Приказ Минсельхоза Саратовской области от 29.03.2013 N 85-пр "О ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2013 г. № 85-пр

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области
от 29.04.2013 № 113-пр, от 27.11.2013 № 307-пр,
от 30.01.2014 № 7-пр, от 09.06.2014 № 36-пр,
от 14.07.2014 № 45-пр, от 29.12.2014 № 93-пр,
от 02.02.2015 № 4-пр, от 15.05.2015 № 14-пр)

В целях создания технологических и экономических условий для устойчивого развития мясного скотоводства и увеличения объемов производства мяса крупного рогатого скота приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
И.А.БАБОШКИН





Приложение
к приказу
министерства сельского хозяйства области
от 29 марта 2013 г. № 85-пр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области
от 29.04.2013 № 113-пр, от 27.11.2013 № 307-пр,
от 30.01.2014 № 7-пр, от 09.06.2014 № 36-пр,
от 14.07.2014 № 45-пр, от 29.12.2014 № 93-пр,
от 02.02.2015 № 4-пр, от 15.05.2015 № 14-пр)

Паспорт Программы

Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области
Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Наименование программы
"Развитие мясного скотоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа)
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении программы
Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 29 марта 2013 г. № 85-Пр
Основание разработки Программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
Цели и задачи программы
Цель - развитие отрасли мясного скотоводства и повышение эффективности производства говядины на основе инвестиционно-инновационной технической и технологической модернизации производства.
Задача:
наращивание объемов производства говядины для обеспечения населения области
Численность целевой
группы населения области, на которую ориентирована
программа
на 01.01.2013 - 2503,6 тысяч человек
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации программы
Показатели программы:
- увеличение поголовья коров специализированных мясных пород с 24,3 (в 2012 году) до 30,7 тыс. голов (в 2015 году);
- увеличение объема производства на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе с 10,5 (в 2012 году) до 11,7 тыс. тонн (в 2015 году)
Характеристика мероприятий программы
реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли мясного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели - оказание поддержки из областного бюджета в форме субсидий на возмещение части затрат:
на содержание маточного поголовья мясного и помесного крупного рогатого скота по системе "корова-теленок" в товарных стадах;
на улучшение естественных пастбищ, приобретение семян высокоэнергетических кормовых культур и многолетних бобовых трав;
на приобретение сочных и концентрированных кормов, предназначенных для откорма бычков, выращиваемых на мясо;
на приобретение оборудования, машин и механизмов для мясного скотоводства
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013 № 113-пр)
Сроки реализации программы
2013 - 2015 годы
Объем финансового обеспечения программы (с разбивкой по годам и источникам)
объем финансирования на реализацию программы на период 2013 - 2015 гг. в ценах соответствующих лет составляет 539322,0 тыс. рублей, в том числе:
- за счет областного бюджета - 39514,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 19000,0 тыс. руб.,
2014 год - 19000,0 тыс. руб.,
2015 год - 1514,0 тыс. рублей;
- за счет федерального бюджета (прогнозно) - 82684,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 34416,0 тыс. руб.,
2014 год - 38926,0 тыс. руб.,
2015 год - 9342,0 тыс. руб.,
- за счет внебюджетных средств (прогнозно) - 417124,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 139300,0 тыс. руб.,
2014 год - 116074,0 тыс. руб.,
2015 год - 161750,0 тыс. руб.
финансирование предусмотренных Программой бюджетных расходов будет осуществляться главным распорядителем бюджетных средств в объемах, предусмотренных Законом Саратовской области "Об областном бюджете"
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области от 29.12.2014 № 93-пр, от 02.02.2015 № 4-пр, от 15.05.2015 № 14-пр)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
1. Прирост численности крупного рогатого скота мясного направления - 19,7 тыс. голов.
2. Прирост производства конкурентоспособной "мраморной" говядины - 1200 тонн.
3. Создание дополнительных рабочих мест - 155 мест.
4. Реализация инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации комплексов (ферм) по производству крупного рогатого скота.
5. Увеличение численности занятого населения в мясном скотоводстве в 2015 году к 2012 году на 4,7 % и доведение ее с 3280 до 3435 человек.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы" призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в области и достижения снабжения населения этим видом мяса по медицинским нормам питания, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Саратовской области.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития
специализированного мясного

