Постановление Правительства Саратовской области от 07.03.2013 N 95-П "Об утверждении Концепции развития торговли в Саратовской области на 2013 - 2015 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. № 95-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства Саратовской области
от 27.02.2014 № 129-П)

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития торговли в Саратовской области на 2013 - 2015 годы.
2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции развития торговли в Саратовской области на 2013 - 2015 годы при решении задач в сфере торговой деятельности.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при реализации мероприятий по созданию условий для обеспечения жителей муниципальных образований услугами торговли учитывать положения Концепции развития торговли в Саратовской области на 2013 - 2015 годы.
4. Министерству экономического развития и инвестиционной политики области ежегодно в срок до 1 февраля утверждать план мероприятий по реализации Концепции развития торговли Саратовской области на 2013 - 2015 годы и размещать его на своей странице на официальном портале Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(п. 4 в ред. постановления Правительства Саратовской области от 27.02.2014 № 129-П)
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П.В.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ





Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 7 марта 2013 г. № 95-П

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства Саратовской области
от 27.02.2014 № 129-П)

1. Состояние сферы торговли в Саратовской области

В 2011 - 2012 годах состояние торговой отрасли в области можно охарактеризовать как стабильное с относительно высоким уровнем товарной насыщенности.
В структуре валового регионального продукта по предварительным итогам 2012 года доля оптовой и розничной торговли составила более 12 процентов.
Доля поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Саратовской области от предприятий оптовой и розничной торговли за 2011 год составила 10,6 процента, в 2012 году - 11,5 процента.
Доля населения, занятого в отрасли, составляет почти 17 процентов занятых в экономике области.
Состояние розничной торговли в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Российской Федерации и Саратовской области. Курс на интенсивное развитие экономики региона, в том числе и торговли, способствовал динамичному росту объемов оборота розничной торговли на протяжении последних лет (за исключением кризисного 2009 года), увеличиваясь в 2007 - 2008 годах на 15,3 - 16,6 процента, в 2010 - 2012 годах - на 6,7 - 9,2 процента ежегодно.
В 2012 году оборот розничной торговли по сравнению с 2011 годом увеличился на 9,2 процента и составил 243,9 млрд. рублей.
Важной характеристикой 2010 - 2012 годов являлось улучшение потребительского поведения населения, восстановление спроса, что способствовало развитию розничной торговли области. Уменьшился удельный вес продовольственных товаров в структуре товарооборота, существенно увеличилась продажа непродовольственных товаров: если в кризисный и посткризисные годы в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась до 50,3 процента, то с 2010 года началось постепенное изменение пропорций, в результате чего в 2012 году доля непродовольственных товаров возросла до 54 процентов.
Наблюдалась переориентация населения на покупку товаров в магазинах, торговых центрах и комплексах. Вследствие этого, а также в результате перехода рынков в другие форматы торговли объемы рыночных продаж снизились на 4,9 процента по сравнению с 2011 годом и составили 18,4 млрд. рублей.
В 2012 году количество зарегистрированных организаций оптовой и розничной торговли, включая организации по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, превышало 12 тысяч.
Интенсивными темпами развивается сетевая торговля и современные форматы торговли. Доля продажи через сетевые форматы в общем обороте розничной торговли составила более 25 процентов. Самую разветвленную сеть на территории области имеют ЗАО "Тандер" ("Магнит"), ООО "Центр реструктуризации" ("Гроздь"), ООО "Волгаторг" ("Пятерочка"). Всего предприятий сетевой продовольственной розницы в 2012 году насчитывалось 643 единицы.
В регионе активно развиваются транснациональные сети, гипермаркеты которых "Метро", "Реал", "Лента", "Перекресток", "Карусель", "О'KEY" пользуются спросом у населения.
В последние годы получило развитие строительство торговых (шопинг) комплексов с широким спектром услуг общественного питания, бытового назначения, организацией досуга для детей: "Сиеста", "Аврора" "Триумф МОЛЛ", "Мой новый", "Happy Молл".
Активное развитие на территории области получил сетевой ритейл формата "дрогери" (drogerie) (основной ассортимент составляет непродовольственная группа товаров: предметы гигиены, бытовой химии, косметики и парфюмерии, фармацевтики) - это магазины "Рубль БУМ", "Чистюля", "1b", "Иль де Ботэ".
Вступление в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ряда принятых на федеральном уровне нормативных правовых актов более четко определило основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и разграничило полномочия на всех уровнях управления отраслью.
Во исполнение указанного Федерального закона сформирована нормативная правовая база Саратовской области в сфере регулирования торговой деятельности. Приняты:
