Постановление Правительства Саратовской области от 02.08.2013 N 375-П "Об утверждении Концепции миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. № 375-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1502-р Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года (далее - Концепция).
2. Органам исполнительной власти области при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области в рамках своей компетенции принять участие в реализации настоящей Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П.В.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ





Приложение № 1
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 2 августа 2013 г. № 375-П

КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Общие положения

Концепция миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов исполнительной власти области в сфере управления миграционными процессами.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Концепцией демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, Концепцией государственной национальной политики в Саратовской области, Концепцией семейной политики Саратовской области до 2025 года, постановлением Правительства Саратовской области от 28 декабря 2007 г. № 477-П "Об утверждении схемы территориального планирования Саратовской области".

2. Обоснование необходимости разработки Концепции
миграционной политики в Саратовской области

Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Саратовской области, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации и последствиями вступления России во Всемирную торговую организацию. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.
Необходимость комплексного подхода к регулированию миграционных процессов обусловлена приграничным геополитическим положением области с ее многонациональным и поликонфессиональным составом населения, потребностью в решении проблем демографии населения и обеспечении экономики трудовыми ресурсами.
Демографическая ситуация в Саратовской области характеризуется снижением численности населения с 1996 года. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом. За 2012 год естественная убыль населения составила 7,3 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал ее только на 24,8 процента. По прогнозу Федеральной службы государственной статистики естественная убыль населения Саратовской области к 2025 году составит 15,9 тыс. человек.
Еще одной серьезной проблемой является то, что из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. В результате в области наблюдаются серьезные тендерные диспропорции населения. Число женщин превышает число мужчин, начиная с возраста 29 лет. После 30 лет численность женщин больше численности мужчин на 30,3 процента и составляет 1667308 человек. Это является одним из ключевых факторов разрушения семьи и низкой рождаемости. По заключениям ряда специалистов для придания стабильности семье и положительной динамики росту рождаемости необходимо превышение числа мужчин над женщинами как минимум на 10 процентов.
Характерной чертой демографических процессов, происходящих в Саратовской области, является старение населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 24,9 процента. К 2025 году она вырастет на 4,7 процентных пункта и составит 29,6 процента. По прогнозу доля лиц в трудоспособном возрасте к 2025 году составит 54,5 процента и сократится на 11,8 процента (на 177,2 тыс. человек), что в 2,1 раза быстрее темпов снижения общей численности населения области.
Вместе с тем, основной целью Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году. Указанные целевые значения могут быть достигнуты, в том числе за счет значительного увеличения миграционного прироста.
Наибольший вклад в миграционный прирост Саратовской области вносит внешняя миграция. За прошлый год из-за рубежа в область въехало 6,8 тыс. человек, выехало - 1,1 тыс. человек. Более 90 процентов внешней миграции приходится на страны Содружества независимых государств. Из них наибольшую долю в структуре прибывших занимают выходцы из Казахстана (29 процентов из общего миграционного обмена со странами СНГ), Узбекистана (22 процента), Армении (13 процентов).
В 2012 году работодателями для трудовой деятельности было привлечено 6143 иностранных гражданина. По сравнению с 2011 годом привлечение иностранных работников уменьшилось на 1 процент.
35 процентов трудовых мигрантов были заняты малоквалифицированным трудом. Вместе с тем количество трудовых мигрантов составляет 0,5 процента от общей численности населения, занятого в экономике, что не оказывает существенного влияния на рынок труда.
В рамках программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 22 июня 2010 г. № 238-П (далее - программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом), за 2010 - 2012 годы в область переехало 3672 человека. Портрет среднестатистического участника программы: молодой человек, 25 - 35 лет, с высшим или средним профессиональным образованием и опытом работы. Следовательно, программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является действенным механизмом привлечения человеческих ресурсов, отвечающих задачам социально-экономического развития области.
Во внутрироссийской миграции область теряет население, что характеризует ее как транзитную полосу для мигрантов. В рамках межрегиональной миграции в 2012 году в область прибыло 21,8 тыс. человек, выбыло - 25,7 тыс. человек.
В миграционном обмене с другими субъектами Российской Федерации Саратовская область является донором для субъектов Центрального федерального округа (г. Москва - 29 процентов, Московская область - 47,2 процента) - 44 процента всех выбывших, Северо-Западного федерального округа (г. Санкт-Петербург - 40,7 процента, Ленинградская область - 21,4 процента) - 10,7 процента всех выбывших и субъектов Уральского федерального округа - 6,6 процента всех выбывших.
В область приезжают преимущественно жители Центрального федерального округа - 25 процентов прибывших, Приволжского федерального округа - 23 процента (в основном из Пензенской и Самарской областей), Южного федерального округа - 15,4 процента.
Среди внешних мигрантов лица трудоспособного возраста составляют более 70 процентов, однако в составе убывающих мигрантов их доля выше, что не восполняет потери трудовых ресурсов.