Скотоводство Саратовской области - крупная высокотоварная отрасль, в которой мясной подкомплекс является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
Вместе с тем в нем накопилось наибольшее количество нерешенных проблем - малочисленность мясного скота, невысокий удельный вес производства "мраморной" говядины в общем производстве крупного рогатого скота, преобладание импорта мясного сырья.
По итогам 2011 года в России насчитывается 1,3 млн. голов крупного рогатого скота мясного направления продуктивности, его разведением занимаются в 69 регионах. Наша область по численности мясного скота занимает 9 место.
В период реформирования АПК до 2009 года в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах численность поголовья скота и объемы производства мяса неуклонно снижались.
В настоящее время разведением мясного скота в области занимаются 328 хозяйств в 27 районах. Количество хозяйств на сегодня по сравнению с 2009 годом увеличилось на 32 единицы. Массив мясного скота на начало 2013 года составил 49,1 тыс. голов, в том числе 24,9 тысяч коров. Рост численности с 2009 года составляет 171 процент.
Значительная государственная поддержка стимулировала сельхозтоваропроизводителей к разведению мясного скота. За счет субсидирования части затрат на приобретение специализированного мясного скота хозяйствами (как товарного, так и племенного) за 2009 - 2012 гг. закуплено 15,2 тыс. голов крупного рогатого скота мясных пород.
Динамика развития отрасли мясного скотоводства приведена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика развития отрасли мясное скотоводство
в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
Саратовской области

Показатель
Годы
2009
2010
2011
2012
2012 в % к 2009
Поголовье мясного и помесного скота всего, тыс. гол.
28,7
37,6
42,6
49,1
171,1
в том числе коров, тыс. гол.
15,2
18,5
21,3
24,9
163,8
Производство на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе, тыс. тонн
7,4
8,7
9,5
10,5
141,9
Приобретено мясного скота, гол.
6982
3555
2234
2448
x
Количество хозяйств, занимающихся разведением мясного скота всего, шт.
296
308
314
328
x
из них: сельхозпредприятия
79
84
84
86
x
КФХ
217
224
230
242
x

Саратовская область, располагающая огромными площадями естественных кормовых угодий, издавна считается традиционной зоной разведения крупного рогатого скота мясных пород и поставщиком высококачественной говядины. Основное количество говядины в области - 90 %, получают от убоя скота молочных и комбинированных пород.
Сложившееся в хозяйствах области соотношение поголовья молочного и мясного скота крайне противоречит практике многих стран с развитым животноводством и сдерживает устойчивое увеличение производства молока и высококачественной говядины. Сбалансированное производство молока и говядины можно обеспечить только при оптимальном соотношении интенсивного молочного и мясного скотоводства. Удельный вес мясного скота в общей структуре пород крупного рогатого скота в нашей области составляет 10,7 %.
Увеличение производства говядины является одной из наиболее актуальных проблем АПК как России в целом, так и Саратовской области в отдельности. Удельный вес ее в общем объеме производимого в области мяса составляет 44 %. Природно-климатические условия, исторически сложившаяся система землепользования, наличие естественных кормовых угодий предрасполагают к развитию мясного скотоводства во многих районах области.
Особую актуальность и традиционность разведение мясного скота имеет для заволжских степных районов, где сосредоточено 85 процентов от имеющегося в области мясного скота. При этом уже накоплен позитивный производственный опыт, имеется научный задел по интенсивному конкурентоспособному выращиванию молодняка крупного рогатого скота. При эффективной государственной поддержке и наличии механизмов развития отрасли производство крупного рогатого скота имеет такие же хорошие перспективы роста, как и другие подотрасли мясного животноводства.
Поголовье мясного скота в области представлено, в основном, отечественными породами - калмыцкой и казахской белоголовой. В небольшом количестве разводят герефордскую и русскую комолую породы.
Удельный вес казахского белоголового скота в общем поголовье составляет 67 %, калмыцкого - 20 %, герефордского - 4 %.
Для создания масштабной отрасли специализированного мясного скотоводства в Саратовской области имеются потенциальные ресурсы:
- наличие более 2 млн. га естественных кормовых угодий и около 700 тыс. га неиспользуемой пашни;
- апробированная в Юго-Восточной микрозоне области малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;
- маточное поголовье в мясных и молочных стадах для формирования новых мясных ферм.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в Саратовской области в настоящее время являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад.
Согласно долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2013 - 2020 годы" дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров на уровне 200 - 215 тыс. голов и увеличения объемов производства молока путем повышения удоев.
Это значит, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие годы.
Повышенный интерес к мясному скотоводству в Саратовской области за четыре последних года увеличил численность мясного скота в целом более чем на 71 %. Эти темпы целесообразно не только сохранить, но придать им устойчивый характер для достижения стратегической цели.