Закон Саратовской области от 28 января 2011 г. № 5-ЗСО "О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 1 июня 2010 г. № 195-П "Об утверждении Положения об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 24 декабря 2010 г. № 660-П "Об обеспечении представления и размещения информации";
постановление Правительства Саратовской области от 14 февраля 2011 г. № 89-П "Об утверждении Положения о порядке проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 8 июня 2011 г. № 290-П "О межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка в Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 29 апреля 2011 г. № 233-П "Об аккредитации организаций в качестве социальных магазинов на территории Саратовской области".
В рамках реализации полномочий министерством экономического развития и торговли области за период 2010 - 2011 годы приняты приказы:
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 27.02.2014 № 129-П)
от 29 марта 2010 г. № 177 "О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов";
от 28 февраля 2011 г. № 124 "Об утверждении Положения о порядке внесения сведений в торговый реестр";
от 1 июня 2011 г. № 457 "Об утверждении комиссии по аккредитации организаций в качестве социальных магазинов".
Установлены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по области в целом и для каждого муниципального района и городского округа области. Нормативы доведены до органов местного самоуправления и утверждены в составе Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 3 июля 2012 г. № 110-ЗСО. В целом по области норматив составил 462 кв. м на 1 тысячу человек. Фактическая обеспеченность площадью торговых объектов к началу 2012 года по области составила 451 кв. м на 1 тысячу человек, в крупных городах - 552 кв. м на 1 тысячу человек, в малых городах - 480 кв. м на 1 тысячу человек, на селе - 201 кв. м на 1 тысячу человек.
Размещение нестационарных торговых объектов рассматривается в качестве самостоятельного элемента государственного регулирования торговой деятельности. Уполномоченными органами местного самоуправления области разработаны и утверждены Схемы размещения нестационарных торговых объектов. На территории области функционируют 2730 нестационарных торговых объектов, в том числе 544 автолавки и автомагазина, обеспечивающих продовольственными товарами и товарами повседневного спроса население отдаленных и малочисленных населенных пунктов.
В Саратовской области розничные рынки занимают свой сегмент, который востребован потребителями. В 2007 году во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" уполномоченными органами местного самоуправления области были выданы разрешения на организацию 135 розничных рынков, в том числе в городе Саратове - 41 разрешение. К концу 2012 года их количество сократилось до 73, в том числе до 13 в городе Саратове. Сокращение произошло за счет прекращения действия разрешения на право организации розничного рынка, а также в связи с преобразованием в иные форматы торговли. Количество торговых мест на розничных рынках на начало 2012 года составляло 23157, а к концу года - 18843. Доля розничных рынков в формировании оборота розничной торговли в целом по области снизилась и в 2012 году составила 7,7 процента против 9,1 процента в 2011 году.
В рамках проводимой Правительством области политики по обеспечению населения региона качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией и продуктами ее переработки на территории области организована ярмарочная торговля. Ярмарочный объем продаж в 2011 году составил 3,1 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2010 году. В крупных и малых городах области в 2012 году проведено около 3500 ярмарок. Правительством области совместно с администрацией муниципального образования "Город Саратов" организована работа четырех постоянно действующих ярмарок "выходного дня" на площадках Заводского района, поселка "Солнечный", территории, прилегающей к сельскохозяйственному рынку в поселке "Юбилейный", и на Театральной площади города Саратова. На их долю приходится до 45 процентов всего ярмарочного товарооборота.
В рамках проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории области осуществляется формирование торгового реестра. За 2011 - 2012 год в торговый реестр области внесено 3252 единицы хозяйствующих субъектов, количество объектов составило 5513 единиц.
Министерство экономического развития и инвестиционной политики области совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации обеспечивают функционирование системы информационного обеспечения в области торговой деятельности и исполнение приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 мая 2011 г. № 708 "Об утверждении перечня информации, размещаемой в системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, перечня товаров, в отношении которых размещается информация о среднем уровне цен и форм предоставления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Министерству промышленности и торговли Российской Федерации информации о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, об издании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности".
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 27.02.2014 № 129-П)

2. Цели и задачи Концепции развития торговли
в Саратовской области на 2013 - 2015 годы