Учитывая отрицательное миграционное сальдо области в межрегиональном обмене, приоритетным направлением в ближайшее время должно стать привлечение мигрантов из стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) и Кавказа (Армении, Азербайджана), миграционный потенциал которых достаточно высокий и доля которых в миграционном составе преобладает. При этом предпочтение будет отдаваться соотечественникам, переселяющимся в Саратовскую область в соответствии с программой Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Саратовская область обладает большим образовательным потенциалом. В области действуют 32 учреждения высшего профессионального образования, 42 - среднего профессионального образования, 39 - начального профессионального образования. Общее количество студентов и учащихся составляет 155,3 тыс. человек, из них иностранных студентов - 2 тыс. человек. Это показывает, что привлечению в учебные заведения иностранных студентов уделяется недостаточное внимание. В учебных заведениях области обучаются студенты и учащиеся практически всех федеральных округов.
Следовательно, необходимо проводить системную работу по привлечению иностранных студентов в учебные заведения области, включающую определенную работу с ними в процессе обучения.
Образовательная (учебная) миграция является источником квалифицированных и интегрированных в области иностранных граждан, что должно стать одним из перспективных направлений реализации миграционного потенциала области.
В миграционном обороте 60,4 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности в 2012 году составил 6,6 тыс. человек, что в 2,3 раза превышает показатель 2010 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.
К факторам, сдерживающим внутреннюю миграцию населения, относятся большие издержки на переселение, неразвитость транспортной сети, ограниченность рынка арендуемого жилья, высокая стоимость жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения.
Миграционный прирост по территориальному признаку в 2012 году распределился между г. Саратовом (62 процента) и другими городами области (38 процентов). Таким образом, г. Саратов является областным центром поселения мигрантов.
В качестве непосредственного результата интенсивной миграции следует отметить тенденции изменения межэтнического, национально-культурного баланса в ряде муниципальных районов и муниципальных образований области, что потребует уже в ближайшее время разработки адекватных программных мероприятий.
В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие области муниципальные образования области можно сгруппировать в три группы: депрессивные (в том числе частично депрессивные), приграничные и благополучные.
Группу депрессивных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в западных и северных слабо- и среднезаселенных районах области, которые преимущественно удалены от крупных агломераций - Аркадакского, Аткарского, Базарно-Карабулакского, Балтайского, Духовницкого, Романовского, Петровского, Самойловского, Турковского муниципальных районов. Для этой группы характерны самые высокие потери населения, существенное превышение числа умерших над числом родившихся, миграционный отток.
Частично депрессивные муниципальные образования имеют ярко выраженные негативные тенденции по одному - двум параметрам: Воскресенский, Екатериновский, Калининский, Хвалынский (низкая рождаемость и высокая смертность), Ершовский, Краснопартизанский, Новобурасский (высокая смертность и миграционный отток), Ивантеевский, Пугачевский, Советский, Федоровский муниципальные районы (отрицательное сальдо миграции).
Группу приграничных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в юго-восточных районах, граничащих с Республикой Казахстан, и поэтому имеющих особое геополитическое значение - Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы. Муниципальные районы этой группы характеризуются высокой рождаемостью и низкой смертностью, но высокими темпами миграционного оттока.
Группу благополучных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в приволжских, центральных и западных районах области, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Краснокутский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г. Саратов. Муниципальные образования этой группы характеризуются приростом населения или самыми низкими темпами убыли населения, устойчивой миграционной привлекательностью.
Миграционный отток населения наблюдается в восточных районах области с наименьшей плотностью сельского населения, миграционный приток - в приволжских плотно заселенных районах области.
Учитывая значительные территориальные и социально-экономические диспропорции в развитии муниципальных районов области, пространственное размещение мигрантов необходимо осуществлять в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов области, предусматривающими комплексное планирование развития территорий, рациональное размещение производительных сил и обеспечение занятости сельского населения.
Определение количественных и качественных характеристик трудовой миграции зависит от параметров перспективного баланса трудовых ресурсов, текущего и прогнозного дефицита рабочей силы, учитывающего его территориальные и отраслевые разрезы, повышение инвестиционной привлекательности.
Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда области определено, что в результате модернизации экономики, ввода в строй высокотехнологичных современных производств произойдет расширение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться. Наиболее востребованы мигранты будут в следующих сферах трудовой деятельности: высококвалифицированные рабочие и ИТР в обрабатывающих производствах, специалисты строительства и монтажа, квалифицированные специалисты топливно-энергетического комплекса, врачи и средний медицинский персонал, специалисты в сельском хозяйстве, высококвалифицированные специалисты в области экономики и менеджмента, эффективного маркетинга.
В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающих территорий. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
Важными элементами миграционной политики являются создание условий для интеграции и социальной инклюзии мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Стратегическим основанием Концепции должно стать понимание миграционных процессов сквозь призму рассмотрения таких категорий как социальная сплоченность, справедливость, инклюзия. Усиливающийся акцент на идеях социальной сплоченности позволит приблизиться к пониманию социального государства и реализации его основного принципа - социальной справедливости. Создание условий для овладения мигрантами русским языком, изучения базовых законов, культурных норм и традиций народов России, профессионального обучения и повышения квалификации особенно актуально в связи со снижением уровня образования, знаний русского языка и профессионально-квалификационной подготовки прибывающих мигрантов по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо также более активно привлекать к работе с мигрантами институты гражданского общества.