1.2. Характеристика проблемы

Основными путями увеличения производства говядины в мясном скотоводстве являются более полное использование генетического потенциала специализированных мясных пород, ускоренное их размножение, а также применение рациональной технологии воспроизводства стада, выращивание телят по системе "корова-теленок", интенсивный нагул и откорм молодняка до больших весовых кондиций. Многочисленные исследования показывают, что при полноценном кормлении и надлежащей технологии содержания молодняк всех разводимых пород достигает к 15 - 16 месячному возрасту массы 450 - 480 кг и более, от его убоя получают тяжелые туши и мясо отличного качества.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства в условиях Саратовской области являются невысокая численность мясного скота, неудовлетворительный уровень технического и технологического оснащения отрасли, низкая урожайность естественных кормовых угодий, слабая кормовая база, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние отрасли в Саратовской области обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:
1. Особенно остро стоит проблема качества племенного поголовья. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах. В среднем по всем породам продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами селекции, отсутствием экономических мотиваций обновления маточных стад за счет ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.
2. Доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота, сложившаяся на уровне 10 %, затрудняет развитие отрасли специализированного мясного скотоводства и вынуждает прибегать к использованию промышленного скрещивания и вовлечения в оборот выранжированного маточного поголовья молочных пород.
3. В хозяйствах области на низком уровне организован откорм молодняка крупного рогатого скота, вследствие чего реализация его на мясо осуществляется с живой массой менее 400 кг.
Государственная поддержка хозяйств по откорму молодняка мясных пород и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы 450 - 480 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и, в некоторой степени, будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для откормочного контингента.
4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве.
Современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ для эффективного их использования и т.д.) имеется на немногих мясных фермах области и не по всем позициям. Практически во всех действующих животноводческих предприятиях для содержания молодняка используются капитальные помещения, малопригодные для внедрения технологии содержания и кормления мясного скота.
5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья, огромными площадями которых обладает область, имеют относительно низкую урожайность. В результате мясная корова с теленком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 400 граммов.
В результате в мясных стадах области доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 18 - 20 процентов вместо 35 - 36 процентов, характерных для зарубежной практики. При залужении деградированных земель и малопродуктивной пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование различных травосмесей, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и других.
Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины.
6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в Саратовской области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Недостаточная экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят - менее 80 % вместо 85 процентов и выше; привесы молодняка на откорме - ниже 700 граммов вместо желательных 900 - 1000 граммов; средняя живая масса молодняка при реализации 400 килограммов вместо желательных 450 - 480 кг.
Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:
отсутствие спроса у мясоперерабатывающих предприятий на отечественный скот, поскольку они работают на дешевом импортном сырье, в результате - крайне низкие закупочные цены на отечественное сырье, не обеспечивающие окупаемость затрат на его содержание;
неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю мясных ферм приходится не более 20 - 25 процентов от розничной цены на говядину вместо 45 - 50 процентов в западных странах;
очень малая государственная поддержка по мясному скотоводству, которая покрывает не более 15 - 18 % от производственных издержек по сравнению, например, 30 - 90 % в странах ЕС.
Острота вышеназванных проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукция (система "корова-теленок"), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.
На решение указанных проблем и направлена Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Саратовской области на 2013 - 2015 годы".

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - развитие отрасли мясного скотоводства и повышение эффективности производства говядины на основе инвестиционно-инновационной технической и технологической модернизации производства.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу эффективного развития отрасли, способной производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для обеспечения населения области и поставок на внутренний и внешний рынки.
Задача Программы:
наращивание объемов производства говядины для обеспечения населения области.

Раздел 3. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ

Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в приложении № 2 к Программе.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)

Таблица 2

Основные целевые индикаторы Программы

Исключены. - Приказ Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр.