Концепция развития торговли в Саратовской области на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Саратовской области от 28 января 2011 г. № 5-ЗСО "О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области".
Основными целями Концепции являются:
повышение социально-экономической эффективности функционирования торговой отрасли, ее вклада в валовой региональный продукт;
создание на территории области современной инфраструктуры торговли, основанной на принципах достижения сбалансированного развития различных форматов торговых предприятий (от оптового звена до мелкой розницы), обеспечивающих формирование эффективной системы товародвижения;
повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере торговли;
создание условий для удовлетворения потребностей населения, в том числе социально незащищенного, в безопасных и доступных товарах, в том числе товарах для детей;
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, снижение административных барьеров при осуществлении торговой деятельности хозяйствующими субъектами.
Цели Концепции могут быть достигнуты за счет решения следующих задач:
создание условий для взаимодействия между субъектами торговли и товаропроизводителями с целью установления прямых хозяйственных связей, содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке области;
обеспечение условий для создания в сфере торговли новых торговых мест, сохранения имеющихся, повышения производительности труда и оплаты в отрасли;
реализация мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности торговых объектов, относящихся к объектам с массовым пребыванием населения;
функционирование системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности на территории области;
содействие в создании и функционировании логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами;
оптимизация размещения торговых объектов;
организация конкурсов среди предприятий розничной торговли в целях стимулирования качества обслуживания населения, внедрения прогрессивных технологий, расширения ассортимента реализуемой продукции и оказываемых услуг;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов массовых профессий и управленческих кадров для торговой отрасли;
стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих товарами и услугами население сельских населенных пунктов;
обеспечение экономической (ценовой) и территориальной доступности товаров и услуг розничной торговли, повышение качества и культуры торгового сервиса, качества и безопасности товаров;
поддержка субъектов потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
содействие осуществлению мер по защите прав потребителей;
создание условий для организации и развития сельскохозяйственных розничных рынков в местах строительства жилых микрорайонов областного центра и городских округах области;
увеличение доли товарооборота продукции субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Механизм реализации Концепции

Концепция является основой для определения и реализации комплекса мер, направленных на решение вопросов экономической и территориальной доступности для населения области товаров и услуг розничной торговли, обеспечение продовольственной независимости области и сбалансирование рыночных механизмов и методов государственного регулирования торговой деятельности.
Для эффективного решения поставленных в Концепции задач целесообразно объединение усилий органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области и др.), органов местного самоуправления области, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство потребительских товаров, их поставку и розничную продажу.
Основная роль в формировании и реализации плана мероприятий по реализации Концепции отводится министерству экономического развития и инвестиционной политики области, министерству сельского хозяйства области, министерству промышленности и энергетики области, министерству образования области, которые осуществляют мониторинг исполнения и контроль за исполнением Концепции.
(часть третья в ред. постановления Правительства Саратовской области от 27.02.2014 № 129-П)
Основными направлениями реализации Концепции являются:
развитие межрегиональной торговли и участие иногородних партнеров в реализации инвестиционных проектов строительства торговых объектов на территории области;
поэтапный перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры), стационарные торговые объекты;
упорядочение торговли на рынках, реконструкция и преобразование их в современные торгово-сервисные (развлекательные) комплексы, сохранение сельскохозяйственных рынков в торговой инфраструктуре области;
развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан;
обеспечение защиты прав потребителей, развитие системы правовой помощи потребителям в случаях нарушения их прав, обеспечение согласованности действий организаций, занимающихся защитой прав потребителей на территории области;
реализация мер по противодействию теневому обороту, торговле в несанкционированных местах, использованию объектов, не сданных в эксплуатацию;
обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере торговли;
содействие внедрению систем добровольной сертификации в сфере торговли;
стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок, выставок-продаж, торгово-промышленных выставок, ярмарок и иных мероприятий организационного характера;
поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, содействие в установленном порядке созданию сельскохозяйственных кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов;
развитие розничной торговой сети в сельской местности за счет расширения развозной торговли, а также применения дистанционной торговли;
обеспечение доступности объектов торговли для инвалидов и других маломобильных граждан;
создание системы мониторинга отрасли;
внедрение новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий;
укрепление кадрового потенциала отрасли.

4. Перечень показателей, характеризующий выполнение плана
мероприятий по реализации Концепции

К показателям, характеризующим выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, относятся:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 жителей);
достижение и поддержание физической и экономической доступности для населения Саратовской области непродовольственных товаров первой необходимости и безопасных продовольственных товаров в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления продовольственных товаров, необходимых для активного и здорового образа жизни;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различного формата и их характеристика);
число субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли;
удельный вес импортных и отечественных товаров в общем объеме продажи товаров на территории области;
темпы объема розничного товарооборота на территории области;
объем продаж товаров на одного жителя;
доля торговой отрасли в производстве валового регионального продукта;
объем привлеченных инвестиций в развитие торговой инфраструктуры и торговли;
среднегодовой индекс потребительских цен на товары на территории области;
объем основных видов товаров отечественного производства в общем товарообороте на территории области;
количество торговых объектов, оборудованных для посещений лиц с ограниченными возможностями.
Ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, министерство экономического развития и инвестиционной политики области готовит сводный отчет об исполнении плана мероприятий Концепции и размещает его на своей странице на официальном портале Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(часть вторая в ред. постановления Правительства Саратовской области от 27.02.2014 № 129-П)


------------------------------------------------------------------