скважин, не соответствует требованиям СанПиН по содержанию железа, которое превышает нормы в 3 - 9 раз (норма - 0,03 мг/л, факт - 1,0 мг/л до 5,7 мг/л).
Качество воды, которой пользуются жители из местных скважин и колодцев верхнего водоносного горизонта, не соответствует предельно допустимой концентрации аммиака (по азоту) от 2,7 мг/куб. дм при норме 2,0 мг/куб. дм.
Существует такая проблема как отсутствие зон санитарной охраны на площадках добычи воды, которые расположены в зоне жилой застройки, что увеличивает риск случайного или умышленного загрязнения мест водозабора.
В некоторых микрорайонах города отсутствует возможность использования централизованного водоснабжения в связи с отсутствием разводящей водопроводной сети. Такая же ситуация наблюдается и в сельских поселениях.
Водоотведение на территории Петровского муниципального района осуществляется с помощью коммуникаций централизованного водоотведения сточных вод на пруды-испарители, которые имеются только в МО г. Петровск и охватывают лишь левобережную часть города. Централизованное водоотведение сточных вод осуществляется тремя КНС. Емкости прудов-испарителей достаточно для утилизации стоков, включая сточную воду, транспортируемую ассенизационными автомобилями в центральный коллектор из септиков, клозетов и выгребных ям частного сектора поселений и микрорайонов блокировочной застройки.
В сельских поселениях водоотведение осуществляется только через выгребные ямы и местные септики и автотранспортом сбрасывается в центральный городской коллектор.
Для решения проблемных вопросов по водоснабжению и водоотведению в Петровском муниципальном районе необходим программный подход с привлечением федеральных органов власти, Правительства Саратовской области, администрации муниципального района, администраций муниципальных образований района, строительных и проектных организаций.

Цели и задачи муниципальной программы

Целями муниципальной программы являются обеспечение населения района достаточным количеством качественной питьевой воды в соответствии с существующими нормами водопотребления, рациональное использование водных ресурсов и повышение надежности систем водоотведения.
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
1) модернизация, реконструкция существующих сооружений системы водоснабжения, оптимизация технологических процессов, внедрение новых материалов и технологий. Строительство новых сооружений системы водоснабжения;
2) создание условий для переработки добываемой воды до качественных показателей СанПиН;
3) увеличение мощности перекачки сточных вод к местам утилизации, создание дополнительных резервов мощности на насосных станциях, строительство обводных линий (лупингов) самотечных и напорных канализационных коллекторов.

Целевые показатели муниципальной программы

Состав целевых показателей (индикаторов) результативности и эффективности Программы определен в соответствии с ее целями, задачами и мероприятиями.
Целевые показатели сформированы таким образом, чтобы обеспечить:
- охват наиболее значимых результатов Программы;
- оптимизацию отчетности и информационных запросов.
Перечень целевых показателей является открытым и предполагает замену в случае потери информативности отдельных показателей.
Сведения о значениях показателей (индикаторов) Программы по годам реализации представлены в приложении к программе.

Перечень основных мероприятий Программы

Перечень программных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и решение задач Программы, представлен в приложении к Программе.

1) Модернизация и реконструкция водозаборов, бурение скважин на водозаборах.
На водозаборе № 2 с 2006 по 2013 год вышли из строя по причине пескования (выход из строя каркасов фильтров) 8 скважин общим дебетом 4614 куб. м/сутки. Последняя скважина, с учетом дебета которой обеспечивалось максимальное потребление питьевой воды в городе Петровске, вышла из строя по той же причине в ноябре 2013 г., отработав свой ресурс более 10-ти лет. Сооружение новых скважин не осуществлялось с 2006 года.
В связи с острым дефицитом добычи воды и отсутствием резерва в 2014 году предусматривается строительство 3 артезианских скважин взамен вышедших из строя на водозаборе № 2 в г. Петровске на Саратовско-Царицинский водоносный горизонт (палеоген). Глубина бурения скважин составит от 53,2 до 65,73 м.
Водозабор № 3 г. Петровска предназначен для нужд питьевого водоснабжения населения и предприятий, находящихся на территории "заводского поселка" и бывшего военного городка г. Петровска, с максимальной нагрузкой в объеме 1530 куб. м/сутки. В 2010 г. нагрузка была увеличена на 432 куб. м/сутки за счет подключения к водопроводным сетям многоквартирных жилых домов и котельной, находящихся на территории бывшего "военного городка".
В связи с острым дефицитом добычи воды и отсутствием резерва в 2014 году Программой предусматривается строительство 1 артезианской скважины взамен вышедшей из стоя на водозаборе № 3 на Кампанский водоносный горизонт. Глубина бурения скважин - 320 м.