Результатом реализации Программы будет увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса).
Важнейшую роль в процессе развития мясного скотоводства будет выполнять племенная база за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов. В связи с этим предусмотрено ее совершенствование за счет повышения качества племенных животных.
Племенные ресурсы мясного скотоводства сосредоточены в 2 племенных заводах и 7 племенных репродукторах, в которых содержится 5288 голов специализированного мясного скота, в том числе 2431 тыс. голов коров.
Из 9 племенных хозяйств совершенствованием казахской белоголовой породы занимаются 4 хозяйства, калмыцкой - 3, герефордской - 2. На долю казахской белоголовой породы в общем поголовье племенного скота приходится 37,5 %, герефордской - 37,1 %, калмыцкой - 25,2 %.
За последние 3 года статус племенного репродуктора получили 5 хозяйств, племенного завода - 2 хозяйства.
Поголовье племенного мясного скота к 2015 году увеличится до 6,0 тыс. голов, или на 113,2 процента, из них коров - до 2,6 тыс. голов, или на 108,2 процента. Ожидается рост объема реализации племенного молодняка - с 700 голов в 2012 году до 900 голов в 2015 году, или на 128 процентов.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)
Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в области земельных угодий, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
К концу 2015 года общая численность мясного и помесного крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйствах достигнет 68,8 тыс. голов, или увеличится к уровню 2012 года на 37,3 процента. Это позволит обеспечить объем производства говядины в отрасли мясного скотоводства на уровне 11,7 тыс. тонн в живой массе.
В 2013 году на территории области намечена реализация двух проектов по мясному скотоводству:
ООО "ЭкоБиф" намерен реализовать инвестиционный проект по "Созданию сельскохозяйственного животноводческого хозяйства мясного направления по разведению КРС абердин-ангусской породы". Мощность проекта от 500 до 4000 голов (от 200 до 1400 тонн мяса). Начало выпуска продукции по проекту в 2015 году;
ООО "СаратовСельхозСоюз" приступает к реализации инвестиционного проекта "Создание комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья КРС и комплекса по убою и первичной переработке крупного рогатого скота". Мощность проекта 100 000 голов в год (48 тыс. тонн говядины в живом весе в год). Срок реализации проекта 2012 - 2016 гг.
Расчеты-прогнозы развития отрасли приведены в приложении № 3 к Программе.

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ

Решение задачи программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий, для реализации которых необходимо предусмотреть субсидии на поддержку сельхозтоваропроизводителей на возмещение части затрат по направлениям:
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013 № 113-пр)
а) на содержание маточного поголовья мясного и помесного крупного рогатого скота по системе "корова-теленок" в товарных стадах;
(пп. "а" в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013 № 113-пр)
б) на улучшение естественных пастбищ, приобретение семян высокоэнергетических кормовых культур и многолетних бобовых трав;
(пп. "б" в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013 № 113-пр)
в) на приобретение сочных и концентрированных кормов, предназначенных для откорма бычков, выращиваемых на мясо;
(пп. "в" в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013 № 113-пр)
г) на приобретение оборудования, машин и механизмов для мясного скотоводства.
(пп. "г" в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 29.04.2013 № 113-пр)
Также достижению намеченных результатов будет способствовать развитие системы кредитования подотрасли животноводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводство, переработки и реализации продукции животноводства на 2014 - 2020 годы" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы", способствующей ее устойчивому развитию отрасли и снижению рисков и заключающейся в предоставлении субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, привлеченным на развитие отрасли.
(часть вторая введена приказом Минсельхоза Саратовской области от 29.12.2014 № 93-пр)
Система программных мероприятий представлена в приложении № 1 к Программе.

Раздел 5. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЕЕ ВКЛАДА
В ДОСТИЖЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ,
ОЦЕНКУ РИСКОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

5.1. Общая оценка вклада Программы в достижении цели

Реализация Программы будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и успешного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины, а также обеспечит повышение производительности труда на фермах и занятость населения.

5.2. Социальные и экономические последствия реализации
Программы

Кроме производства высококачественной продукции, реализация Программы обеспечит повышение производительности труда на фермах, занятость населения и дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней (таблица 3).

Таблица 3

Расчет индикаторов экономической эффективности Программы

Показатели
Годы
2013 - 2015
2012 (факт)
2013
2014
2015
Основные индикаторы: Общее поголовье мясного скота, тыс. голов
45,6
52,3
58,7
62,6

в т.ч. маточное поголовье мясного скота, тыс. голов
27,3
31,6
34,7
36,8

из них: коровы, тыс. голов
24,3
26,3
28,42
30,7

Общее поголовье помесного скота, тыс. голов
3,5
5,4
5,9
6,2

в т.ч. маточное поголовье помесного скота, тыс. голов
0,7
0,8
0,9
1,0

из них: коровы, тыс. голов
0,55
0,59
0,64
0,70

Производство на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе, тыс. тонн
10,5
10,9
11,3
11,7
33,9
Вспомогательные индикаторы Валовой продукт отрасли, млн. руб.
798,8
829,2
860,8
892,8
2582,8
Валовой доход отрасли, млн. руб.
239,6
248,7
258,2
267,8
774,7
Чистая прибыль отрасли, млн. руб.
24,0
25,0
26,0
27,0
78,0
Начисление налогов, млн. руб.
2,0
2,4
2,5
2,6
7,5
Дополнительные рабочие места
30
50
52
53
155

Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного мяса (таблица 4).