Саратовская область входит в число самых многонациональных субъектов Российской Федерации, этнический состав которой представлен 148 национальностями. На территории областного центра осуществляют свою деятельность около 50 национально-культурных объединений. В области накоплен положительный опыт в сфере социального и этноконфессионального взаимодействия. Реализуется Концепция государственной национальной политики в Саратовской области, долгосрочная областная целевая программа "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2010 г. № 479-П.
В области действуют краткосрочные адаптационные курсы для мигрантов, в которых в 2012 году приняли участие и получили соответствующие сертификаты 56 человек, но этого явно недостаточно. Существует необходимость разработки и реализации комплексных адаптационных программ, внедрения новых механизмов интеграции мигрантов в социокультурную и экономическую среду.
Особую роль в развитии адаптационных механизмов призваны сыграть общественные, национально-культурные, религиозные организации и объединения.
С целью недопущения негативного отношения и формирования в общественном сознании искаженных представлений о мигрантах необходимо повышать роль средств массовой информации в формировании доброжелательного климата и влияния миграции на социально-экономическое развитие области.
Необходимо разрабатывать и реализовывать системные проекты по информационной поддержке миграционной политики, включающие серии публикаций в печатных средствах массовой информации, телевизионные и радиопрограммы, отражающие положительное влияние миграции на социально-экономическую ситуацию, раскрывающих яркие позитивные процессы взаимообогащения национальных культур.
Также результатом проведения грамотной этноконфессиональной и миграционной политики в области должно стать систематическое повышение уровня профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в миграционной сфере с учетом этносоциальной ситуации, методов регулирования межнациональных отношений.
Таким образом, переселение мигрантов на постоянное место жительства в Саратовскую область является единственным источником увеличения численности населения, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики - основой для ее дальнейшего инновационного развития.