2) Проектирование и строительство водоводов разводящей водопроводной сети.
За последнее время протяженность сети водопровода увеличивается ежегодно, охватывая новые и новые микрорайоны поселений, это: элеваторный поселок, военный городок, ул. Л. Толстого, всего - не менее 23 кварталов города. На 2014 год намечено строительство квартальных водопроводов с установкой водоразборной колонки по необходимости обеспечения качественной питьевой водой микрорайона затапливаемой зоны за Баней № 1, квартальных водопроводов с установкой водоразборной колонки по обращениям граждан Первоберезовского переулка, квартального водопровода с установкой водоразборной колонки по улице Панфилова 59.
Необходимостью расширения зоны водопотребления являются следующие факторы:
- подача качественной питьевой воды в микрорайоны, где используется некачественная вода первого водоносного горизонта из собственных источников,
- рациональное использование существующих мощностей.

3) Разработка проектно-сметной документации и строительство станций очистки и обезжелезивания на водозаборах.
На четырех городских водозаборных площадках добывают воду, по составу обогащенную большим содержанием железа, которое достигает до 5,7 мг/л, а в некоторых отдельных случаях и выше, что превышает норму СанПиН (норма - 0,3 мг/л).
Железо в подземных добываемых водах находится в растворенном состоянии, в основном в виде двухвалентного бикарбоната. Если концентрация железа не превышает 10 мг/л; pH >= 6,7; щелочность Щ >= 1 и окисляемость не более 6 - 7 мг/л, обезжелезивание осуществляют методом упрощенной аэрации с фильтрованием. Вода обогащается кислородом при изливе из подающего трубопровода с высоты 0,5 - 0,7 м в распределительную камеру фильтров. При фильтрации воды через зернистый слой загрузки на поверхности зерен образуется каталитическая пленка, состоящая в основном из гидроксида железа. Эта пленка интенсифицирует процесс окисления и выделения железа из воды в виде ржавых хлопьев и хорошо отделяется загрузкой фильтра.
Данный метод очистки хорошо зарекомендовал себя на водозаборе № 2, который бесперебойно работает с 1994 года, расчетная мощность которого составляет 12 тыс. куб. м/сутки, при максимально возможной добыче воды в перспективе до 7,5 тыс. куб. м/сутки. Обеспечен технологический резерв.
Вторым по добыче и реализации воды в городе является водозабор № 1. Общее количество добываемой воды - 3456 куб. м/сутки, на котором необходимо строительство станции обезжелезивания и удаления аммиака, концентрация которого превышает норму при добыче воды из колодцев каптажного ряда мощностью не менее 600 куб. м/сутки.
Третьим по мощности водозабором является водозабор № 3 (ул. Баукова, завод "Молот") производительностью 2688 куб. м/сутки. Для решения проблемы очистки воды на этом водозаборе достаточно восстановить и модернизировать существующую станцию обезжелезивания с фильтрами загрузки кварцевого песка, мощностью не менее 3000 куб. м/сутки.

4) Восстановление и строительство зон санитарной охраны строгого режима на водозаборах.
Для соблюдения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановления Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, с целью соблюдения СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, необходимо:
1. Разработать и провести согласование проекта создания первого пояса зон санитарной охраны строгого режима на трех городских водозаборных площадках, в первую очередь, на водозаборе № 1 и № 3, т.к. они находятся в зоне жилой застройки населенного пункта.
2. Провести строительно-монтажные работы по сооружению зон санитарной охраны первого пояса строгого режима.
В связи со сложившейся сложной ситуацией, указанной выше, непринятие мер повлечет за собой ухудшение качества подаваемой потребителям воды и создаст серьезную опасность для здоровья населения города, увеличит степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутационных факторов.

5) Приобретение и установка погружных фекальных насосов КНС № 2 в МО г. Петровск.
На КНС № 2 во время аварийных ситуаций, профилактических работ, технологических переключений предусмотрен сброс стоков в аварийный пруд-испаритель, который находится на территории КНС № 2. Данные технические решения принимались в 1968 году при разработке проекта и на настоящий момент морально устарели, кроме этого значительно ужесточились требования природоохранного законодательства. Емкость локального пруда-испарителя также не соответствует современным экологическим требованиям, и расположен он в опасной близости от реки Медведица. Для исключения сброса стоков в указанный пруд-испаритель и обеспечения условий непрерывной работы КНС № 2 необходимо в приемной камере установить современные фекальные погружные насосные агрегаты, производительностью не менее 300 куб. м/час с устройством обводной линии (лупинга) в напорный коллектор.

Прогноз конечных результатов, сроки и этапы
реализации муниципальной программы

В результате проведенных мероприятий по сооружению скважин увеличится добыча воды минимум на 115 куб. м/час, при сооружении зон санитарной охраны снизится риск загрязнения участков недр, увеличится степень безопасности бактериологического и инфекционного загрязнения добываемой воды примерно на 50 %.
При увеличении протяженности водопроводной сети увеличится число граждан, пользующихся качественной питьевой водой. За период реализации Программы число граждан должно увеличиться не менее чем на 15 %.
Станция обезжелезивания позволит снизить уровень железа с 2 мг/л до 0,03 мг/л, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Сроки реализации Программы предусмотрены с 2014 - 2016 годы.

Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы

Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района и внебюджетных источников (средства организаций коммунального комплекса).
Средства бюджета муниципального района предусматриваются за счет межбюджетных трансфертов муниципального образования г. Петровска, района на выполнение полномочий, переданных согласно решениям Петровского районного Собрания № 66-597, № 66-598, № 66-599, № 66-600, № 66-601 от 24.12.2009, № 6-45 от 22.02.2012, 18-120 от 28.12.2012 "О заключении соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований органам местного самоуправления Петровского муниципального района Саратовской области".
Общий объем финансирования программы за 2014 - 2016 годы составляет 8940,5 тыс. рублей, в том числе за счет:
бюджета муниципального района - 3705,8 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 1234,7 тыс. рублей.
(часть 3 в ред. постановления администрации Петровского муниципального района от 17.11.2014 № 1221-П)
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы уточняются ежегодно при формировании бюджета муниципального района на очередной финансовый год.

Анализ рисков реализации Программы

В ходе реализации муниципальной программы возможно возникновение некоторых рисков, приводящих к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных целей и задач муниципальной программы, такие как:
1. Организационные риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий муниципальной программы;
2. Финансово-экономические риски, связанные с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств, что потребует внесения изменений в Программу, корректировку целевых значений показателей в сторону снижения, отказ от реализации отдельных мероприятий.
Мерами регулирования и управления вышеуказанными рисками, способными минимизировать последствия неблагоприятных явлений и процессов, выступают:
- создание эффективной системы организации контроля за исполнением муниципальной программы;
- проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы;
- анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы от запланированных;
- оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий Программы;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- привлечение средств областного и федерального бюджетов и внебюджетных источников.





Приложение
к Программе

СВЕДЕНИЯ
ОБ ОБЪЕМАХ И ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕТРОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2014 - 2015 ГГ."
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации Петровского муниципального района
от 17.11.2014 № 1221-П)

№ пп
Наименование программных мероприятий
Ответственный исполнитель (соисполнитель, участник)
Объемы и источники финансирования (тыс. руб.)
Значение показателей
Годы реализации
Всего
Федеральный бюджет (прогнозно)
Областной бюджет (прогнозно)
Бюджет района (межбюджетные трансферты МО)
Внебюджетные источники (прогнозно)
наименование целевого показателя
ед. измерения
Показатель
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Цель. Обеспечение населения достаточным количеством качественной питьевой воды в соответствии с существующими нормами водопотребления, рациональное использование водных ресурсов и повышение надежности систем водоотведения
Задача. Модернизация, реконструкция существующих сооружений системы водоснабжения, оптимизация технологических процессов, внедрение новых материалов и технологий. Строительство новых сооружений системы водоснабжения
1
Модернизация и реконструкция водозаборов, бурение скважин на водозаборах в МО г. Петровск
Администрация ПМР
2014 год
5926,2
2000,0
2000,0
1291,3
634,7
Увеличение количества добываемой воды
куб. м/час
115
2015 год
0
0
0
0
0
0,0
2016 год
0
0
0
0
0
0,0
2
Проектирование и строительство водоводов разводящей водопроводной сети в МО г. Петровск
Администрация ПМР
2014 год
350,0
0
0
250,0
100
Увеличение протяженности водопроводных сетей
м
320
2015 год
0
0
0
0
0

2016 год
0
0
0
0
0

Задача. Создание условий для переработки добываемой воды до качественных показателей СанПиН
3
Разработка проектно-сметной документации и строительство станции обезжелезивания на водозаборах МО г. Петровск
Администрация ПМР
2014 год
700,0
0
0
600,0
100,0
Снижение содержания железа на водозаборах
Кол-во водозаборов
1
2015 год
0
0
0
0
0

2016 год
0
0
0
0
0

4
Восстановление зон санитарной охраны строгого режима на водозаборах МО г. Петровск
Администрация ПМР
2014 год
464,5
0
0
364,5
100
Количество восстановленных зон
шт.
1
2015 год
0
0
0
0
0
1
2016 год
0
0
0
0
0
1
(п. 4 в ред. постановления администрации Петровского муниципального района от 17.11.2014
№ 1221-П)
Задача. Увеличение мощности перекачки сточных вод к местам утилизации, создание дополнительных резервов мощности на насосных станциях, строительство обводных линий (лупингов) самотечных и напорных канализационных коллекторов
5
Приобретение и установка погружных фекальных насосов КНС № 2 в МО г. Петровск
Администрация ПМР
2014 год
0
0
0
0
0
Сокращение сброса сточных вод в локальный пруд-испаритель
%

2015 год
1500,0
0
0
1200,0
300
30
2016 год
0
0
0
0
0

Итого по Программе:
2014 год
7440,5
2000,0
2000,0
2505,8
934,7



2015 год
1500,0
0
0
1200,0
300,0



2016 год
0
0
0
0
0



2014 - 2016 годы
8940,5
2000,0
2000,0
3705,8
1234,7



(в ред. постановления администрации Петровского муниципального района от 17.11.2014
№ 1221-П)


------------------------------------------------------------------