Таблица 4

Расчет эффективности расходования бюджетных средств
по Программе
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 15.05.2015 № 14-пр)

Показатели
Ед. изм.
Годы
2013 - 2015
2012 (факт)
2013
2014
2015
Ежегодный прирост товарного производства говядины
тонн
995
405
415
420
1240
То же в стоимостном выражении (ВП)
млн. руб.
75,7
30,8
31,6
32,0
94,4
Выручка от реализации говядины
млн. руб.
162,6
167,4
178,9
199,8
546,1
Прирост выручки
млн. руб.
-
+4,8
+11,5
+20,9
+37,2
Финансовое обеспечение Программы
всего
млн. руб.
158,3
192,7
174,0
172,6
539,3
из них:






областной бюджет
млн. руб.
19,0
19,0
19,0
1,5
39,5

федеральный бюджет (прогнозно)
млн. руб.

34,4
38,9
9,3
82,6
Показатели эффективности
Эобщ
%
-
2,5
6,6
12,1
6,9
Эб
%
-
9,0
19,9
193,5
30,4

Оценку эффективности реализации Программы предполагается проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного мяса, численности мясного скота и качественных показателей развития отрасли мясного скотоводства, приведенных в таблице 3.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы предлагается проводить по годам.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы ведомственной отчетности.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.


5.2. Оценка рисков реализации Программы

Наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в области на 2013 - 2015 годы могут помешать риски, связанные с климатическими условиями и сложившиеся под воздействием негативных факторов, а также имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
увеличение импорта продовольствия.
б) Внутренние риски:
организационные риски, несвоевременная подготовку кадров в области мясного скотоводства;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов.

Раздел 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, БАЗИРУЮЩУЮСЯ НА СИСТЕМЕ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ПРОГРАММЫ

Утратил силу с 15 мая 2015 года. - Приказ Минсельхоза Саратовской области от 15.05.2015 № 14-пр.

Раздел 7. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие мясного скотоводства в хозяйства тех муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру, участвуют в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и аналогичной областной целевой программы.
В 2013 году в Саратовской области в рамках соглашения "О порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Саратовской области на мероприятия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" на 2013 год" № 497/10 от 22 апреля 2013 г., заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области, реализовывались следующие программные мероприятия:
- мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности;
- мероприятия по развитию газификации в сельской местности;
- мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
- мероприятия по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности.
(часть третья введена приказом Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)
На реализацию указанных мероприятий было освоено 679,4 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 235,1 млн. рублей, средств областного бюджета - 283,5 млн. рублей, средств местных бюджетов и внебюджетных источников - 160,8 млн. рублей.
(часть четвертая введена приказом Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)
Это позволило по итогам года:
- построить (приобрести) 4,5 тыс. кв. метров жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов;
- ввести 64 км локальных водопроводов и обеспечить устойчивое водоснабжение не менее 2,5 тыс. сельских жителей;
- ввести 32 км распределительных газовых сетей, газифицировать не менее 650 жилых домов, поднять уровень газификации в сельской местности до 98,1 %;
- завершить реконструкцию школы на 150 учащихся в с. Большой Мелик Балашовского муниципального района;
- построить два фельдшерско-акушерских пункта в Вольском и Энгельсском районах.
(часть пятая введена приказом Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)
В 2014 году социальное обустройство села будет осуществляться в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2020 годы" государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы".
(часть шестая введена приказом Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)
Часть седьмая исключена. - Приказ Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр.
Все муниципальные районы области на основе рекомендаций Государственной программы приступили к разработке муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, содержащих мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28.10.2011 № 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В результате реализации мероприятий настоящей программы в области будет дополнительно создано 155 рабочих мест (в 2012 году численность занятого населения в мясном скотоводстве составляет - 3280 человек, в 2013 году будет занято 3330 человек, в 2014 году - 3382 человека, в 2015 году - 3435 человек), что позволит повысить уровень занятости сельского населения.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)
Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Мясное скотоводство является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства, соответствует природно-климатическим особенностям и традиционным формам ведения сельскохозяйственного производства.
В рамках программы предусматриваются мероприятия по технологической модернизации отрасли.
На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.