3. Цели миграционной политики в Саратовской области

Целями миграционной политики в Саратовской области являются:
миграционный прирост населения, обеспечивающий стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году;
стимулирование селективной миграции, основанной на половозрастных и квалификационных потребностях экономики области;
рациональное распределение населения на территории области с учетом схемы территориального планирования Саратовской области;
сохранение национально-культурного баланса населения в муниципальных образованиях области;
сохранение национально-культурных, исторических традиций народов Российской Федерации;
обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения области.
Статус мигранта не означает его пассивной роли в решении разнообразных проблем. Мигрант должен постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер как миграционной, так и демографической политики.
В качестве исходного ориентира принят тип мигранта, обладающий следующими характеристиками:
трудоспособный возраст;
наличие или получение в настоящее время профессионального образования;
наличие опыта работы по полученной профессии и специальности;
соответствие образования и уровня квалификации потребностям рынка труда области;
уровень знания русского языка не ниже среднего;
готовность к принятию культурных, исторических ценностей народов Российской Федерации;
зарегистрированный брак, наличие детей (в случае отсутствия зарегистрированного брака предпочтителен мигрант мужского пола).

4. Принципы миграционной политики в Саратовской области

Миграционная политика в Саратовской области основывается на следующих принципах:
а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) гармонизация интересов личности, общества и государства;
г) взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
д) защита рынка труда области;
е) режим благоприятствования для мигрантов, отвечающих характеристикам исходного ориентира;
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
з) учет особенностей развития административных территорий области;
и) открытость и доступность информации о миграционных процессах;
к) научная обоснованность принимаемых решений, проведение социологических исследований.

5. Задачи миграционной политики в Саратовской области

Основными задачами миграционной политики в Саратовской области являются:
повышение миграционной привлекательности области, создание условий и стимулов для переселения в область на постоянное место жительства граждан других субъектов Российской Федерации, соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
уменьшение оттока из области квалифицированных специалистов;
разработка дифференцированных механизмов отбора и привлечения мигрантов, отвечающих характеристикам исходного ориентира;
содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
увеличение привлечения соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья на постоянное место жительства;
дифференциация миграционных потоков на основании схемы территориального планирования Саратовской области;
содействие развитию внутренней миграции, как внутриобластной, так и межрегиональной;
повышение укорененности и оседлости населения области, прежде всего в малых городах и сельских населенных пунктах на всей территории области;
содействие социальной инклюзии и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий миграционных процессов, противодействие незаконной миграции.