Раздел 8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 29.12.2014 № 93-пр)

Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013 - 2015 годы составляет 539322,0 тыс. рублей, в том числе:
(в ред. приказов Минсельхоза Саратовской области от 02.02.2015 № 4-пр, от 15.05.2015 № 14-пр)
из областного бюджета - 39514,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 02.02.2015 № 4-пр)
2013 год - 19000,0 тыс. рублей,
2014 год - 19000,0 тыс. рублей,
2015 год - 1514,0 тыс. рублей,
из федерального бюджета (прогнозно) - 82684,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 15.05.2015 № 14-пр)
2013 год - 34416,0 тыс. рублей,
2014 год - 38926,0 тыс. рублей,
2015 год - 9342,0 тыс. рублей,
(абзац введен приказом Минсельхоза Саратовской области от 15.05.2015 № 14-пр)
из внебюджетных источников (прогнозно) - 417124,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 15.05.2015 № 14-пр)
2013 год - 139300,0 тыс. рублей,
2014 год - 116074,0 тыс. рублей,
2015 год - 161750,0 тыс. рублей.
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 15.05.2015 № 14-пр)

Раздел 9. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Комплексное управление программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является отдел развития отраслей животноводства;
- координацию деятельности подразделений министерства сельского хозяйства области, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет отдел развития отраслей животноводства и отдел инвестиционной политики и целевых программ;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию программы, осуществляет отдел развития отраслей животноводства и отраслевые отделы министерства сельского хозяйства области;
- финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансирования, государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе;
- мониторинг реализации Программы осуществляют отдел развития отраслей животноводства, отдел экономического анализа и планирования, отдел инвестиционной политики и целевых программ, отдел кадровой политики, отдел по развитию продовольственных рынков, хранению сельскохозяйственной продукции и интервенций, отдел государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются отдел развития отраслей животноводства, отдел инвестиционной политики и целевых программ; отдел экономического анализа и планирования, отдел финансирования, государственной поддержки и бюджетных отношений в агропромышленном комплексе.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств на реализацию Программы в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
(часть третья в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)
Правовые основания расходных обязательств областного бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Правительством Саратовской области при включении области в число участников Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 03.10.2012 № 590-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
(часть пятая в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области от 09.06.2014 № 36-пр)





Приложение № 1

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсельхоза Саратовской области
от 15.05.2015 № 14-пр)

Цель, задачи, наименование мероприятий
Источники финансового обеспечения
Объем финансового обеспечения (тыс. рублей)
в том числе по годам
Показатели результативности выполнения мероприятий
2013
2014
2016
Наименование показателя (единица измерения)
Базовое значение
2013
2014
2016
Целевое значение
Цель
развитие отрасли мясного скотоводства и повышение эффективности производства говядины на основе инвестиционно-инновационной технической и технологической модернизации производства
Задача
наращивание объемов производства говядины для обеспечения населения области
1. Развитие мясного скотоводства, из них:
всего
639322,0
192716,0
174000,0
172606,0
поголовье коров специализированных мясных пород, тыс. голов
24,3
26,3
28,42
30,7
30,7
областной бюджет
39514,0
19000,0
19000,0
1514,0
федеральный бюджет (прогнозно)
82684,0
34416,0
38926,0
9342,0
производство на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе, тыс. тонн
10,5
10,9
11,3
11,7
11,7
средства внебюджетных источников (прогнозно)
417124,0
139300,0
116074,0
161750,0
1.1. возмещение части затрат на содержание маточного поголовья мясного и помесного крупного рогатого скота по системе "корова-теленок" в товарных стадах
всего
461669,0
141018,0
147946,0
172606,0






областной бюджет
33014,0
12500,0
19000,0
1514,0
федеральный бюджет (прогнозно)
71286,0
23018,0
38926,0
9342,0
средства внебюджетных источников (прогнозно)
357269,0
105500,0
90019,0
161750,0
1.2. возмещение части затрат на улучшение естественных пастбищ, приобретение семян высокоэнергетических кормовых культур и многолетних бобовых трав
всего
7668,0
6300,0
2368,0







областной бюджет
1500,0
1500,0


федеральный бюджет (прогнозно)




средства внебюджетных источников (прогнозно)
6168,0
3800,0
2368,0

1.3. возмещение части затрат на приобретение сочных и концентрированных кормов, предназначенных для откорма бычков, выращиваемых на мясо
всего
20842,0
16000,0
6842,0

областной бюджет
2000,0
2000,0


федеральный бюджет (прогнозно)
3000,0
3000,0


средства внебюджетных источников (прогнозно)
15842,0
10000,0
5842,0

1.4. возмещение части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для мясного скотоводства
всего
49243,0
31398,0
17846,0







областной бюджет
3000,0
3000,0


федеральный бюджет (прогнозно)
8398,0
8398,0


средства внебюджетных источников (прогнозно)
37845,0
20000,0
17845,0

Всего по Программе
всего
639322,0
192716,0
174000,0
172606,0






областной бюджет
39514,0
19000,0
19000,0
1514,0
федеральный бюджет (прогнозно)
82684,0
34416,0
38926,0
9342,0
средства внебюджетных источников (прогнозно)
417124,0
139300,0
116074,0
161750,0





Приложение № 2

СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ)
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п
Наименование целевого индикатора (показателя)
Единица измерения
Значение целевого индикатора (показателя) по годам
базовое
значение
2013
2014
2015
целевое
значение
Задача. Наращивание объемов производства говядины для обеспечения населения области
1.
Поголовье коров
специализированных мясных пород
тыс. голов
24,3
26,3
28,42
30,7
30,7
2.
Производство на убой скота мясных
пород и их помесей в живой массе
тыс. тонн
10,5
10,9
11,3
11,7
11,7





Приложение № 3

РАСЧЕТ-ПРОГНОЗ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПОГОЛОВЬЯ
МЯСНОГО И ПОМЕСНОГО СКОТА И ПРОИЗВОДСТВА КРУПНОГО РОГАТОГО
СКОТА

Показатели
Годы
2015 к 2012
2012 (факт)
2013
2014
2015
+,-
%
Общее поголовье мясного скота
всего, тыс. гол.
45,6
52,3
58,7
62,6
+17,0
137,3
в т.ч. маточное поголовье мясного скота, тыс. гол.
27,3
31,6
34,7
36,8
+9,5
134,8
из них: коровы, тыс. гол.
24,3
26,3
28,42
30,7
+6,4
126,3
Общее поголовье помесного скота
всего, тыс. гол.
3,5
5,4
5,9
6,2
+2,7
177,1
в т.ч. маточное поголовье помесного скота, тыс. гол.
0,7
0,8
0,9
1,0
+0,3
142,9
из них: коровы, тыс. гол.
0,55
0,59
0,64
0,70
+0,15
127,3
Племенное поголовье мясного скота
всего, тыс. гол.
5,3
5,5
5,7
6,0
+0,7
113,2
в т.ч. коров, тыс. гол.
2,4
2,5
2,5
2,6
+0,2
108,3
Выход телят на 100 коров, голов
79
81
83
85
+6
107,6
Среднесуточный привес молодняка, грамм
677
750
800
900
+223
132,9
Средняя живая масса скота при реализации, кг
408
420
450
470
+62
115,2
Производство на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе, тыс. тонн
10,5
10,9
11,3
11,7
+1,2
111,4





Приложение № 4

ПРОГНОЗ ОБЪЕМА ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОВЯДИНЫ
ПО СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯМ, КРЕСТЬЯНСКИМ (ФЕРМЕРСКИМ) ХОЗЯЙСТВАМ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Список изменяющих документов
(введен приказом Минсельхоза Саратовской области
от 09.06.2014 № 36-пр)

тыс. рублей
№ п/п
Наименование района, хозяйства
2012 г. (факт)
Прогноз
2013 г.
2014 г.
2015 г.

Ивантеевский




1
ИП глава К(Ф)Х Гриднев А.В.
500
505
510
515
2
ООО "Урожай"
3993
4033
4073
4113
3
ООО "Арман"
1063
1074
1085
1096
4
ООО "Иргиз"
2032
2052
2073
2093

Краснопартизанский




5
СПК "Заря"
2938
3150
3600
4800
6
ИП глава К(Ф)Х Пирухин Ю.Н.
1023,4
1080
1300
1680

Новоузенский




7
ЗАО "Новая жизнь"
6170
6418
6676
6947
8
ЗАО "Таловское"
388
406
425
445
9
ЗАО "Дюрское"
788
821
854
891
10
ООО "Новолаптевское"
597
622
647
674
11
КХ "Атаев А.А."
450
471
492
513
12
ИП глава К(Ф)Х Агапов С.М.
1920
1998
2079
2165
13
ИП глава К(Ф)Х Бадахов М.К.
340
355
372
389
14
ИП глава К(Ф)Х Захаров С.Н.
530
554
578
603
15
ИП глава К(Ф)Х Искалиев М.К.
255
267
279
294
16
ИП глава К(Ф)Х Мулдагалиев Б.К.
1200
1249
1299
1356
17
ИП глава К(Ф)Х Омаров М.Р.
330
345
362
379
18
ИП глава К(Ф)Х Паршин А.С.
408
427
448
467
19
ИП глава К(Ф)Х Петранкина Е.В.
688
718
747
779
20
ИП глава К(Ф)Х Сабиров Б.Х.
1105
1153
1202
1253
21
ИП глава К(Ф)Х Сапаров Ш.Т.
1530
1594
1659
1727
22
ИП глава К(Ф)Х Сидорова О.Н.
736
768
802
836
23
ИП глава К(Ф)Х Акчурин Р.З.
2400
2497
2598
2704
24
ИП глава К(Ф)Х Туралиев К.Б.
1180
1229
1283
1337
25
ИП глава К(Ф)Х Хамзатов В.В.
960
999
1042
1086
26
СПК "Атлант"
595
620
647
676