6. Основные направления миграционной политики
в Саратовской области

Основными направлениями миграционной политики в Саратовской области являются:
а) повышение миграционной привлекательности области, создание условий и стимулов для переселения в область на постоянное место жительства граждан других субъектов Российской Федерации, соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, развитие просветительской деятельности государственных структур и общественных объединений:
актуализация схемы территориального планирования Саратовской области;
развитие рынка труда, обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре занятости населения (молодежь, женщины, инвалиды), на основе создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест, улучшения условий и оплаты труда, развития малого предпринимательства;
активизация целевого жилищного строительства на территории области на основе расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе с возможностью участия в действующих федеральных и областных жилищных программах, а также с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования;
развитие дешевых сегментов рынка арендуемого жилья;
обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
разработка правовых актов области, обеспечивающих реализацию Концепции;
разработка программ и планов мероприятий, направленных на реализацию Концепции;
совершенствование модели системы управления миграционной политикой области с учетом динамики развития миграционного процесса;
создание инфраструктуры поддержки мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих области и муниципальных служащих по вопросам реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
проведение регулярного мониторинга миграционных процессов и оценка их влияния на социально-экономическую обстановку Саратовской области;
пропаганда в средствах массовой информации объективных процессов, происходящих в сфере миграции, их значимости и необходимости для развития Саратовской области;
б) уменьшение оттока из области квалифицированных специалистов:
разработка системы комплексных мер, направленных на закрепление квалифицированных специалистов на территории области;
разработка системы мер, направленных против демпинга уровня заработной платы по вакансиям, на которые работодатель планирует привлечение иностранных работников;
в) разработка дифференцированных механизмов отбора и привлечения мигрантов, отвечающих характеристикам исходного ориентира:
разработка механизмов привлечения мигрантов, учитывая страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и иные характеристики отбора специалистов;
создание дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, осуществления трудовой деятельности, в том числе программ привлечения в область высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям дефицитным и востребованным на областном рынке труда;
стимулирование миграции в Саратовскую область молодежи, имеющей особо востребованные на рынке труда области профессии и специальности;
создание условий для миграции в Саратовскую область предпринимателей и инвесторов;
содействие переселению в Саратовскую область иностранных граждан в целях воссоединения семей;
создание системы государственной поддержки отдельных категорий мигрантов (в том числе молодых семей, молодых ученых и специалистов) в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий путем формирования соответствующих правовых, организационных и финансово-кредитных условий;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности:
совершенствование условий для обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории области, на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;
увеличение контингента студентов в областных образовательных учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников Содружества Независимых Государств;
совершенствование условий пребывания в Саратовской области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации;
содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях;
организационное и информационное содействие образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;
содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории области;
д) увеличение привлечения соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья на постоянное место жительства:
разработка и реализация программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
обеспечение гарантий государственной поддержки соотечественникам, переехавшим в Саратовскую область;
е) дифференциация миграционных потоков на основании схемы территориального планирования Саратовской области:
разработка системы мер, направленных на равномерное и сбалансированное размещение мигрантов;
повышение инвестиционной привлекательности муниципальных районов с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда, создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры;
повышение инвестиционной привлекательности приграничных с Республикой Казахстан районов области с целью создания необходимой социальной и транспортной инфраструктуры для переселения граждан в указанные районы с целью осуществления трудовой деятельности;
определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов муниципальных районов и населенных пунктов, разработка карты приоритетного расселения мигрантов;
разработка программ и планов мероприятий по интеграции и социально-экономической инклюзии мигрантов на территории области;
учет демографической и миграционной ситуации, конъюнктуры рынка труда районов с низкой численностью трудоспособного населения при формировании областного бюджета;
ж) содействие развитию внутренней миграции, как внутриобластной, так и межрегиональной:
создание экономических условий (обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда) для повышения территориальной мобильности рабочей силы;
разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости;
содействие внутренней миграции, прежде всего между областным центром, малыми городами и сельскими поселениями;
развитие транспортной инфраструктуры внутренних пассажирских перевозок;
повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
поддержка образовательной (учебной) миграции жителей области в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
развитие межрегионального взаимодействия в целях повышения трудовой мобильности российских граждан, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве в сфере занятости населения;
совершенствование региональной и межрегиональной систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства в Саратовской области;
з) повышение укорененности и оседлости населения области, прежде всего, в малых городах и сельских населенных пунктах на всей территории области:
разработка системы мер, направленных на снижение оттока жителей области для трудоустройства в другую местность, их полную занятость в местах постоянного проживания;
обеспечение доступности жилья, доступности и качества государственных услуг, в первую очередь услуг здравоохранения, образования и культуры в местах их проживания;
и) содействие интеграции и социальной инклюзии мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
разработка, внедрение и реализация программ интеграции и социальной инклюзии мигрантов и членов их семей в Саратовской области на основе взаимодействия органов государственной власти области, органов местного управления области, институтов гражданского общества и бизнес-структур;
создание условий для адаптации и интеграции мигрантов (в том числе беженцев и вынужденных переселенцев), содействие в обучении русскому языку, правовому просвещению, информированию о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры, включая создание центров информации и социальной адаптации мигрантов;
содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
к) совершенствование института социального партнерства, способствующего согласованию интересов мигрантов, работодателей и органов исполнительной власти, в том числе создание профессиональных союзов мигрантов:
повышение правовой грамотности работодателей и мигрантов в сфере трудовых отношений;
оказание содействия созданию профессиональных союзов мигрантов;
л) развитие институтов гражданского общества, направленных на социальную интеграцию и социальную инклюзию мигрантов:
содействие в развитии и поддержка институтов гражданского общества, направленных на социализацию и интеграцию мигрантов;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими интеграции и инклюзии мигрантов;
содействие созданию в муниципальных районах области общественных национально-культурных объединений;
организация информационно-просветительской деятельности по вопросам реализации миграционной политики, социализации и интеграции мигрантов, в том числе через средства массовой информации;
м) предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий миграционных процессов, противодействие незаконной миграции:
подготовка предложений по совершенствованию правовой базы противодействия незаконной миграции;
совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;
усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
разработка системы мероприятий по предупреждению возможных конфликтов и снятию противоречий, связанных с обустройством мигрантов и их интеграцией в местную среду;
развитие информационно-пропагандистской работы по предупреждению и устранению возникновения мигрантофобии, проявлений экстремизма в сфере межэтнических отношений, в том числе привлечение средств массовой информации.