Саратовский




27
ИП глава К(Ф)Х Демидова Е.Н.
1357,2
1493,4
1568,1
1646,4
28
ООО "СарПродАгро"

120
125
130
29
ИП глава К(Ф)Х Инаркаев В.О.
1342
3112,2
4728,8
11981,2
30
ИП Бараков А.Н.
216
225
234
244
31
ИП глава К(Ф)Х Садоян Р.А.
1680
1764
1848
1940,4

Хвалынский




32
ИП глава К(Ф)Х Бахтияров А.А.
290
304
318
334

Красноармейский




33
ОАО "МТС-Хлебороб"
675
702
730
759

Пугачевский




34
КФХ "Ново-Марьевка"
3752
2500
4257
4700
35
ООО "Любицкое"
3600
3645
3731
3801
36
ООО "Агропродукт"
1620
1710
1800
1900
37
ООО "АФ "Рубеж"
358
760
903
1045
38
ООО "Золотой колос Поволжья"
5106
3574
2502
1751

Перелюбский




39
ИП глава К(Ф)Х Кулиев Б.И.
419,7
459,5
489,9
522,2
40
ИП глава К(Ф)Х Жданов С.Н.
1311,6
1449,2
1558,8
1611,3
41
СХПК "Красноармеец"
2046,1
2226,9
2345,4
2435,6
42
ООО "Клевенское"
4748,1
5196,2
5493,1
5845,8
43
СХПК "Васильевский"
1318,2
1449,2
1558,8
1675,8
44
ООО "Октябрьское"
2236,3
2439
2598,1
2767
45
СХПК "Родина-С"
7187,7
7882,7
8088,2
8618,5
46
ИП глава К(Ф)Х Букина Н.В.
1246,1
1378,6
1484,6
1597,8
47
ИП глава К(Ф)Х Коваценко Л.В.
1613,3
1767,4
1892,9
1948,5

Балаковский




48
ООО "Мясо-молочный комплекс"
1494
1536
1582
1630
49
ИП глава К(Ф)Х Анохин С.А.
3040
3125
3219
3315

Дергачевский




50
СХА "Восход"
2501
2808
2960
3740
51
ООО "Дергачи птица"
780
882
1120
1224
52
ИП глава К(Ф)Х Рахматуллин Ф.М.
804
1050
1080
1200

Б. Карабулакский




53
ООО "Долина"
2155
2216
2283
2352
54
СХПК СХА "Нееловская"
35
100
110
120
55
ООО "Марат-2002"
500
514
530
546

Энгельсский




56
ООО "Березовское"
7075
7273
7491
7716
57
ООО "Косовица"
1053
1074
1096
1117
58
ООО "Плодородие"
3250
3600
4500
6600
59
ИП глава К(Ф)Х Хайрулинов К.Б.
7959
8118
8362
8613
60
ИП глава К(Ф)Х Ешимов А.А.
2342
2412
2482
2552

Ал.-Гайский




61
ИП глава К(Ф)Х Кушумбаев С.А.
7298
7853
7878,3
8878
62
ИП глава К(Ф)Х Киришев М.К.
6533
7034
7563
7946
63
ИП глава К(Ф)Х Мажитов Н.А.
5682
6118
6578
6911
64
ИП глава К(Ф)Х Ескалиев Н.И.
6307
6791
7302
7672
65
ООО "Жан"
391
421
452
474
66
ООО "Яшин"
3614
3891
4184
4396

Марксовский




67
ЗАО "Зоринское"
7164
7200
7900
8100
68
КХ "Ягода"
790,3
805,2
825,8
850,8
69
ИП глава К(Ф)Х Сафиуллин Ф.Н.
625,2
635,4
685,2
698,4
70
Краснокутский




71
ИП глава К(Ф)Х Косян К.А.
708
728
750
772
72
ИП глава К(Ф)Х Дуленбаев Ж.М.
1242
1277
1315
1355
73
ИП глава К(Ф)Х Таспаев Н.С.
894
919
947
975
74
ИП глава К(Ф)Х Дукураев Ш.Ш.
1161
1194
1229
1266

Ершовский




75
Колхоз им. 18 Партсъезда
480
1500
2000
3000
76
КФХ "Водолей"
2034
2237
2684
3490
77
ООО "Узень"
453
657
980
1020
78
ОАО "МТС-Ершовская"
7968
3908
3425
4200


------------------------------------------------------------------