7. Информационно-аналитическое обеспечение реализации
миграционной политики в Саратовской области

Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики в Саратовской области предусматривает:
а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий;
б) обеспечение доступности информации о проводимой миграционной политике, ее эффективности и результатах ее реализации;
в) обеспечение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации;
г) применение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности мероприятий в сфере миграции;
д) проведение мониторинга средств массовой информации области по миграционной тематике с целью оценки эффективности информационного обеспечения Концепции.

8. Основные механизмы реализации миграционной политики
в Саратовской области

Реализация Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, направленных на выработку единых подходов к развитию и совершенствованию миграционных процессов, происходящих в области, координацию совместной работы по улучшению миграционной ситуации в области.
Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики в Саратовской области:
а) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права, а также принятие правовых актов области, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий в сфере миграции;
б) участие в установленном порядке в развитии международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции;
в) разработка и реализация программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
г) учет задач в сфере миграции области при формировании областного бюджета, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных мероприятий в сфере миграции области;
д) поддержка развития институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на реализацию целей и задач Концепции;
е) совершенствование системы взаимодействия органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (по согласованию) и органов местного самоуправления области (по согласованию) с институтами гражданского общества в сфере миграции;
ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории области миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития области, а также последующая корректировка конкретных мер в сфере миграции на территории области;
з) подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих области и муниципальных служащих по вопросам реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
и) научно-исследовательское обеспечение реализации мероприятий в сфере миграции.
Условиями реализации Концепции является наличие ресурсного обеспечения, включающего бюджетное финансирование и кадровое обеспечение.
На достижение целевых показателей могут повлиять следующие риски:
отсутствие своевременных изменений федерального законодательства;
недостаточность финансовых и кадровых ресурсов для реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей Концепции;
несоблюдение социально-экономических параметров развития области, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Программе социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, межотраслевых и отраслевых Стратегиях и Концепциях развития области.

9. Этапы реализации миграционной политики
в Саратовской области

Первый этап (2013 - 2015 годы):
разработка и принятие правовых актов области, обеспечивающих реализацию Концепции;
разработка программ и планов мероприятий, направленных на реализацию Концепции;
утверждение программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы;
совершенствование модели системы управления миграционной политикой области;
создание инфраструктуры поддержки мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
совершенствование института социального партнерства, способствующего согласованию интересов мигрантов, работодателей и органов исполнительной власти области, в том числе создание профессиональных союзов мигрантов;
развитие институтов гражданского общества, направленных на социальную интеграцию и социальную инклюзию мигрантов.
Второй этап (2016 - 2020 годы):
обобщение и анализ правоприменительной практики принятых правовых актов области, обеспечивающей реализацию Концепции;
реализация и мониторинг программ и планов мероприятий, направленных на осуществление основных направлений Концепции;
утверждение программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы;
развитие инфраструктуры поддержки мигрантов;
анализ эффективности проводимых мероприятий в сфере миграции и их корректировка.
Третий этап (2021 - 2025 годы):
оценка результатов эффективности проводимых мероприятий в сфере миграции;
уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации Концепции.

10. Оценка эффективности реализации Концепции

Реализация приоритетных направлений Концепции позволит к 2025 году:
1. Обеспечить миграционный прирост населения, превышающий естественную убыль населения.
2. Привлечь на постоянное место жительства не менее 25 тыс. человек соотечественников, проживающих за рубежом.
Достижение указанных показателей возможно только при условии соблюдения социально-экономических параметров развития области, закрепленных в стратегических и концептуальных документах области и обеспечения в полном объеме ресурсами (финансовыми, кадровыми) мероприятий Концепции.


------------------------------------------------------------------